Файл: Закон спроса и неценовые факторы (детерминанты) 11 2 Предложение понятие, факторы, эластичность 14.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кривая предложения отражает зависимость величины предложения товара от его цены. Поэтому при изменении цены на товар мы перемещаемся по кривой предложения. Сама кривая остается на месте.

Следствия из закона предложения:


− с ростом цен предприниматели получают дополнительные доходы, что создаёт стимулы и даёт возможности для расширения производства;

− с ростом цен в отрасль по производству данного товара могут войти другие производители имеющие более высокие издержки, что создаёт предпосылки для усиления конкуренции на рынке.

На рыночное предложение влияют ценовые и не ценовые факторы. Ценовые факторы влияющие на предложение:

1) Цена на товар — существует прямая зависимость между ценой и предложением, отражаемая законом предложения;

2) Цены на ресурсы — если цены на ресурсы растут, то предложение сокращается. Это происходит по 2-ум причинам:

− во первых товар будет стоить дороже и это сократит спрос;

− во вторых производители будут тратить больше финансовых средств на закупку ресурсов, поэтому купят этих ресурсов меньше.

3) Цены на сопряжённые товары — т.е. товары взаимозаменяемые и взаимодополняемые:

− при росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), предложение других товаров (кофе, какао) уменьшится;

− при росте цен на один из взаимодополняемые товаров (бензин), предложение на другие (автомобили) увеличится.

Не ценовые факторы влияющие на предложение:


1) Совершенствование техники и технологии — применение современной техники и высоких технологий приводит к росту производительности труда, что увеличивает предложение;

2) Налоги и дотации — если в стране велик уровень налогообложения, то производители получают меньший доход и сокращают предложение. Если правительство предоставляет производителям дотации, то они увеличивают предложение товаров;

3) Количество производителей на рынке — чем больше производителей данного товара, тем шире его предложение;

4) Ожидание производителей роста цен — если производители ожидают роста цен на свою продукцию, то они придерживают её на складе и возобновляют её отгрузку как только цены выросли;

5) Изменение цен на другие товары — изменение цен тех товаров, в производстве которых используются такие же ресурсы, может повлиять на сдвиг кривой предложения. Например, если фермер может использовать имеющиеся ресурсы для производства помидоров или огурцов. То, если растет цена на помидоры, а на огурцы остается неизменной, у фермера появится стимул больше имеющихся ресурсов использовать для выращивания помидоров. Поэтому предложение огурцов упадет10.


3 Равновесная цена

3.1 Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие.
Выше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

Предложение и спрос взаимосвязаны, они «работают» вместе и одновременно подобно двум лезвиям ножниц (знаменитые «ножницы» А. Маршалла)11. Их взаимодействие (пересечение) устанавливает равновесную цену товара и объем его реализации. В результате достигается рыночное равновесие — термин, означающий, что все рыночные факторы сбалансированы.

Покупатели и продавцы используют цены, как сигналы, которые увязывают их желания, а затем происходит обмен денег на потребительские товары или факторы производства. Покупатели определяют цены спроса (или иначе, тот максимум цены, который они желают платить), а цены предложения устанавливают продавцы (или тот минимум, за который они готовы продать единицу своей продукции). При этом объем продаж будет равен объему спроса. Данное состояние получило название рыночного равновесия.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

На рис. 3 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.


Рисунок 3 − Взаимодействие спроса и предложения

Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Рыночная цена (ее часто называют действительной – реальной ценой) – это цена, которая действует в любой момент времени. Цена равновесия не меняется пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться бесконечно. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения



Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения – перепроизводство. Такой рынок называют рынком покупателя, поскольку он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия Е. Саморегуляцию рынка и восстановление равновесия (на прежнем или новом уровне) в свое время А. Смит описал как действие «невидимой руки». Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами.

Благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги.
3.2 Теория рынка Альфреда Маршалла. Концепция ценообразования

Альфред Маршалл (1842-1924) - английский экономист, основатель кембриджской школы, с именем которого связывают становление неоклассического направления в экономической теории12.

Родился в семье служащего. Закончил с отличием Кембриджский университет, после чего остался в нем для преподавательской работы. С 1867 года увлекся экономической наукой и уже в 1875 году изложил свои собственные доктрины в работе "Принципы экономической науки". Этот труд принес ему мировую известность.

С 1908 года по инициативе А.Маршалла был введен новый курс под названием "Economics", который вытеснил учебник Дж.Милля. А.Маршалл является автором ряда работ, в частности «Экономика промышленности» (1889 г.), "Промышленность и торговля" (1919 г.).

В своих исследованиях использовал математические и графические методы анализа. Под влиянием Г.Спенсера считал эволюцию единственной формой общественного развития, распространяя учение дарвинизма на экономические отношения.

