Файл: 1. Финансовоэкономическая характеристика предприятия 7 Анализ затрат предприятия 13.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Факторный анализ затрат
На отклонение затрат отчетного периода на 1 рубль выполненных работ от затрат аналогичного прошлого периода оказывают влияние разные факторы:
-
объем и структура работ; -
себестоимость работ; -
цены на сырье и материалы.
Рассмотрим влияние вышеперечисленных факторов на исследуемый показатель в условиях ООО «Полипластик ЗапСиб».
Для удобства проведения аналитических действий заполним табл. 10.
Таблица 10 - Данные для расчета влияния факторов на изменение затрат на 1 рубль выполненных работ
Наименование показателей | № строки | За отчетный год | ||||
Полная себестоимость выполненных работ по плану, тыс. руб. | 1 | 76080 | ||||
Себестоимость фактически выполненных работ, тыс. руб. | а) по плановой себестоимости | 2 | 63370 | |||
б) по фактической себестоимости | 3 | 65070 | ||||
Выполнение работ в оптовых ценах, тыс. руб. | а) по плану | 4 | 126800 | |||
б) фактически в плановых ценах | 5 | 104250 | ||||
в) фактически в действующих ценах | 6 | 105600 | ||||
Затраты на 1 рубль выполненных работ по плану, коп. | 7 | 60.00 | ||||
Затраты на 1 рубль фактически выполненных работ | а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент (строка 2:строка 5) | 8 | 60.79 | |||
б) фактически в действующих ценах (строка 3 :срока 6) | 9 | 61.62 | ||||
в) фактически в плановых ценах (строка 3 : строка 5) | 10 | 62.42 |
Фактически затраты на 1 рубль выполненных работ выше плановых на 2.42 коп. (62.42 – 60.00). Это увеличение являлось результатом совместного влияния следующих факторов:
-
структурных сдвигов в работе: Влияние +0.79 коп. (60.79 – 60.00); -
изменения себестоимости работы: Влияние +0.83 коп. (61.62 – 60.79); -
изменения цен на сырье и материалы: Влияние + 0.80 коп. (62.42 – 61.62); -
Суммарное влияние: +0.79 + 0.83 + 0.80 = + 2.42.
Как видно из приведенных расчетов, на увеличение затрат на один рубль выполненных работ в 2019 году по сравнению с планом оказали негативное воздействие все рассмотренные факторы, причем почти в одинаковой степени.
По причине роста удельного веса работ с большой себестоимостью затраты на рубль товарооборота увеличились на 0.79 коп.
За счет увеличения себестоимости выполненных работ по сравнению с планом исследуемый показатель увеличился на 0.83 коп. По причине изменения цен на работу и материалы затраты на рубль оказанных работ увеличились на 0.80 коп.
Таким образом, вышеприведенные расчеты свидетельствуют о том, что ООО «Полипластик ЗапСиб» необходимо сокращать себестоимость выполненных работ за счет снижения стоимости используемых материалов, а также проанализировать возможность повышения цен на работы.
3. Организация управленческого учета затрат
ООО «Полипластик ЗапСиб» имеет децентрализованную структуру управления, поэтому применение процессно-ориентированного подхода позволяет формировать адресное и релевантное учётно-аналитическое обеспечение обоснования управленческих решений.
В связи с тем что в торговой организации запасы товаров занимают большую долю в оборотных активах, основными бизнес-процессами в торговле являются закуп, хранение и продажа товаров. Управление затратами осуществляют различные подразделения и службы торговой организации, поэтому считается целесообразной разработка учётного процесса по центрам ответственности с ориентацией на процессы. Центры ответственности (ЦО) могут совпадать со структурными единицами предприятия (складами, отделами, службами, бригадами, магазинами и т.п.), которые отвечают за эффективность выполнения отдельного бизнес-процесса. Также в торговой деятельности присутствуют вспомогательные и управленческие процессы.
Внедрение процессно-ориентированного подхода совмещают с использованием современных инструментов менеджмента, таких как бюджетирование.
Это позволяет выделить по каждому процессу его начальные ресурсы, определить этапы формирования конечного результата (показателей на выходе БП) при использовании данных ресурсов, оценить эффективность выполнения БП, связать каждого исполнителя БП со стратегическими целями компании. На основе процессно-ориентированного бюджетирования можно организовать премирование сотрудников на выходе БП по выходным результатам процесса.
Следует отметить возможность включения в форму бюджетов не только показателей, за которые несут ответственность исполнители, но и ключевых показателей эффективности бизнес-процесса (затраты на 1 руб. выручки от продаж, соблюдение норм запаса и оборачиваемость товаров, рентабельность продаж, маржинальный доход, себестоимость сопутствующих и вспомогательных работ и услуг, коэффициенты текучести кадров и т.п.).
