Файл: Теоретические основы игровых технологий 7 1 Игровые технологии сущность, виды, классификация 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы игровых технологий

1.1 Игровые технологии: сущность, виды, классификация

1.2 Особенности использования игровых технологий при работе с подростками в условиях сельского дома культуры

Глава 2. Практические аспекты использования игровых технологий при работе с подростками в условиях сельского дома культуры

2.1 Специфика использования игровых технологий при работе с подростками на примере Муниципального казенного учреждения культуры «Бутаковский культурно-досуговый комплекс» Шеинский сельский клуб

2.2 Литературная основа (сценарий) выпускной квалификационной работы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1. Сценарный план

Приложение 2. Музыкальная партитура

Приложение 3. Декоративно – художественное оформление

Приложение 4. График репетиций

Приложение 5. Смета



Помимо метапредметного подхода к процессу обучения и воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт реализует системно-деятельностный подход, который направлен на:

  1. развитие стремления к самопознанию, самокритике, самореализации;

  2. планирование и конструирование социальной сферы развития учеников;

  3. энергично-развивающийся процесс обучения;

  4. учет возраста психологии и физиологии обучающихся при формировании учебной деятельности.

Процесс технологизации глубоко влияет на современное образование. Само понятие «технология» имеет несколько вариантов трактовок. Толковый словарь С.И. Ожегова называет его совокупностью производственных процессов в определённой отрасли производства, а так же научное описание способов производства.4 Большая советская библиотека описывает это как единую систему, которая следует определенным правилам, для достижения конкретного результата, а точнее «совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы, и способы». Другими словами, единое знание, имеющее определенные правила, и целью является получение конкретного желаемого результата. В 60-е года прошлого столетия появляется новое понятие – образовательные технологии, включающее в себя как «технологии обучения и воспитания», так и «педагогические технологии». Одним из вариантов трактовки данного понятия предлагает нам Ушаков Д.Н 5 . «Технология – совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие. Технология металлов. Химическая технология. Технология дерева».

Следующее определение находим в словаре Ефремовой, оно выглядит так: «Технология – 1. научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы. 2. Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве»6.

В.П. Беспалько (доктор педагогических наук) в своей книге «Слагаемые педагогической технологии» (1989) дает следующее определение понятию: «Педагогическая технология – итог глубоко продуманной творческой и содержательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов воспитания и обучения»
7.

Б.Т. Лихачев рассматривал Педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса8.

Под «игровыми технологиями» в педагогической науке понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В своей работе с учащимися мы используем шесть методов организации игровой деятельности, предложенные С. А. Шмаковым 9.

Метод игрового тренинга. Методы – это то, с помощью чего организуется процесс взаимодействия участников в тренинге. В тренинге, как при любой другой форме интерактивного обучения, предполагается разнообразие методов.

Метод театрализации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей.

Метод состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы. Девиз этого метода: «Кто вперед?»

Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной равноправной деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего-либо (стихотворения, загадки, праздники, музыкальные сказки и т. д.).

Метод воспитывающих ситуаций, т. е. ситуаций организованного успеха, доверия.

Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала10.

ФГОС требуют использование интерактивных технологий.

Интеракция – происходит слово из английского языка inter -между и action – деятельность, а значит интеракция – это процесс деятельности между индивидуумами. (Процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции) процесс взаимообусловленного влияния индивидов, групп, социальных систем, обществ друг на друга. В основе интерактивных технологий лежит диалог (полилог) между учителем и учениками, учениками между собой. Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:



  1. как самостоятельная технология для усвоения нового материала, а именно новых понятий и тем, а может и целой темы;

  2. как составная часть более широкой образовательной технологии;

  3. как технология урока или его эпизода, а именно введения, пояснения, фиксации, упражнения и контроля;

  4. как технология внеурочной деятельности;

Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

  • мотивация для соревновательного эффекта, которые переносит педагогическую деятельность в игровую;

  • педагогическая цель для формирования игрового упражнения для обучающихся;

  • учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве средства игры;

  • успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры.

К интерактивным технологиям относятся:

  1. Технологии встречных усилий (ТВУ);

  2. Технология развивающего (проблемного) обучения;

  3. Технологии коллективного способа обучения (КСО) А Г. Ривина, В.К. Дьяченко;

  4. Технология полноценного сотрудничества.

  5. Технология проектной деятельности.

  6. Кейс-технологии.

  7. Технология «Перевернутого урока».



К интерактивным технологиям относится игровая технология. Под игровой технологией понимается технология, основанная на игре, игра является видом деятельности, в котором участники могут свободно самовыражаться.

Трансляция достижений человеческой культуры вступающим в жизнь поколениям―процесс, протекающий под влиянием множества факторов (природных, социальных, педагогических), среди которых, пожалуй, игре принадлежит особо значимое место. Являясь одним из самых древних видов человеческой деятельности, игра пронизывает все сферы человеческого бытия, сопровождает человека на протяжении всей его жизни11. Культура – это опыт всего созданного человеком, а образование – ретрансляция опыта в сознании подрастающего поколения. Без культуры нет игры. Важной составляющей культуры является образование. Современное образование направлено на технологизацию процесса, а это значит, что процесс обучения будет эффективным, хорошо развивающим и гарантированным. Образовательная технология определяется как итог глубоко продуманной творческой и содержательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов воспитания и обучения.


Игра способствует становлению и развитию личности человека, современного подростка 12 . На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

В общем смысле, личность – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающие психологическое образование, представляющую собой систему мотивационно–потребных отношений, взаимодействие субъекта и объекта13.

В психологическом словаре мы находим следующую трактовку понятия «личность»: «Личность – это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющие свои индивидуальные особенности»14.

В своих исследованиях, касающихся проблем развития личности З. Фрейд отмечал, что определяющим для личности, являются отношения в семье, в ближайшем окружении ребенка. З. Фрейд первым предложил трехкомпонентную структуру личности: Ид, Эго, Суперэго. Он также применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное1543.

С. Л. Рубинштейн – знаменитый ученый, энциклопедист, исследователь, занимавшийся вопросами философии и психологии, – считал, что личность определяется через триединство: 1) что человек хочет (направленность как мотивационно – потребительская сфера), 2) что он может (способности, дарования), 3) что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер16.


1.2 Особенности использования игровых технологий при работе с подростками в условиях сельского дома культуры


Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения17.

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения18.

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. «При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» — туризма, спорта, библиотечного и клубного дела — при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически»19.