Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.
Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом
Измятый конверт, а на нем по линейке
Рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.
Тема:развитие коммуникативной компетентности родителей в системе детско-родительских отношений.
Цель:гармонизация коммуникативной сферы детско-родительских отношений.
Задачи: анализ актуального состояния коммуникативной сферы детско-родительских отношений; развитие у родителей навыков конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми.
Организационная часть.
Руководитель зачитывает ситуацию и просит каждого участника группы поставить себя на место ребенка, от лица которого произносится монолог.
Прослушав текст, родителям необходимо определить какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации, каковы причины и что нужно сделать, чтобы изменить положение.
Лекционная часть.
2. Дискуссионное обсуждение, вопросы:
3. Минилекция «Роль общения в детско-родительских отношениях».
Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое общение; 2) какова структура общения; 3) специфика коммуникаций в детско – родительских отношениях.
Активная часть.
1. Упражнение «Резервные возможности коммуникаций».
Руководитель просит родителей записать, а затем прокомментировать несколько известных им способов активного слушания.
Группа разбивается на пары. Задача каждого собеседника узнать, что именно партнер подразумевает под той или иной фразой, для этого один собеседник сообщает какое-нибудь утверждение, а другой выражает свою реакцию на это фразами, начинающимися словами: «Ты имеешь в виду, что …», и дальше переформулирует утверждение так, чтобы дать понять, что смысл произнесенного понят. Цель – трижды добиться согласия. Затем собеседники меняются ролями.
Группа разбивается на пары. Один из партнеров сообщает какое-либо утверждение, например «Мой сын плохо учится». Задача второго собеседника, во-первых – узнать какие эмоции и чувства испытывает его партнер, сообщающий тот или иной факт, во-вторых – передать своими словами чувства собеседника и попытаться пересказать их смысл одной фразой (целесообразно использование слов «Я понимаю Вас …»). Собеседники меняются ролями.
Примечание. Руководителю необходимо на примере показать как выполняется каждая часть этого упражнения.
Раздаются карточки, где записаны детские утверждения. Родителям необходимо спланировать и записать свою реакцию на услышанное по следующей схеме:
Выполнив упражнение родители зачитывают друг другу свои варианты высказываний и комментируют услышанное.
Родителям предлагается серия высказываний содержащих элементы деструктивности. Задача группы выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их.
Рефлексия.
Домашнее задание. Самонаблюдение (родителям необходимо обратить внимание на то, как они предъявляют требования ребенку, как ребенок обычно реагирует на просьбы родителей, а также проанализировать как часто и каким способом они хвалят ребенка).
Рекомендуемая литература: Ле Шан Э. Когда ваш ребенок вас сводит сума. – М., 1990.
Стимульный материал:
текст минилекции «Роль общения в детско-родительских отношениях» и дискуссионных вопросов; текст упражнения «Я – мой собственный ребенок»; листы А4; фломастеры; карточки с ситуациями для упражнения «Ситуационное реагирование»; бланк упражнения «Саботажники общения»; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.
Тема:регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства.
Цель: обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка.
Задачи: анализ актуальных способов регуляции поведения ребенка; развитие навыков активного восприятия деятельности и поведения ребенка; обучение родителей техникам конструктивного воздействия на поведение ребенка.
Организационная часть
Основная часть
Группа разбивается на пары, каждой паре руководитель зачитывает несколько одинаковых ситуаций конфликтного взаимодействия с ребенком. Каждая пара должна продумать, а потом продемонстрировать реакцию родителя на подобную ситуация с учетом заданной заранее установки:
Группа анализирует предложенные варианты реагирования, делает вывод об их приемлемости и предлагает наиболее эффективный по их мнению способ поведения в каждой из предложенных ситуаций (продемонстрировать на примере).
Занятие №5
Тема:развитие коммуникативной компетентности родителей в системе детско-родительских отношений.
Цель:гармонизация коммуникативной сферы детско-родительских отношений.
Задачи: анализ актуального состояния коммуникативной сферы детско-родительских отношений; развитие у родителей навыков конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми.
Организационная часть.
-
Приветствие родителей. -
Анализ домашнего задания. -
Введение родителей в тематику занятия. -
Упражнение «Я – мой собственный ребенок».
Руководитель зачитывает ситуацию и просит каждого участника группы поставить себя на место ребенка, от лица которого произносится монолог.
Прослушав текст, родителям необходимо определить какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации, каковы причины и что нужно сделать, чтобы изменить положение.
Лекционная часть.
-
Упражнение «Эффективное общение»
-
на первом этапе группа обсуждает, какие качества важны для успешного межличностного и внутрисемейного общения; -
на втором - каждый участник группы на индивидуальном бланке записывает те качества, которые по его мнению способствуют успешному общению (в этот список могут войти не только те качества, которые были названные при групповом обсуждении, а также и те , которые по каким-либо причинам не были поддержаны группой); -
затем, каждый должен оценить степень проявления качества, указанных в индивидуальном списке по шкале от 1 до 6, после того, как все оценят себя, оценочный лист сдается руководителю, так как он будет нужен для дальнейших занятий.
