Файл: Вопрос Российская империя к началу xx века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Российская империя к началу XX века.

Вопрос 2. Внешняя политика России в начале XX века в.

Вопрос 3. Первая революция в России 1905 – 1907 гг. Причины, характер, основные этапы и итоги.

Вопрос 4. Политические партии в России в начале XX века. Начало российского парламентаризма.

Вопрос 5. Внутренняя политика самодержавия в 1907–1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее результаты.

Вопрос 6. Причины Первой мировой войны. Боевые действия русской армии в 1914–1917 гг.

Вопрос 7. Особенности внутриполитического и экономического положения России в годы Первой мировой войны.

Вопрос 8. Причины и начало Великой российской революции 1917 г. Февральское восстание и падение самодержавия. Временное правительство и его программа.

Вопрос 9. Россия весной–летом 1917 г.: организация власти и политические кризисы в стране. Выступление генерала Л.Г. Корнилова.

Вопрос 10. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г. В Петрограде и взятие власти большевиками. Первые декреты Советской власти.

Общественно-политическая жизнь страны в 1985-1991 гг.



Начало российскому парламентаризму положил знаменитый Манифест от 17 октября 1905 г. “Об усовершенствовании государственного порядка”, написанный С.Ю. Витте и подписанный Николаем II. Выборы не были всеобщими. Признав за Государственной думой законодательные права, самодержавие стремилось их ограничить Правилами от 8 марта 1906 г.

Значение манифеста 17 октября 1905 огромно - именно ему Россия обязана первым значительным изменением государственного устройства, которое самодержавие заменило конституционной монархией.

Монархические партии. Наиболее крупные и известные – «Союз русского народа» (1905 г., лидеры: А.И. Дубровин, Н.Е. Марков) и «Союз Михаила Архангела» (1907 г., лидер – В.М. Пуришкевич). Программные цели: сохранение самодержавия, борьба с революцией. В качестве методов их достижения допускали насилие и террор, погромы.

Либеральные партии. Умеренно-консервативное крыло возглавляла партия октябристов («Союз 17 октября»). Лидер – А.И. Гучков. Программные цели: дальнейшее развитие политических свобод, идеал – ограниченная конституционная монархия. Выступали за свободу предпринимательства, против введения 8-часового рабочего дня. Методы борьбы – только парламентские.

Самой крупной партией либерально-демократического крыла были кадеты (Конституционно-демократическая партия). Лидер — П. Н. Милюков. Программные цели: установление конституционного строя, введение демократических свобод, наделение крестьян землей, введение 8-часового рабочего дня. Методы борьбы — парламентские.

Социалистические: крыло социалистов было представлено эсерами и большевиками. Лидерами партии эсеров были В. М. Чернов и М. А. Спиридонова. Программные цели: основной упор делали на аграрную программу. Методы борьбы – насильственные, прежде всего индивидуальный террор.

В 1903 г. на II съезде произошел раскол на большевиков и меньшевиков. Лидер большевиков – В. И. Ленин. Программные цели: программа-минимум – буржуазно-демократическая революция и свержение царизма, установление демократической республикиё, программа-максимум – социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. Выступали за 8-часовой рабочий день, рабочий контроль и т. д. Методы борьбы – насильственные, вооруженное восстание. С октября 1917 г. – партия у власти.

Умеренные социалисты – партия меньшевиков. Лидеры: Г.В. Плеханов, Ф.И. Дан, Л. Мартов. Программные цели: расходились с большевиками по поводу перспектив построения социализма в России – считали, что пока это невозможно. Вывод: в России в начале XX в. существовал широкий спектр политических партий. Особенностью является то, что их деятельность всячески тормозилась самодержавным политическим режимом. Это предопределило оппозиционный характер большинства партий, тенденцию к все большей радикализации общественно-политических сил.



Вопрос 5. Внутренняя политика самодержавия в 1907–1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее результаты.



После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия». Внутреннюю политику правительства в этот период обусловливали послереволюционные условия. Во внутренней политике правительства прослеживалось две линии: наступление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административными и идеологическими мероприятиями (полицейско-чиновничий аппарат, печать и церковь). Вторая линия – путем принятия и реализации новых законов.

