ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание



Основные данные о работе

Содержание

Введение

Основная часть

1. Понятие профессионализации персонала и ее основные этапы

2. Методы профессионализации персонала

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение



Актуальность исследования. Сегодня особенная актуальность проблемы профессиональной самореализации индивида обусловлена осознанием того, что личностная самореализация является специфическим определяющим критерием в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации: профессиональную деятельность и реализацию в домашней жизни. Для нынешнего общества вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивной и преуспевающей личности достаточно высоки. Высокая конкурентность на рынке труда, тяжелые социально-экономические условия жизни требуют от личности эффективного саморазвития и самореализации. А становление человека как профессионала и его самореализация требуют формирования и развития у него таких психологических качеств как целеустремленность, уверенность, настойчивость и организованность, предусмотрительность и гибкость, конкурентоспособность и оптимизм. Эти качества связаны, в первую очередь, с мотивационной и эмоционально-волевой сферой личности и составляют ядро успешности в выполнении какой-либо деятельности, в том числе и профессиональной. Поэтому в современных условиях проблема успешности профессиональной самореализации стала едва ли не важнейшей ценностью современной личности.

Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. Разработка концепции профессионального развития субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей.


В современных исследованиях процесса профессионализации, выполняемых в рамках психофизиологической науки, возникает необходимость изучения вопроса о роли самого человека в построении себя как профессионала, о человеке как субъекте своего профессионального развития. Знание закономерностей развития профессиональной деятельности позволяет эффективнее решать проблемы, связанные с работой, карьерой.

Особо актуальной данная проблема становится на современном этапе становления общества, поскольку процесс профессионализации перестает быть жестко социально нормированным и требует от современного специалиста самостоятельной работы по постоянному самоопределению и построению себя как профессионала.

Цель исследования в курсовой работе: рассмотреть психологические основы профессионализации личности.

Задачи:

дать определение понятию профессионализации персонала,

определить основные этапы профессионализации личности,

рассмотреть формы и методы научения поведению

изучить работу динамической стратегии и условия ее формирования

рассмотреть развитие методов профессионального образования

Исследованию профессиональной самореализации личности на ее жизненном пути посвящено немало научных трудов. В частности, свой вклад в разработку указанной проблемы сделали М.А. Бендюков, Т.М. Буякас, Б.С. Волков, А.В. Ворожейкина, И.В. Гавриленкова, Е.А. Климов, У.В. Переплётчикова, И.Л. Соломин и многие другие.

Психологические критерии успешности личности в профессиональной деятельности изучались в трудах О.Д. Волкогоновой, А.Т. Зуб, А.В. Карпова, Л.А. Коростылевой, В. Мольт, А.А. Обознова, Н.С. Пряжникова, Л. Розенштиль, В.А. Толочек и других.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового опыта; эмпирические – психодиагностические методики, анализ и обработка результатов, методы математической статистики.


Основная часть

1 Понятие профессионализации персонала и ее основные этапы



1.1 Сущность и особенности профессионализации персонала

Содержательное включает исследование двух сфер развития профессионала - деятельности и ее субъекта, и тесно связано с динамическим, которое описывает стадиальность процесса, его протяженность и место в системе координат жизненного пути. Динамический и содержательный аспекты взаимодействуют в определенном социальном поле, которое представлено социальными институтами и группами, последовательно включающимися в профессиональное развитие.



Для выявления содержательных характеристик процесса профессионализации необходимо, прежде всего, определить понятия "специалист", "профессионал", "профессионализация", "профессиональный генезис" (становление, развитие личности), "психологическое формирование профессионала".

"Специалист" - это подготовленный человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Процесс его подготовки и формирования представляет собой становление комплекса профессионально важных качеств. Данная трактовка понятия "специалист" задает определенную структуру его действий - воспроизведение полученных, присвоенных умений и способов выполнения деятельности в любых ситуациях.

"Профессионал" - характеристика человека, выражающаяся в его способности выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации. Ведущими понятиями для характеристики человека как профессионала становятся "рефлексия" и "деятельностный способ существования". Профессионал есть результат самоактивности человека.

"Профессионализация" как психофизиологическая категория отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути.

Профессионализация субъекта деятельности является процессом динамичным и происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом.

1.2 Основные этапы профессионализации личности

Как одно из направлений процесса социализации личности, профессионализация представляет собой многоступенчатое и разноуровневое явление. Поэтому целесообразно разделение первичной и вторичной профессионализации.

Первичную профессионализацию можно охарактеризовать как процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, в силу своего характера
, первичная профессионализация непосредственно связана с профессиональным образованием, ее целью и результатом является становление специалиста. Вследствие, показателем успешного прохождения этапа первичной профессионализации является окончание профессионального образования и получение профессиональной квалификации1.

Вторичная профессионализация имеет своей целью превращение специалиста в профессионала, т.е. психолого-педагогическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого профессионального мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности и широкого профессионального мировоззрения, включающего в себя духовно-нравственный компонент. Вторичная профессионализация представляет собой становление и развитие профессионализма личности в ходе трудовой деятельности на основе накопления и использования профессионального опыта, профессиональной активности человека и широкого мировоззренческого подхода к решению профессиональных задач.

Таким образом, процесс профессионализации может завершиться при условии, что личность достаточно развита и компетентна в конкретной области профессиональной деятельности, т.е. при окончании ВУЗа. Процесс профессионализации может вовсе не иметь границ, продолжаться в течении всей жизни индивида, поскольку улучшение профессионального умения и развитие профессионализма не ограничено какими-либо рамками.

Процесс профессионального становления личности - системный процесс. В качестве единиц его анализа выступают этапы различной степени длительности и интегрированности: стадии, периоды (часть стадии), фазы (часть периода). Независимо от уровня обобщенности единиц анализа каждая из них характеризуется конкретной ситуацией профессионального развития; конкретным новообразованием личности, которое является результатом профессиональной активности, адекватной содержанию ситуации развития; конкретной системой профессионально важных и значимых качеств, которые необходимы для реализации данной активности.


Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности, сопровождаются различными требованиями к субъекту. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этих этапов активность личности сопряжена с реализацией функций вполне определенных совокупностей личностных свойств, которые могут различаться между собой по их составу, степени значимости и интенсивности "загрузки".

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Воспользуемся одним из вариантов, предложенных Е.А. Климовым: оптант - фаза выбора профессии; адепт - человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её; адаптант - привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы; интернал - опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями; мастер, авторитет, наставник .

Левитан К.М. выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности учителя; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности учителя с целью ее полной самореализации в педагогической деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности педагога-профессионала.

Кудрявцев Т.В., Зеер Т.В2. выделяют четыре стадии профессионального становления личности учителя:

1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определенный предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.

2. Профессиональная подготовка: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонности и интересы к будущей профессии. Вторая стадия - это прежде всего обучение в ВУЗе. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессионально-педагогическая направленность, педагогическое умение и способности, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к педагогической деятельности.