Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


Примечание.В процессе обсуждения необходимо попросить родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией.

  • Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1)содержание (смысл, суть) наказания, 2)ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком?

  • Наказывая ребенка вы стремитесь его обидеть, унизить, поставить его на место и т.п.?

  • Вспомнив последние ссоры с ребенком вы можете с уверенностью сказать, что вы действительно не затронули его чувства, не обидели его, а лишь указали на ошибку?

Родители должны сделать вывод из услышанного, прийти к единому мнению относительно того, что в действительности должно содержать в себе наказание и каково его влияние на ребенка.

  1. Групповое обсуждение темы (3) «Как правильно наказывать ребенка», вспомогательные вопросы:

  • Случалось ли, что вы несколько раз наказывали ребенка за один и тот же проступок? Какова реакция вашего ребенка на повторные обвинения?

  • Бывало ли, что наказывая ребенка вы использовали оскорбительные выражения? Как реагирует на это ваш ребенок?

  • Случалось ли, что незначительный проступок ребенка вызывал у вас врыв гнева и массу обвинений? Какова была реакция вашего ребенка?

  • Были ли у вас такие ситуации, когда вам достаточно было один раз наказать ребенка чтобы он больше никогда не повторял этой же ошибки? Что это была за ситуация и как вы реагировали?

  • Вспомните как в детстве вас наказывали ваши родители, когда наказание действительно задевало вас и вам хотелось измениться и больше никогда так не поступать?

  • Если среди ваших родственников или друзей человек, являющийся для вас авторитетом? Обращались ли вы к нему за советом в сложной для вас ситуации? Что и как говорил вам этот человек, чтобы вы прислушались к его словам и поступили так как он рекомендует?

  1. В качестве обобщения данной темы, руководитель предлагает группе самостоятельно сформулировать требования, предъявляемые к наказанию.

Примечание. Необходимо, чтобы группа сделала следующий вывод:


Наказание не должно


  • Вредить здоровью

  • Употребляться в сомнительных случаях

  • Быть унизительным

  • Быть страшным для ребенка (ребенок должен боятся не наказания, а огорчить родителей)

Наказание должно


  • Применяться один раз за один проступок

  • Следовать сразу за проступком, а не отсрочено и сопровождаться прощением

  • По серьезности соответствовать проступку

  1. Упражнение «Ситуационное реагирование».

Раздаются карточки с ситуациями, где указаны реплики родители, наказывающих детей за проступок. Задача родителей изменить предложенные высказывания на более приемлемые.

Лекционная часть

1. Обсуждение темы «Поощрение».

Руководитель предлагает группе обсудить предложенную тему минилекции и вводит правила того «как передать любовь ребенку» (желательно, чтобы участники группы комментировали каждый пункт правил и делились своими замечаниями):

Контакт глаз – родители должны почаще смотреть на ребенка, стараясь выразить свою любовь к нему.

Физический контакт – необязательно целовать ребенка, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т.п.

Пристальное внимание – почаще бывать с ребенком наедине, тщательно планировать свою жизнь с ребенком, внимательно относиться к ребенку в присутствии других людей.

Дисциплина – необходимо педагогически грамотное общение с ребенком на основе безусловного принятия его, единство требований родителей к ребенку.

Опора на положительные качества ребенка – если вы колеблитесь стоит ли наказывать ребенка или не стоит – лучше не наказывайте вовсе, помните, что ваш ребенок искренне верит вам и если вы говорите только о его недостатках, то именно таки никчемным человеком он себя и считает и наоборот.

2. Упражнение «Ситуационное реагирование».

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.



Домашнее задание.Самонаблюдение (родителям необходимо понаблюдать за игрой ребенка, обратить внимание на то, какие игры предпочитает ребенок, с кем он любит играть, как он себя ведет во время игры).

Рефлексия.

Рекомендуемая литература: Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

Стимульный материал:

бланки с дискуссионными вопросами (1), (2), (3); карточки с ситуациями конфликтного взаимодействия с ребенком;карточки с ситуациями положительного взаимодействия с ребенком; текст минилекции «Поощрение и наказание»; бланки с правилами «Поощрение», «Наказание»; бланки рефлексии; листы А4; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №7


Тема:игра в жизни ребенка.

Цель:формирование у родителей навыков сотрудничества и недирективных взаимоотношений с ребенком.

Задачи: формирование у родителей представлений об особенностях конструктивных взаимоотношений с ребенком в семье; знакомство родителей с особенностями игровой деятельности ребенка; активизация творческой активности родителей.

Организационная часть.

  1. Приветствие родителей.

  2. Анализ домашнего задания.

Лекционная часть.

1. Вводное упражнение «Продолжение фразы».

Ведущий придумывает фразу (количество слов равно количеству игроков в группе), записывает ее на листе бумаги. Затем лист переворачивается, на обратной стороне записывается первое слово задуманной фразы. Второй участник игры, продолжив фразу предполагаемым словом, передает лист следующему участнику и т. д. Когда фраза возвращается к ведущему, лист переворачивается и фразы сравниваются.

Примечание.Необходимо, чтобы в роли ведущего побывало несколько человек (желательно, чтобы цель данного упражнения и его значимость определили сами участники группы).

  1. Дискуссионное обсуждение (в форме мозгового штурма), вопросы:

  • Что включает в себя понятие – «игра»?

  • Что значит игра в жизни вашего ребенка?

  • Каковы потенциальные возможности игры?

3. Упражнение «На что направлена игра».

Каждый родитель получает карточку с инструкцией к какой-нибудь игре, необходимо определить на что направлена данная игра.


4. Минилекция «Игра в жизни ребенка».

Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое детская игра и каково ее значение в жизни ребенка; 2) особенности игровой деятельности дошкольника и младшешкольника; 3) значимость игры в детско – родительских отношениях.

Активная часть

1.Каждый родитель получает «Набор успешного родителя» (список с играми, которые распределены в соответствии с проблематикой: игры на развитие эмоциональной сферы, на развитие коммуникативной сферы, на сотрудничество и т.п.).

  • Вся группа разбивается на подгруппы. Задача подгруппы определить, на что направлена каждая категория игр, и объяснить, каким образом они сделали подобный вывод.

  • Каждый родитель должен определить, какая категория игр необходима для их ребенка.

2.Упражнение «Идеальный ребенок – Идеальный родитель».

Работа проводится в подгруппах. Каждая подгруппа получает одинаковый набор предметов: лист А3, фломастеры, карандаши, ножницы, набор цветной бумаги, клей, скотч, ластик. Задача родителей – проанализировать какими качествами, по их мнению, должен быть наделен идеальный ребенок и идеальный родитель, вспомнить все характеристики, которые они вкладывают в понятие «идеальный», и создать творческую модель идеальных родителя и ребенка, используя все предложенные материалы.

По окончании работы каждая подгруппа представляет свой проект, рассказывает и поясняет его содержание, делится впечатлениями.

Рефлексия

Домашнее задание. Самонаблюдение.

Рекомендуемая литература: Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

Стимульный материал:

листы А4; фломастеры; текст минилекции «Игра в жизни ребенка»; список дискуссионных вопросов; подборка игр «Набор успешного родителя»; бланк с таблицей «Что я могу»; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.