2. Дискуссионное обсуждение, вопросы:
-
Сколько временив день вы уделяете общению с вашим ребенком? -
В какое время дня вы чаще всего общаетесь с ребенком? -
На какие темы вы разговариваете с ребенком чаще всего? -
Вы общаетесь с ребенком также как и с близкими друзьями? Почему? -
Нравится ли вам то, как вы общаетесь с ребенком? Почему?
3. Минилекция «Роль общения в детско-родительских отношениях».
Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое общение; 2) какова структура общения; 3) специфика коммуникаций в детско – родительских отношениях.
Активная часть.
1. Упражнение «Резервные возможности коммуникаций».
-
1-я часть – слушание.
Руководитель просит родителей записать, а затем прокомментировать несколько известных им способов активного слушания.
-
2-я часть – информирование.
Группа разбивается на пары. Задача каждого собеседника узнать, что именно партнер подразумевает под той или иной фразой, для этого один собеседник сообщает какое-нибудь утверждение, а другой выражает свою реакцию на это фразами, начинающимися словами: «Ты имеешь в виду, что …», и дальше переформулирует утверждение так, чтобы дать понять, что смысл произнесенного понят. Цель – трижды добиться согласия. Затем собеседники меняются ролями.
-
3-я часть – подтверждение.
Группа разбивается на пары. Один из партнеров сообщает какое-либо утверждение, например «Мой сын плохо учится». Задача второго собеседника, во-первых – узнать какие эмоции и чувства испытывает его партнер, сообщающий тот или иной факт, во-вторых – передать своими словами чувства собеседника и попытаться пересказать их смысл одной фразой (целесообразно использование слов «Я понимаю Вас …»). Собеседники меняются ролями.
Примечание. Руководителю необходимо на примере показать как выполняется каждая часть этого упражнения.
-
Упражнение «Ситуационное реагирование».
Раздаются карточки, где записаны детские утверждения. Родителям необходимо спланировать и записать свою реакцию на услышанное по следующей схеме:
-
Убедиться в том, что утверждение понято правильно – «Ты имеешь в виду, что …». -
Подтвердить то, что вы действительно поняли услышанное - «Я понимаю тебя …». -
Показать, что вы разделяете чувства ребенка – «Мне тоже …». -
Убедить ребенка в том, что проблема разрешима – «Мы вместе …».
Выполнив упражнение родители зачитывают друг другу свои варианты высказываний и комментируют услышанное.
-
Дискуссия на тему «Саботажники общения».
Родителям предлагается серия высказываний содержащих элементы деструктивности. Задача группы выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их.
-
«Если ты немедленно не сядешь за уроки, я не позволю тебе вечером пойти гулять на улицу», «Либо ты сейчас же идешь спать, либо я закрываю тебя в темной комнате одного» - Угроза. -
«Быстро домой!», «Марш в постель!», «Садись за стол!» - Приказы. -
«Ты опять плохо порезал хлеб», «Ты очень неаккуратно ешь», «Ты - неряха» - Негативная критика. -
«Ты поступил как дурак», «Ты упрямый как осел» - Оскорбительные прозвища. -
«Ты должна слушать каждое мое слово», «Ты должен делать так как я говорю», «Вы не должны так кричать когда играете» - Слова «должники».
Рефлексия.
Домашнее задание. Самонаблюдение (родителям необходимо обратить внимание на то, как они предъявляют требования ребенку, как ребенок обычно реагирует на просьбы родителей, а также проанализировать как часто и каким способом они хвалят ребенка).
Рекомендуемая литература: Ле Шан Э. Когда ваш ребенок вас сводит сума. – М., 1990.
Стимульный материал:
текст минилекции «Роль общения в детско-родительских отношениях» и дискуссионных вопросов; текст упражнения «Я – мой собственный ребенок»; листы А4; фломастеры; карточки с ситуациями для упражнения «Ситуационное реагирование»; бланк упражнения «Саботажники общения»; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.
Занятие № 6
Тема:регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства.
Цель: обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка.
Задачи: анализ актуальных способов регуляции поведения ребенка; развитие навыков активного восприятия деятельности и поведения ребенка; обучение родителей техникам конструктивного воздействия на поведение ребенка.
Организационная часть
-
Приветствие родителей. -
Анализ домашнего задания.
Основная часть
-
Дискуссионное общение (1), вопросы:
-
Часто ли вы наказываете своего ребенка? -
Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев? -
Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка? -
Как ваш ребенок реагирует на наказания? -
По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему? -
Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите? -
Вы часто его хвалите? -
Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка? -
Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему?
-
Упражнение «Ситуационное реагирование»
Группа разбивается на пары, каждой паре руководитель зачитывает несколько одинаковых ситуаций конфликтного взаимодействия с ребенком. Каждая пара должна продумать, а потом продемонстрировать реакцию родителя на подобную ситуация с учетом заданной заранее установки:
-
первая пара - агрессивно, со злостью; -
вторая пара - с насмешкой; -
третья пара - при помощи иронической похвалы; -
четвертая пара - с косвенным неодобрением.
Группа анализирует предложенные варианты реагирования, делает вывод об их приемлемости и предлагает наиболее эффективный по их мнению способ поведения в каждой из предложенных ситуаций (продемонстрировать на примере).
-
Дискуссионное общение (2), вопросы:
-
Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка? -
Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка? -
Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают?