Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 515

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Занятие №8


Тема: подведение итогов групповой работы, последействие.

Цель:оценка эффективности коррекционного курса.

Задачи: анализ изменений, произошедших во взаимоотношениях с ребенком за последний период; развитие саморефлексии.

Организационная часть

  1. Приветствие родителей.

  2. Анализ домашнего задания.

Основная часть

  1. Анкета «Оценка эффективности коррекционного курса» (Приложение 2).

  2. Упражнение «Анализ».

Родители получают бланки схемы - плаката «Я - родитель», в которой выделены следующие переменные: Что я хочу. Что я могу. Что мне еще надо.

Примечание.Для того, чтобы стимулировать творческую активность родителей руководителю необходимо подготовить специальный бланк схемы – плаката, который на последнем занятии будет возвращен родителю в качестве напутствия и памятки.

  1. Анализ сводного проблемного листа, который был составлен родителями на первом занятии, обсуждение изменений произошедших в детско-родительских отношениях за последнее время.

  2. Упражнение «Зеркало».

Родители получают бланки, где изображена декоративная рамка, которую они подписывают и передают соседу. Каждый родитель должен написать на полученной рамке те пожелания и напутствия, которые он хотел бы сообщить хозяину «зеркала», а затем рамка передается дальше по кругу.

  1. Последействие.

Руководитель договаривается с группой о следующей встрече, на которой родители расскажут о том, как изменились их взаимоотношения с ребенком, с какими трудностями они столкнулись, а какие проблемы стали для них разрешимыми.

Неформальная часть

В дружеской, непринужденной обстановке подведение итогов групповой работы, обмен мнениями, пожеланиями и напутствиями на будущее.

Стимульный материал:

анкета «Оценка эффективности коррекционного курса»; бланки схемы - плаката «Я - родитель»; бланки для упражнения «Зеркало»; сводный проблемный лист; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.


  1. Специфика игровой терапии в групповой работе с родителями и детьми


Групповые занятия (различные формы) в ГЦСПСиД строятся на игровой технологии. Психологический механизм игры позволяет использовать ее в процессе оказания помощи родителям в их взаимодействии с детьми. В чем особенности игры? Прежде всего, игра обладает уникальными терапевтическими и коррекционными возможностями. Уникальность ее состоит в косвенном воздействии на человека. Она значима и для ребенка и для взрослого, поскольку в игровой коррекции идет сближение родителей и детей. Игра возвращает родителей в детство, а дети принимают родителей как своих сверстников. В групповой коррекции идет обучение и детей, и родителей на понимание, принятие и использование в жизнедеятельности семьи правил взаимодействия в качестве норм этики, ориентированных на взаимное сотрудничество.

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых отношений, в которых игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии приводят в конце концов к терапевтическому эффекту», - отмечал Д. Б. Эльконин.

«Новые отношения» и поведение родителей в групповых занятиях обусловлены тем, что игра «форма психологического поведения», т.е. она раскрывает то, что внутренне присуще личности (Д. Б. Узнадзе). Игра сама по себе является особым «полем самовыражения», в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт, а это позволяет родителям и детям стать ближе друг другу.

Игровая терапия в детско-родительских группах представляет собой систему специальных занятий, игр, упражнений, направленную на преодоление трудностей и нарушений, возникающих у родителей в общении с детьми, на формирование и развитие конструктивного общения в диаде «родители-дети».

Игровая терапия способствует развитию эмоционально-личностной, поведенческой и когнитивной сферам личности ребенка и взрослого. Кроме того, игровая терапия выполняет и релаксативную функцию: в процессе занятий снимается или уменьшается эмоциональное, физическое и интеллектуальное напряжение.