Характеристика основных и вспомогательных бизнес-процессов торговой компании «Полипластик ЗапСиб» приведена далее. Руководители подразделений и служб контролируют ход выполнения процесса и несут персональную ответственность за достижение установленных на выходе БП показателей. Также в таблице показаны ресурсы на входе в БП и выходные результаты – показатели, на достижение которых направлен БП. Так, в числе основных БП выделены закуп, хранение и продажа товаров; к вспомогательным БП отнесены транспортные перевозки. Управленческие БП включают управление персоналом; учет торговых и других операций; юридическое сопровождение; регулирование воздействия предприятия на окружающую среду; реализация стратегических целей развития компании;
обеспечение эффективности торгового бизнеса; обеспечение эффективности всей деятельности; организация логистики перевозок и сохранности имущества.
В бюджете БП «Закупки» входные ресурсы состоят их расходов отдела закупа и издержек на транспортировку, страхование и таможенную очистку товаров. На выходе из БП «Закупки» определяются показатели эффективности данного процесса – доля расходов на закуп в себестоимости продаж, процент новых товаров в ассортименте компании, доля постоянных поставщиков и долгосрочных контрактов (таблица 11).
Таблица 11 - Бюджет БП «Закупки» ООО «Полипластик ЗапСиб»
№ п/п | Наименование расходов/ показателей | Всего за год |
1 | Ресурсы (вход в БП) тыс. руб. | 5709,5 |
1.1 | Транспортировка товаров до складов хранения | 4 891,5 |
1.2 | Расходы на страхование товаров в пути | 16,0 |
1.3 | Таможенная очистка приобретённых товаров | 52,0 |
1.4 | Расходы на содержание отдела закупа | 750,0 |
2 | Показатели эффективности (выход БП) | |
2.1 | Удельный вес затрат на закупку в себестоимости товаров, % | 1,08 |
2.2 | Доля новых товаров в ассортименте закупа, % | 8 |
2.3 | Доля постоянных поставщиков, % | 60 |
2.4 | Удельный вес долгосрочных договоров поставки товаров, % | 20 |
В бюджете БП «Хранение товаров» на входе отражены расходы на содержание и аренду складских помещений, обработку заявок клиентов и перемещение грузов внутри складов, содержание сотрудников складов и т.п. (табл. 4). Показатели эффективности БП «Хранение товаров» включают количество обработанных заявок клиентов и стоимость обработки 1 заявки, коэффициент использования складского пространства, темпы роста грузооборота и процент потерь товаров при хранении на складах и др.
Таблица 12 - Бюджет БП «Хранение» ООО «Полипластик ЗапСиб»
№ п/п | Наименование расходов/ показателей | Всего за год |
1 | Ресурсы (вход в БП), тыс. руб. | 10446 |
1.1 | Аренда помещений и страхование имущества | 4038 |
1.2 | Расходы на содержание складских помещений | 2973 |
1.3 | Прием и внутри складское перемещение товаров | 1054 |
1.4 | Обработка заявок клиентов | 131 |
1.5 | Расходы на оплату труда сотрудников складов и страховые взносы | 2250 |
2 | Показатели эффективности (выход БП) | |
2.1 | Удельный вес затрат на закупку в себестоимости товаров, % | 1,97 |
2.2 | Рост грузооборота склада,% | 7,5 |
2.3 | % потерь товаров на складе,% | 0,2 |
2.4 | Коэффициент использования складского пространства | 0,8 |
2.5 | Количество обработанных заявок, ед. | 6600 |
2.6 | Стоимость обработки 1 заказа, тыс. руб. | 1,583 |
На входе в БП «Реализация» отражают расходы на содержание отдела сбыта, транспортировку товаров до покупателей, на обеспечение связи и рекламу, канцелярские товары и на проездные сотрудников отдела (табл. 5). На выходе из БП в бюджете приведены показатели роста выручки и рентабельности продаж, коэффициенты оборачиваемости товарных запасов и устойчивости ассортимента, удельный вес расходов на продажу в выручке от продаж и процент возврата товаров покупателями.
Таблица 13 - Бюджет БП «Реализация» ООО «Полипластик ЗапСиб»
№ п/п | Наименование расходов/ показателей | Всего за год |
1 | Ресурсы (вход в БП) тыс. руб. | 5955 |
1.1 | Расходы на содержание отдела сбыта | 760,5 |
1.2 | Транспортировка товаров до покупателей | 2310,5 |
1.3 | Расходы на рекламу | 2213 |
1.4 | Расходы связь | 213 |
1.5 | Расходы на проезд сотрудников | 394 |
1.6 | Расходы на канцелярские товары | 64 |
2 | Показатели эффективности (выход БП) | |
2.1 | Рост выручки от продаж,% | 12 |
2.2 | Рентабельность продаж,% | 11,7 |
2.3 | Удельный вес расходов на продажу в выручке,% | 0,99 |
2.4 | Процент возврата товаров | 0,5 |
2.5 | Коэффициент оборачиваемости товарных запасов | 4,06 |
2.6 | Коэффициент устойчивости ассортимента | 0,9 |