Файл: Реферат по дисциплине Сохранение и реставрация культурного наследия России на тему Реставрация Дмитриевского собора во Владимире при Николае i (18361847)..docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Находясь в храме, всегда испытываешь желание зримо ощутить написанные на его стенах и сводах сцены, тем более, если они расположены достаточно высоко. Существовал целый ряд приемов, с помощью которых художник добивался своей цели - приближал фрески к зрителю. Этому во многом способствовало построение живописных композиций. Благодаря таким приемам росписи становились легко читаемыми. И это притом, что освещенность храма была явно недостаточной: дневной свет проникал лишь через небольшие щелевидные окна в барабане и на фасадах.
Если теперь, входя в храм, мы находим его очень светлым, то это лишь потому, что свет ему придают белокаменные стены и своды собора, расчищенные от живописи и сами являющиеся источником света.
В древнее же время собор выглядел иначе. И художники, приступая к росписи собора, несомненно, учитывали характер его внутреннего пространства. Оно поражает простотой и ясностью форм, своеобразной «однозначностью». Нет никаких неожиданных пространственных эффектов. Стены, столбы и своды как бы наступают со всех сторон.
Живопись, покрывавшая в свое время столбы, своды и стены, не противоречила этому впечатлению. Это ощущение еще более закрепляла и примененная здесь система так называемой «обратной перспективы», при которой линии, удаляясь, не сближаются, а наоборот, расходятся. По отношению же к зрителю эти линии, наоборот, будут сходиться, приближаться к нему. Вследствие этого получается такой эффект, при котором фигуры не углубляются в стену, не проваливаются в нее, а напротив, как бы выплывают на зрителя, усиливая тем самым их восприятие. Кроме того, приближаясь к зрителю, они становятся сами как бы участниками всего происходящего в храме. Фигуры святых приобретают и определенную материальность и весомость, благодаря большим красочным пятнам. Это также придает им реальность. Фигуры становятся соучастниками молитвы, они существуют в одном пространстве с молящимися. Этим достигается связь зрителя с росписями.
Определенным было и отношение художника к пространству и использованию этого пространства для передачи художественной мысли. Мы никогда не встретим попытки углубить пространство и тем самым нарушить плоскость стены. Композиция разворачивается всегда на плоскости и носит ярко выраженный плоскостной характер. Попытка художника изобразить отдаленность одной фигуры от другой приводит его к тому, что он изображает эти фигуры одну над другой, как бы ставя их друг на друга. При этом размеры фигур нисколько не уменьшены и отчетливость форм и линий не ослаблена. Это и приводит к «фризовому», «рядному» построению композиции.
Естественно, что такой прием художник использовал не случайно. Хорошая читаемость фигур апостолов по горизонтали и вертикали должна была служить общему зрительному восприятию с расстояния. И такое композиционное построение как нельзя лучше способствовало этому.
Тот же принцип построения мы можем отметить и в фигурах ангелов. Они составляют три ясно читаемых ряда один над другим. В первом ряду ангелы изображены по пояс, во втором - по грудь, в третьем - одни нимбы. Древние мастера очень чутко относились к композиционному построению фигур. Уже с самого начала работы они мыслили фреску, рассчитанную на восприятие с расстояния. Отсюда ее построение по «рядам», которое не давало взгляду зрителя разбегаться.
Скульптура Дмитриевского собора
Собор представляет собою небольшой одноглавый крестово-купольный храм с тремя мощными полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. Он принадлежит к распространенному в XII веке на Владимирской земле типу четырехстолпных соборов.
При возведении собора применена традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. Храм сложен из блоков белого камня размерами 34-45x45-65 сантиметров.
По архитектурной композиции, пропорциям и членениям собор является характерным образцом владимирского зодчества XII века и отражает этап его наивысшего развития. По форме его объем приближается к кубу и имеет четкое конструктивное построение. По вертикали фасады расчленены пилястрами с тонкими полуколонками на три прясла, завершающихся дугами закомар. Наружным пилястрам внутри собора соответствуют столбы-пилоны, также делящие пространство на три части: три продольных и три поперечных нефа. По горизонтали фасадная композиция уравновешена аркатурно-колончатым поясом, проходящим примерно посредине стен и придающим построению собора по высоте (вместе с барабаном) также трехчастность.
Облик храма торжествен и строен. Он весь проникнут спокойным величавым ритмом и наполнен мужественной красотой. Мощная шлемовидная глава со световым барабаном на квадратном постаменте плавно завершает композицию. сооружения, слегка сдерживая медлительное движение архитектурных масс вверх.
Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней. Несмотря на пышность декорации и обилие рельефов, архитектура собора не теряет своей композиционной ясности и не тонет в дивном узорочье. Напротив, резное убранство еще более подчеркивает слаженность и неразрывность скульптуры с архитектурой.
Внизу тонкой резьбой оторочены порталы, выше аркатурный пояс подчеркивает ярусность высотной композиции, еще выше густо заполненные резьбой поля прясел имеют упорядоченное (строчное) построение, наконец, на барабане резьба заполняет простенки между оконных проемов.