Избирая форму групповой работы с родителями и детьми по проблеме общения игровую терапию, специалист может ставить следующие организационные цели:

  • отбор детей в группу с аналогичной проблемой (например, расторможенные, агрессивные дети), что позволяет сделать занятия более целенаправленными;

  • подбор игр и разработка игровой тематики в соответствии с психолого-педагогическими особенностями проблем коммуникативных нарушений в семье;

  • разработка правил сотрудничества в группе взрослых и детей, которые формируют стили поведения как детей, так и взрослых.


Правила группы могут быть таковы (они характерны для большинства тренинговых групп):

  • доверительный стиль отношений;

  • общение по принципу «здесь и теперь»;

  • персонификация высказывания;

  • искренность общения;

  • конфиденциальность всего происходящего в группе;

  • опора на позитивные качества личности;

  • оценивание поступка, а не личности;

  • активное участие в происходящем;

  • уважение друг к другу.

Эти правила принимаются в группе взрослых и детей, могут дополняться или изменяться участниками группы.

Однако в совместных детско-родительских игровых занятиях родителям предлагается перечень дополнительных правил, позволяющих реализовать принцип духовного взаимодействия с ребенком, когда родители воспринимаются ребенком не с позиции родителя-воспитателя, а друга, понимающего его проблемы:

  • ставить себя на место ребенка;

  • стараться понять его точку зрения;

  • идти в общении за ребенком;

  • говорить на его языке;

  • быть гибким, стараться варьировать в поведении с ребенком, адаптироваться к нему;

  • показывать ребенку преимущества совместной деятельности;

  • не давать оценочных суждений;

  • не регулировать поведение ребенка.

Для коррекции нарушений в общении и развитии коммуникативных умений детей используются ситуативно-ролевые игры и упражнения, направленные на формирование и развитие навыков конструктивного общения. С этой целью используются различные ситуации общения: общение на прогулке, общение с братьями и сестрами, общение с гостями и т.д. Особую значимость приобретают:

  • упражнения на развитие способности чувствовать и понимать эмоциональное состояние партнера по общению (психологические этюды, ролевые игры, метод пиктограмм (работа с картинками, изображающими эмоциональное состояние человека);

  • использование упражнений с элементами психодрамы, позволяющих самовыразить себя и детям и взрослым;

  • формирование в ролевых играх знаний и умений адекватного выражения эмоций и саморегуляции их;

  • упражнения, способствующие навыкам конструктивного общения в коллективном сотрудничестве (нарисовать картину, построить дом).

В основном вся работа строится на анализе и драматизации конкретных жизненных ситуаций, предлагаемых как участниками семейной группы, так и ведущим группы.

Таким образом, предлагаемые игры и упражнения, этюды на групповых занятиях родителей с детьми помогают взрослым в первую очередь формировать ребенка, который:


  • не провоцирует конфликты в общении с родителями, а пытается находить компромисс совместно с родителями;

  • умеет свободно высказывать свое мнение, самораскрыться, выражать свои чувства;

  • обладает коммуникативностью, умеет общаться с любым человеком (взрослым и ребенком); открыт людям, при этом оставаясь самим собой.

В данных занятиях применяются упражнения диагностического характера и творческие задания, ролевые игры, психогимнастика, групповые дискуссии. Перед началом занятий должны использоваться вводные беседы для родителей, дающие ключ к будущему игровому действию на занятиях. В процессе бесед с родителями доминантой является расширение психолого-педагогических знаний и формирование у них установки на восприятие и понимание ими эмоциональной стороны общения с ребенком, осознания его эмоционального состояния и создания атмосферы социальной и психологической безопасности ребенка.

Стержневым компонентом каждого занятия является какой-либо элемент: воображаемая ситуация, игровое действие, игровые взаимоотношения, игровой материал.

Игровая позиция участника облегчает каждому момент вступления во взаимодействие в процессе проигрывания ролевых игр, выполнения заданий и ситуаций творческого характера.

Взрослые и дети сближаются, формируется необходимая эмоциональная связь взрослых и детей. Одновременно осуществляется коррекция как родительской тактики по отношению к ребенку, так и коррекция психических свойств ребенка: памяти, наблюдательности, внимания, координации движений, динамизм, креативность и др.

