Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 495

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

самопознание, самовыражение и самоутверждение. Отношения со сверстниками приобретают повышенное значение уже к концу младшего школьного возраста, и здесь открываются возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.

Особое значение для развития в младшем школьном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка. Особое место среди них занимают коммуникативные способности, которые определяются психологами как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В основу программы положен метод лекотерапии – терапия, в процессе которой основным средством коррекции и развития личности ребенка, имеющего поведенческие, когнитивные и эмоциональные нарушения, является игрушка. Он включает в себя:

  • метод трудотерапии (создание самодельных игрушек);

  • методы арттерапии (рисование и игры-драматизации);

  • метод анализа продуктов деятельности (игрушек и рисунков).


Известно, что развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков.


Создание игрушки доставляет огромное наслаждение, когда они удаются, и огорчение, если образ не получается. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. В психологии пользуются так называемой «формулой В. Джемса»:

Самоотношение

=

Успех







Притязания

Из этой формулы следует, что улучшить самоотношение (повысить самооценку) можно либо закрепляя успехи, либо уменьшая неудачи. Поэтому важным и обязательным условием осуществления программы является создание ситуации успеха, где ведущая роль отводится лекотерапевту (руководителю группы).

Цель данной программы – развитие коммуникативных способностей, мотивации личностного и социального самоутверждения, гармонизация эмоционального состояния детей 9- 12 лет.

Задачи программы:

  1. снятие психоэмоционального напряжения;

  2. научение позитивному взаимодействию в диаде и группе;

  3. формирование адекватной оценки личностью самой себя, своих возможностей, достоинств и недостатков, результатов деятельности.

Программа по лекотерапии состоит из двух основных блоков:

  1. изготовление игрушки-самоделки (графическое зарисовывание будущей игрушки, изготовление выкроек-лекал, подбор материалов, раскрой и сшивание деталей, оформление игрушки);

  2. использование созданных игрушек в играх-драматизациях, лечебных спекткалях.


Тематический план занятий



Название темы

часы

1.

Первичная диагностика детских проблем. Методика Рене Жиля.

2

2.

Знакомство. Создание благоприятного микроклимата в группе. Изготовление «нитчатого» человечка.


2

3.

Моя любимая игрушка. Развитие внимания ребенка к себе, своим чувствам и переживаниям


2

4.

В мире человеческих эмоций. Изготовление сувениров из разноцветных лоскутков.


4

5.

Способы невербальной коммуникации (жесты, пантомимика). Изготовление игрушек из меховых шариков разного размера.


4

6.

Я и моя семья. Волшебные превращения (изготовление игрушек из варежек, носочков).


2

7.

Конструктивное общение. Совместное сочинение истории с помощью игрушек. Изготовление коллективной композиции.


6

8.

Рефлексивное диагностическое исследование. Методика Рене Жиля

2

9.

Заключительное занятие. Спектакль-импровизация с использованием изготовленных игрушек. Выставка детских работ.


2

Всего часов

26


Каждое занятие структурно делится на три блока:

организационный (приветствие, настройка на работу в группе);

основной блок (развитие коммуникативных способностей и изготовление игрушек);

рефлексивный блок (оценка содержания и других характеристик занятия).

Тема 1


Цель: Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристиках его поведения.

Методы: Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля (проводится индивидуально).

Тема 2

Цель: Знакомство участников группы, создание доверительной атмосферы, раскрепощение детей, установление межличностных контактов. Выработка ритуалов приветствия и прощания.

Методы: коммуникативные игры, беседа.

Материалы: клубки ниток, цветные карандаши, лоскутки ткани, тесьма, кружева.

Занятие №1

  1. Упражнение «Клубочек» на знакомство и сплочение участников группы.

Дети садятся в круг, ведущий группы, держа в руках клубок ниток, обматывает нитку вокруг пальца и называет свое имя и задает несколько вопросов любому ребенку (например: «Как тебя зовут?», «Что ты любишь?», «Во что ты больше всего любишь играть?», «Чем ты больше всего любишь заниматься в выходные?». Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему участнику группы, бросая ему клубок. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все определяют, на что похожа фигура из нитей.

Вопросы для беседы:

Как тебя называют дома? Как тебя называют папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры, друзья? Как вам нравится, чтобы вас называли и как не нравится? Как бы вы хотели, чтобы вас называли в этой группе?

Упражнение «Волшебный круг» на установление доброжелательных отношений в группе и объединение детей. Участники размещаются по кругу. Дети по очереди становятся в центр круга и говорят имя, которым бы они хотели, чтобы их назвали в группе. Ребенок, стоящий в кругу, закрывает глаза, а остальные участники аккуратными, нежными, движениями дотрагиваются до него и ласково называют его имя все вместе, повторяя несколько раз. При этом дети двигаются по кругу. В кругу должен побывать каждый ребенок.

Обсуждение-анализ чувств, ощущений, которые дети испытывали в процессе упражнения.

Выработка ритуала приветствия и прощания, а также правил работы в группе вместе с детьми (руководитель может предложить свой вариант).

  1. Игра «Путанка», направленное на двигательное раскрепощение, преодоление скованности, пассивности детей. Водящий (сначала это может быть ведущий группы) поворачивается спиной к группе. Остальные дети становятся в круг и берутся за руки. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, они зовут водящего. Он пытается распутать то, что получилось, также, не разжимая рук.


Упражнение «Рисование с помощью клубка». Разматывая нить клубка, ведущий группы показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем он передает клубок следующему. После того, как все дети «порисовали», ведущий обсуждает с ними то, что получилось.

Вопросы для обсуждения:

Можешь ли ты здесь увидеть какие-либо буквы? Какие фигуры ты здесь видишь? Можешь ли ты разобрать какие-либо цифры? Какая еда здесь «нарисована»?

Изготовление «нитчатого» человека. Изготавливается из ниток, плотно намотанных вокруг ладони (ведущий группы демонстрирует готовые игрушки и последовательность их изготовления). Таким образом можно сделать девочек, мальчиков, фей и т.п., украсив дополнительными деталями (шляпки, бантики, короны и т.п.).

«Нитчатые человечки» с именами участников группы в дальнейшем используются в качестве визитных карточек и прикрепляются к одежде детей (это их талисманчики на период курса занятий).

  1. Рефлексия «Моя гусеничка». Для каждого ребенка готовится индивидуальная рефлексивная форма на листе формата А4 с изображением гусенички. Количество фрагментов гусенички соответствует числу занятий. Дети будут их раскрашивать: если понравилось занятие - красный, не понравилось - коричневый. Данная форма рефлексии рассчитана на весь курс.

Домашнее задание: принести свою любимую игрушку.

Тема 3

Цель: Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям.

Методы: коммуникативные игры и упражнения.

Материалы и оборудование: игрушки детей, бумага для рисования, цветные карандаши.

Занятие №2

  1. Приветствие.

Упражнение «Ураган» на снятие напряжения, создание доброжелательной атмосферы, дает возможность детям больше узнать друг о друге. Участники группы располагаются в кругу на стульях. Стоящий в кругу (сначала это будет ведущий группы) со словами: «Ветер дует на …» предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Ветер дует на того, у кого есть сестры», - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, становится водящим. Стоящий в центре может сказать «Ураган!», и тогда все должны поменяться местами.

  1. Дети берут в руки свои любимые игрушки, которые они принесли (ведущий группы тоже), и садятся в круг.