Файл: Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1158

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Постановка звуков [Р], [Р']

Как работать с карточками

Автоматизация звука [Р] в словах

Автоматизация звука [Р] в начале слов

Автоматизация звука [Р] в интервокальной позиции

Автоматизация звука [Р] в конце слов

Автоматизация звука [Р] в середине слов

Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных [ДР], [ТР]

Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных

Автоматизация звука [Р] в словах, содержащих два звука [Р]

Автоматизация звука [Р] в связной речи

Автоматизация звука [Р'] в словах

Автоматизация звука [Р'] в начале слов

Автоматизация звука [Р'] в интервокальной позиции

Автоматизация звука [Р'] в конце слов

Автоматизация звука [Р'] в словах со стечением согласных

Автоматизация звука [Р'] в словах, содержащих два звука [Р']

Автоматизация звука [Р'] в связной речи

Дифференциация звуков [Р] — [Р']

Дифференциация звуков [Р] — [Р'] в слогах

Дифференциация звуков [Р] — [Р'] в словах

Дифференциация звуков [Р] — [Р'] в словах, содержащих оба звука

Автоматизация звуков [Р] — [Р'] в связной речи



После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука [Р].

 Для получения звука [Р] ребенку необходимо показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Когда вместо [Р'] получается твердый звук [Р], надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И].

При автоматизации звуков [Р], [Р'] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность овладеть семантикой и слоговой структурой слова.

Как работать с карточками


После постановки звука [Р] логопед выбирает карточку с такими словами, где звук находится в позиции, наиболее удобной для произнесения правильного звука [Р]. Если у ребенка не сформированы звуки [Л], [Л'], то при отработке звука [Р] в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками [Л], [Л']). При отсутствии у ребенка звуков [Ш], [С] мы не рекомендуем произносить слова с этими звуками (они напечатаны курсивом).

Автоматизировать звуки в словах необходимо не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов следует напомнить ребенку правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук [Р] изолированно («р-р-р-р-р»).

Далее дошкольнику предлагается произносить слова вслед за взрослым (отраженно) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова нужно произносить медленно, по слогам, выделяя голосом звук [Р].

 В книге имеются карточки с картинками, которые можно использовать для автоматизации звуков [Р], [Р']в самостоятельной речи. Звуки [Р], [Р'] в названиях картинок находятся в различных позициях: в начале слова, в его конце, в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных.

Детям можно предлагать задания:

1) выбирать из картинок те, в названиях которых звук [Р], [Р'] имеется в начале (в середине или в конце) слова; 2) распределять картинки по количеству слогов в словах-названиях; 3) составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них и т.д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [Р]—[Р'].

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия в первую

очередь следует отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно преодолевать их вместе с ребенком.

88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Автоматизация звука [Р] в словах

Автоматизация звука [Р] в начале слов


88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[РА]

рак

рога

радуга

ратник

раб

рабы

ракета

рогатка

рань

рагу

ракита

ракетка

рать

Роман

работа

равнина

рама

ранет

рампа

рафинад

рана

рахит

родня

романтик

Рая

радио

родник

раковина


88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[РА] словах со свистящими звуками)

роса

рассудок

радость

расписка

разум

ротозей

розетка

ровесник

ранец

рассвет

росинка

росомаха

Россия

рассказ

росянка

роговица

рация

раскат

разница

растение

радиус

романс

развязка

распутица



88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[РА] (в словах с шипящими звуками)

рожок

рабочий

расчёска

радушие

рогач

ракушка

разведчик

Рождество

рогожа










(в словах со звуками [Л], [Л'])

ралли

развал

рояль

развалина

рассол

разлив

разлука

расщелина

рогалик

раскол

родители

раздевалка


88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) словосочетания:

[РА]

Новый рояль.

Раина расчёска.

Ранний рассвет.

Разбитая раковина.

Радушная родня.

Работящий рабочий.

Разные ракушки.

Раненый разведчик.

Разлитый рассол.

Радостные родители.


88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[РЫ]

рык

рыбак

рывок

рытвина

рыба

рынок

рында

рыдание


(в словах со свистящими звуками)




рысь

рысак

рысёнок

(в словах с шипящими звуками и [Ч])




рычаг

рыжик

рычание

(в словах со звуками [Л], [Л'])




рыболов

рыльце




рыбалка

рыхлитель

88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) словосочетания:

Рыбный рынок.

Рытвина у дома.

Рычание рыси.

Рабочий рычаг.

Рассказ рыбака.

Рыжий рысёнок.

Последний рывок.

Разделанная рыба.


88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[РО] (в ударной позиции)

рот

род

Рома

Родина

ром

рог

робот

рондо

рок

роба

рокот

родинка

ров

рота

ропот

ромб


88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[РО] (в словах со свистящими звуками)

росы

россыпь

роспись

роспуск

розы,

рост

розыск

ростбиф