Возможность лавирования и заигрывания правительства с разными политическими силами обеспечивал избирательный закон от 3 июня 1907 г. Он изменил порядок думских выборов. По нему 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких городских собственников, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей. Выборы в III Думу были невсеобщими, неравными и непрямыми. Они проходили в обстановке террора, полицейских преследований.

После революции перед правительством по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. Пять лет Дума обсуждала 4 законопроекта о продолжительности рабочего дня, о страховании и пенсиях. Принятый в 1912 г. закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни распространялся только на 15% рабочих и создавал видимость заботы правительства. В национальной политике усилились русификаторские мероприятия, разжигалась национальная рознь.

Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Крестьяне требовали земли. П. А. Столыпин настоял на проведении реформы.

Реформа осуществлялась поэтапно. Сначала крестьянину был разрешён выход из общины, а позже был сделан обязательным. Крестьянин мог потребовать объединения надельных участков и даже выселиться на отдельный хутор. Создавался фонд из части казенных и императорских земель. Для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды. Учитывая «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте.


Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства и воспитать в каждом крестьянине чувство собственника. Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличились покупательная способность населения и вывоз зерна.

Однако социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло только 20—35% крестьян, кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Бедняки уходили в города или становились сельскохозяйственными рабочими. Реформа ускорила социальное расслоение — формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в земле.

!!!!!! В России, в отличие от Западной Европы, отсутствовал многочисленный средний класс, который объективно заинтересован в стабильности и реформизме и мог стать прочной основой политики лавирования. Столыпинские преобразования, которые должны были ускорить процесс его формирования, потерпели крах. Государственная дума как инструмент буржуазного реформирования России оказалась несовершенна.

Все реформы должны были проходить при согласии самодержавия, дворянства и буржуазии. Их конечной целью было изменение соотношения классовых сил в пользу буржуазии. Важнейшая цель реформы - потребность интеграции России в мировую экономическую систему.

В июне 1906 г. Столыпин начал проводить умеренные реформы. Указ от 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянину выход из общины. Он имел право потребовать объединения надельных участков в единый отруб или выселиться на хутор. Был создан фонд из части казенных, императорских и помещичьих земель для продажи крестьянам. Специально открытый крестьянский банк выдавал для и покупки денежные ссуды.

Проведение указа возлагалось на губернские и уездные землеустроительные комиссии, состоящие из чиновников и крестьян под председательством губернатора и уездного предводителя дворянства.

29 мая 1911 г. был издан закон о расширении прав землеустроительных комиссий по образованию отрубов (участок, выделенный крестьянину из земли общины) и хуторов (обособленная крестьянская усадьба с землей). Эти меры должны были разрушить крестьянскую общину и увеличить количество мелких собственников.


Проблема малоземелья решалась переселением крестьян в целях освоения земель Сибири и Средней Азии и развитием в центральной части страны кустарных крестьянских и ремесленных хозяйств. Это сокращало потребность крестьянства в земле.

Столыпинская реформа в целом носила прогрессивный характер. Окончательно похоронив пережитки феодализма, она возродила буржуазные взаимоотношения и дала толчок производительным силам в деревне.

В стремлении превратить Россию в процветающее буржуазное государство Столыпин пытался провести реформы в различных областях (закон о гражданском равноправии, неприкосновенности личности, свободе вероисповедания, о развитии местного самоуправления, о преобразовании судебной и полицейской системы, национальный и рабочий вопрос).

Почти все законопроекты Столыпина не были приняты Государственным Советом. Его инициативы не были поддержаны как царизмом, так и демократическими силами. Неудача с реформированием страны предопределила революционные события 1917 г.

Все законотворчество свелось к принятию в январе 1912 г. двух весьма ограниченных страховых законов – о государственном страховании рабочих от несчастных случаев и от болезней. Национальный вопрос постоянно поднимали в Думе националисты и правые.

В IV Государственной думе (1912–1917 гг., председатель – октябрист М.В. Родзянко) фракция октябристов сохранила роль центра, хотя и уменьшилась численно. В IV Государственной думе чаще, чем в третьей, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы. Однако практического значения это не имело: либеральные законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом. Кроме того, правительство пошло по пути внесения в Думу незначительных законопроектов, в то же время широко практикуя внедумское законодательство. С начала I мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

Кризис третьеиюньской системы, провал столыпинской политики предопределили обострение политической борьбы. С середины 1910 г. наметился подъем общедемократического дви­жения в стране. Он охватывал все слои российского общества.