Файл: Управление процесс приведения системы к состоянию, соответствующему поставленным целям Управление.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Характерные черты любого управления
Сущность и содержание управленческих решений
Любая деятельность человека связана с принятием тех или иных решений:
Особенности управленческих решений
Классификация управленческих решений
Основные требования к управленческим решениям
Причины низкого качества решений
Основными причинами невыполнения управленческих решений являются:
Психологические феномены процесса принятия решения
Факторы, влияющие на принятие решений
Основные черты ЛПР можно разделить на:
Стиль руководства в процессе принятия решений. Модель Виктора Врума и Филип Йеттона
Стили принятия решений руководителем:
Критерии проблемы в модели Врума
Процесс принятия решений (ППР)
Определение целей принятия управленческих решений
Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления
Методология целеполагания SMART
Японская модель принятия решений
Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:
Ringi (просьба о решении) - это письменная рекомендация, побуждающая к конкретному действию.
Принятие решения или отказ от него является результатом соглашения, достигнутого в каждом звене.
Основные элементы их методики анализа решений входят:
Анализ ситуации
Для возникновения необходимости принять управленческое решение нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы, т.е. наличие управленческой ситуации
Анализ ситуации требует сбора и обработки информации (восприятие организацией внутренней и внешней среды).
Информация должна быть релевантной. Информация должна быть достоверной и достаточно полной, но не избыточной
Полученные данные поступают к менеджерам, которые анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что позволяет выявить проблемы, которые необходимо решать.
Идентификация проблемы
Проблема - несоответствие желаемого и фактического состояния организации.
Проблема возникает, если
Функционирование организации в данный момент не обеспечивает достижение стоящей перед нею цели
Функционирование организации в будущем не гарантирует достижение поставленной цели
Происходит корректировка целей организации
Проблемная ситуация – содержательное описание проблемы совместно с комплексом условий, факторов и обстоятельств, вызвавших ее возникновение
Факторы, вызвавшие проблему:
Внутренние факторы – описывают состояние собственной среды предприятия как системы (экономической, организационной, материальной и т.д.), в рамках которой обеспечивается достижение поставленной перед ним цели. (подконтрольны руководству организации)
Внешние факторы - отражают состояние среды, в которой функционируют предприятие: положение в экономике, конкуренция, спрос и поведение потребителей и т.д.
Конечным результатом на данном этапе является составление общего списка проблем, требующих решения, и краткое описание проблемной ситуации для отдельных проблем
.
Проблема
Структурированная – четко определены все составляющие ее элементы (признаки, причины, …)
Слабоструктурированная – имеются в больше степени качественные зависимости между ее элементами, информация о части которых может отсутствовать, отличается непредсказуемостью, затрудняющей выбор критериев принятия решений
Неструктурированная – не определены ни качественные, ни количественные зависимости между ее элементами, равно как и перечень самих элементов
Определение целей принятия управленческих решений
Цель – это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы.
Цель – это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, т.е. под целью следует понимать идеальный результат деятельности в будущем.
Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления
Методология целеполагания SMART
S (specific) конкретные - Вы должны знать ответ на вопрос: : Что я хочу достигнуть?
M (measurable) измеримые– Вы должны знать ответ на вопрос: Как как я узнаю, что достиг нужного результата?
A (attainable) достижимые - Вы должны знать ответ на вопрос: Обладаю ли я нужными ресурсами (внутренними и внешними), чтоб достигнуть желаемого результата?
R (relevant) обоснованные - Вы должны знать ответ на вопрос: Актуальны ли те или иные способы и задачи, которыми я хочу достичь цели?
T (time-framed) ограниченный во времени - Вы должны знать ответ на вопрос: Когда цель должна будет достигнута?
Определение критериев выбора
Необходимо определить критерии сравнения альтернатив и выбор наилучшей
Разработка альтернатив
В идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в том случае решение будет оптимальным
Выбор альтернативы
Разработав возможные варианты решения, надо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы и объективно проанализировать вероятные результаты их выполнения.
Согласование решения
Руководитель часто утверждает и несет ответственность за решения, которые не разрабатывал.
Специалисты готовившие решение часто не участвуют в его реализации.
Исполнители не участвуют в подготовке и обсуждении готовившихся решений.
Необходимость согласования
Управление реализацией
Для получение реального эффекта необходимо реализовать решение (необходимо определить комплекс работ, ресурсы, сроки, распределить ресурсы по исполнителям).
Решение оформляется в виде письменного приказа или распоряжения или сообщается исполнителям. В решении обязательно должны быть указаны сроки исполнения, ответственные лица.