Всего в скульптурном убранстве храма насчитывается около полутора тысяч резных камней. Собор как бы покрыт тончайшим кружевом. 15Мастера создали декорацию, не имеющую себе равной ни по художественному совершенству, ни по виртуозности исполнения. Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного по законам гармонии.
Подлинные рельефы располагаются на западном фасаде, в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов, на апсидах. На западные прясла южного и северного фасадов попало много резных камней с башен и разобранных в 1838 г.; немало рельефов пришлось выполнить заново.
Древний аркатурно-колончатый пояс уцелел только в западном прясле северного фасада; прочие колонки и фигуры святых вырезаны в ХIХ в. Исключение составляют 13 колонок и сидящие святые на западном фасаде, снятые с башен. Блоки с раскидистыми «древесами» под фигурами святых также переставлены с башен. Эти рельефы отличает графичность, декоративность и артистизм.
Рельефы ХIХ в. более примитивны и грубоваты. В первоначальном замысле скульптуры ведущей темой является тема власти. Ее раскрывают композиции с рельефом св. Давида в трех центральных закомарах. В образе Давида - псалмопевца, пастыря, царя, пророка - предвосхищен образ Христа.16
Знакомство с резьбой удобнее начать с южного фасада,17 выходящего к Клязьме. Это была парадная сторона, где находились княжеский дворец и вход в храм, поэтому и тематика рельефов здесь преимущественно светская. В замковом камне портала находится изображение царя Давида, сидящего на троне из львов. В закомаре правого прясла - композиция «Полет Александра Македонского на небо», где воплощена идея триумфа сильной великокняжеской власти. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов. Весь тварный мир - звери, птицы, деревья и травы - внимает Давиду у подножия престола.
Главный персонаж резьбы - сидящий на троне библейский царь и пророк Давид. Он помещен в центральных закомарах всех трех фасадов (кроме восточного). В одной руке у него гусли (или Псалтырь?), а другой он благословляет все живущее на земле. Вокруг него - звери, птицы, растения, фантастические животные, святые и всадники. Они преклоняются перед царем, внемлют его словам и прославляют его мудрость. Кажется, все живое собралось здесь, чтобы послушать псалмопевца.
Строитель собора Всеволод III видел в царе Давиде своего покровителя, он был для него идеалом всесильного владыки, которому была послушна вся Вселенная. Это и определило место и роль образа Давида в рельефном убранстве собора. На фасадах помещены царственные львы и барсы, грациозные олени и лани, могучие орлы и величавые лебеди. Есть здесь и сказочные существа: сирины, кентавры, драконы.
Многие рельефы собора связаны с образами языческой мифологии. Это свидетельствует о привнесении в рельефное убранство народных вкусов и представлений. Видимо, многие мастера были выходцами из народной среды и хорошо знали персонажи народного эпоса. Больше того, многие рельефы выполнены под большим влиянием народной резьбы по дереву. Это привнесло в них особую привлекательность и очарование.
Западный фасад считался главным в культовом отношении.18 В центральной закомаре вновь изображен Давид на троне, в левой Давид представлен с сыном Соломоном, а в правой - три святых (рельефы XIX века). Наибольший интерес представляют здесь античные сцены борьбы Геракла с немейским львом, с стимфалийскими птицами и лернейской гидрой, а также рельеф «Самсон, раздирающий пасть льву» (находятся в центральном прясле) и рельеф «Никита избивает беса» (расположен в правой закомаре). Сцены битв человека дополняются сценами смертельных схваток зверей и животных. Здесь представлено и наибольшее число фантастических существ. Они тоже в позах борьбы. Особенно интересны кентавр с мечом в руках и человеко-дракон. Так иносказательно мастера передали идею борьбы христианства с враждебными силами (иноверцами).
Основная тема резьбы северного фасада19 - прославление силы и мудрости самого создателя собора, великого владимирского князя Всеволода III. В центральном прясле изображен Давид, в левом - сам Всеволод со своими сыновьями. Князь сидит на троне, на коленях у него младший сын, старшие в почтительной позе склоняются перед ним. Хотя резчик и не пытался передать портретные черты княжеской семьи, он впервые представил в скульптуре изображения конкретных людей. Тем самым Всеволод уподоблялся святому и ставился наравне с Давидом.
Северный фасад выходил к городу, поэтому изображение на нем всесильного князя должно было напоминать жителям о беспредельной власти и могуществе владимирского самодержца. На северном фасаде почти нет сцен схваток и битв. Здесь расположены преимущественно княжеские символы - львы, барсы, грифоны, переданные в торжественных позах предстояния. Здесь все проникнуто миром и спокойствием.
Особо следует обратить внимание на рельефы с апостолами. В центральном прясле, слева от окна, есть изображения Петра и Павла. Это рельефы XII века. Резные надписи возле них обнаружены во время реставрации собора в 1975 году. По правую сторону сохранились поздние рельефы святых в медальонах. В закомаре правого прясла северного фасада ныне вставлены рельефы XIX века с изображением «Денсуса». Первоначально же здесь был представлен Соломон, что еще более возвышало Всеволода и уравнивало его с мудрейшим библейским царем.