Экономическая теория А.Маршалла является синтезом достижений классической науки (А.Смита, Д.Рикардо, Дж.Милля) и теории маржинализма.
Метод А.Маршалла - метод частичного равновесия. При рассмотрении ситуации все элементы
, кроме одного, принимаются как постоянные, и ведется наблюдение изменений этого одного элемента. Концепция ценообразования (спрос и предложение) А.Маршалла: функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса, по Маршаллу, не что иное, как денежная оценка желания. Далее автор формулирует закон спроса, согласно которому спрос на товар возрастает при снижении цены и повышается при превышении цены13.

А.Маршалл ввел понятие "эластичность спроса" - функциональная зависимость спроса от изменения цены. Спрос на товар эластичен, если он меняется в большей степени, чем цена товара.

После этого А.Маршалл исследует цену предложения как минимальную цену, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене. Цена предложения определяется исключительно издержками. Под последними понимается преодоление нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала.

Далее А.Маршалл представляет в графической форме функциональную зависимость цены от спроса и предложения. Цена равновесия устанавливается на пересечении кривых спроса и предложения.

Теория А.Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях. В "Принципах экономической науки" анализируется стихийное регулирование цен в условиях свободной конкуренции. Но ученый не мог обойти процесса быстрого роста производственных монополий (широко распространенного в то время) и их влияния на механизм ценообразования. Автор рассматривает монополию как частный случай в условиях господства неограниченной конкуренции и ее механизма ценообразования.

Ученый трактовал закон убывающего плодородия почвы как универсальный закон убывающей производительности, действующий не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, имеющий всеобъемлющее значение.

Капитал, по мнению А.Маршалла, не имеет вещественной формы, но тесно связан с вещами. К капиталу он относил и нематериальные блага: знания, организацию, а также деловые способности, профессиональное мастерство и деловые связи предпринимателя.

Принципу замещения А. Маршалл придавал большое значение. Предприниматель выбирает себе те факторы производства, которые считает наиболее подходящими для достижения цели. Цена суммы его факторов всегда ниже цены любого другого набора факторов.

Маршалл считал, что его теория цены направлена на поиск всех факторов, которые, по его мнению, определяют цену. Он заявлял, что поскольку рыночные цены заключаются под влиянием спроса и предложения, то это требует выяснения суммы факторов, от которых зависят изменения как спроса, так и предложения, их взаимосвязей на том или ином рынке. Отмечалось, что действие спроса и предложения при установлении цены в условиях неограниченной конкуренции равнозначна. Трактуя механизм образования цены, Маршалл описывал влияние соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров, отмечая, что спрос растет при падении цен, а с их повышением уменьшается. По его мнению, стала цена (цена равновесия) устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, то есть тогда, когда спрос уравновешивается предложением. Маршалл делал вывод, что "цена спроса", которую покупатель согласен заплатить за товар, определяется полезностью товара, при этом же полезность рассматривалась как максимальная цена, которую может заплатить за товар покупатель. Далее Маршалл обнаруживает фактор, определяющий следования спроса, считая, что функция спроса зависит от предельной полезности, выраженной в денежных единицах, что определяет убыточный характер роли спроса.


Рассматривая историческое место и значение экономической теории А. Маршалла, необходимо отметить, что она имела значительное влияние на развитие политической экономии. Классическая экономическая теория получила в трудах Маршалла завершенного вида; ее дальнейшее развитие возможно только на основе перехода к неоклассической парадигмы. Маршалл много сделал для развития экономической теории в этом направлении. По сути Маршалл - не только последний выдающийся представитель классической школы, но и один из первых ее преобразователей с помощью "предельных" понятий.

Разработанные А. Маршаллом теории цены, спроса и предложения, издержек производства заняли достойное место в экономической науке14.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в курсовой работе рассмотрены ключевые моменты таких категорий экономической теории как рынок, спрос, предложение и равновесная цена.

В ходе написания работы выявили, что данные понятия являются одними из ключевых понятий во всей теории, поскольку понимание механизма функционирования рынка невозможно без изучения спроса, предложения и их взаимодействия.

Актуальность этих вопрос в данное время обуславливается каждодневной деятельностью людей, поскольку каждый человек всегда совершает покупки, таким образом, непосредственно участвуя в формировании спроса, и тем самым побуждая производителей создавать предложение товаров и услуг. Следовательно, для максимально полного удовлетворения своих потребностей, необходимо понимать и прогнозировать поведение производителей и потребителей на рынке: как себя поведут, что обуславливает такое поведение и как необходимо вести себя самому.

При рассмотрении понятий спроса и предложения определили основные факторы, которые оказывают влияние на них, было также определено понятие эластичности, влияющее на изменение спроса или предложения в зависимости от различных факторов, таких как доход, цен на схожие товары, а также цен на сам товар. Особенно полно зависимость спроса и предложения от уровня цен на товары отражается в виде кривых спроса и предложения, которая показывает изменение спроса и предложения с течением времени, и определяет их зависимость от цены, что и называется законом спроса и законом предложения.

Рассмотрев данные законы, очевидно, что наиболее полное и детальное их изучение позволит максимально близко определять условия для достижения совершенной конкуренции на рынке товаров и услуг, достигнуть ситуации рыночного равновесия, когда величина спроса покупателей на товар равна величине его предложения продавцами.