Контроль и оценка результатов
Контроль понимается в широком смысле: это не только итоговая проверка по истечении сроков выполнения решения, это и предупреждение отклонений, срывов выполнения решений, которое может предусматривать корректировку решения или принятие новых решений.
Производиться измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить
Японская модель принятия решений
Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:
Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
Последовательное сохранение национальных традиций.
Ringi (просьба о решении) - это письменная рекомендация, побуждающая к конкретному действию.
Ringi проходит путь снизу вверх по всем имеющим отношение к данной проблеме отделам, пока не попадает на стол к высшему руководству. Оно, в свою очередь, передает вниз решение о том, принимается ли в конце концов предложение или нет. Эта система позволяет всем сотрудникам участвовать в корпоративном процессе принятия решений. Японский подход заключается в достижении консенсуса. Поэтому любые изменения процедур и порядков, тактики или даже стратегии исходят от тех, кого непосредственно затрагивают эти перемены («снизу вверх»). Предложения циркулируют по организации и «визируются» соглашающимися сторонами.Окончательное решение принимается на высшем уровне после тщательного поэтапного изучения предложения во всех секторах управленческой иерархии.
Принятие решения или отказ от него является результатом соглашения, достигнутого в каждом звене.
Метод Кепнера-Трего
.
Основные элементы их методики анализа решений входят:
описание проблемы;
идентификация целей (обязательных или желательных критериев);
поиск альтернатив и оценка последствий выбранного варианта.
Алгоритм метода:
формулировка решения, определение уровня принятия;постановка целей и деление их на «обязательные» и «желательные» («желательные» оцениваются по степени важности по шкале от 1 до 10);
разработка и оценка альтернатив. Если альтернатива не отвечает критериям «обязательности», то она отвергается. Для оставшихся альтернатив вычисляются коэффициенты на основании критерия «желательности»;
оценочный балл для каждой альтернативы выводится из суммы коэффициентов, помноженной на соответствующий показатель по шкале от 1 до 10. Альтернатива, набравшая максимальное количество баллов, считается предварительным вариантом решения;
предварительный вариант изучается в свете оценки связанных с ним рисков, не поддающихся количественному определению. Если такой риск кажется слишком высоким, этот вариант следует отклонить и рассмотреть следующую за ним альтернативу.
Модель «мусорной корзины» (Джеймс Марч)
Суть метода: сталкиваясь с необходимостью принятия решения, члены организации вырабатывают непрерывный поток проблем и решений. Большинство из них «выбрасываются» в «мусорную корзину», и лишь очень незначительная часть решений принимается в качестве окончательных. Сотрудники склонны отдавать предпочтение определенному типу действий, так называемым «любимым решениям», применяемым практически в любой ситуации. Это, в свою очередь, влияет как на процесс принятия решения, так и на конечный результат. Модель «мусорной корзины» позволяет также рассматривать организацию как набор конкурирующих решений, дожидающихся своего часа. Тогда решения - это то, что происходит, если в каком-либо узле возникает определенное сочетание проблем, решений и альтернатив. Тем самым окончательное решение является не более чем побочным продуктом алхимических процессов, протекающих в «мусорной корзине».Задание
Характеристики | Модели | ||
Японская модель | Американская модель | Российская модель | |
Инициаторы принятия решений | | | |
Согласование решений | | | |
Форма принятия решений | | | |
Методы руководства в процессе принятия решений | | | |
Цель принятия решений | | | |
Скорость принятия решений | | | |
Разделение труда в процессе разработки и реализации решения | | | |
Выводы:
Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выбор из них наилучшей и её реализации.
Одна из сложнейших процедур ППР – идентификация решаемой проблемы, т.к. в момент своего возникновения многие важные проблемы слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения и представлений о затратах и эффекте, связанных с каждым из возможных вариантов.
Прежде чем анализировать возможные варианты решения, менеджеру необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение вариантов.
Японская модель принятия решений отличается от западной рядом особенностей: инициатива решения исходит снизу, групповой способ разработки, согласование еще на предварительной стадии, коллективная ответственность и т.д.
Вопросы
Чем отличается принятие управленческого решения от частного выбора?
Какие аспекты управленческого решения необходимо учитывать?
Какие решения называются формализованными и в чем их преимущества?
Равнозначны ли понятия «качество» и «эффективность» решения?
Какими факторами обеспечивается обоснованность решения?
В чем заключается феномен «излюбленной альтернативы»?
Опишите 5 стилей руководства, выделенных в модели Врума-Йеттена
Что называется процессом принятия решения и его основные этапы?
Дайте определение проблемы
Чем вызвана необходимость согласования решений?