Широко используются в игровых занятиях и вспомогательные средства: музыка, движение, танец, рисунок.

В игровой терапии доминирующая роль специалиста, поскольку именно грамотный подбор игровой тематики и компетентность специалиста позволяют достигнуть эффективности в работе.

Специалист при составлении игровой терапевтической программы должен учитывать следующие правила:

  • соответствие игровой тематики конкретной проблеме ребенка и родителя или группы детей; в группу необходимо объединять детей со сходной проблемой (непослушные дети, агрессивные, капризные); игры в последующих занятиях должны подбираться в соответствии с особенностями эмоциональных, коммуникативных и когнитивных проявлений данной группы детей;

  • учет уровня психолого-педагогической компетенции родителей, их тактики поведения в общении с детьми, чтобы подбор игр способствовал осознанию ими своих коммуникативных ошибок;

  • учет возрастных особенностей детей. Игра как метод групповой коррекции наиболее эффективна в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако игра применяется в работе и с подростками и со взрослыми;

  • учет психологических особенностей возраста при подборе игр. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста надо учитывать свойственные им подражательность и суггестивность (внушаемость). В игре обязательно должны присутствовать образец, демонстрация использования упражнения, действия - компонента социального обучения технике. При использовании игры в работе с детьми старших возрастов необходимо наряду с поведенческими элементами использовать аналитические (когнитивные) элементы. Для подростков и взрослых значим внутренний подтекст игры, ее психологический смысл, возможность понять внутреннее «Я» через игру;

  • учет задач и целей конкретного этапа занятия, на котором используется игра.


Групповые занятия с детьми и родителями в нашем опыте представлены следующей структурой.

Первый этап - начало занятия, ритуал группового приветствия, введение детей и родителей в атмосферу группового занятия, ознакомление их с темой занятия. Самая главная цель специалиста на этом этапе - установить доверительный контакт с группой, заинтересовать участников.

Второй этап - релаксационный: мышечная релаксация или релаксация по представлению (представлены в программах).

Третий этап - основной коррекционный этап, включающий в себя психогимнастические игры, этюды, упражнения. В процессе этого этапа необходим отдых для детей, представляющий собой блок подвижных игр, игр-развлечений, танцев (у М. Г. Чистяковой этот блок называется «Минутка шалости»).

Четвертый этап - заключительная релаксация - отдых по представлению, и преследующая цель снятия психоэмоционального напряжения, закрепление положительного настроения. Часто в релаксации по представлению используется музыка с размеренным ритмическим движением. Это поможет участникам достигнуть психофизического покоя и восстановить силы.

Пятый этап - рефлексия - механизм обратной связи: возможность узнать результат занятий, отношение участников к нему (структура, содержание); к специалисту, ведущему занятия, к самим участникам занятий. Рефлексия имеет различный характер: для взрослых предпочтительно именная или вербальная рефлексия, где анализируется: что особенно понравилось? Почему? Что не принято группой? Что было сложнее? Что не понравилось? Что хотелось сделать по-другому? Какие пожелания, претензии к руководителю? и др. Для младших детей и дошкольников характерна рисуночная и поведенческая рефлексия (если занятие понравилось, потопайте ножками; если занятие не понравилось, похлопайте ручками).

Шестой этап - домашние задания (разные или одинаковые для детей и родителей). Домашнее задание позволяет логически связать между собой отдельные занятия цикла, объединить их общей идеей и достичь внутренней структурности.

Седьмой этап - ритуал прощания.

В игровых занятиях с детьми особое место принадлежит тактике работы специалиста со столь сложной детско-родительской группой. Такая тактика предусматривает следующую специфику действий по отношению к детям: подготовку детей к игре, инструктаж; объяснение и демонстрацию способов выполнения игрового задания; проверка правильности выполнения игрового задания каждым из детей; анализ, рефлексия игры.