Файл: Курсовая работа по дисциплине Прочность конструкций летательных аппаратов.doc
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 488
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1Вычисление внутренних усилий в сечениях корпуса ЛА
2.1 Графическое изображение расчетной схемы
2.4 Поверочный расчёт шпангоута
3.1 Подбор толщины обечайки, днищ и площади сечения шпангоутов бака и расчёт напряжений в обечайке
3.2Расчёт бака на устойчивость под действием нормальных и касательных напряжений
4 Расчёт негерметичного отсека
4.1 Графическое изображение расчетного сечения
4.4Расчёт для трёх наиболее нагруженных панелей дополнительных напряжений в обшивке и стрингерах
4.5 Определение запасов прочности наиболее нагруженных силовых элементов (стрингера, шпангоута, панели обшивки, заклепок)
Критические напряжения местной формы потери устойчивости определяем по формуле:
где .
Критические напряжения общей формы потери устойчивости:
где , где момент инерции и площадь сечения i –ого пояса с учётом обшивки;
- для стрингера.
Проверяем обшивку на разрыв. Запас её прочности определяется по формуле:
,
где - эквивалентные напряжения,
- коэффициент, учитывающий ослабление обшивки отверстиями под заклёпки.
,
, где - шаг заклёпок, - диаметр заклёпок.
Для сжатых стрингеров проводится проверка на устойчивость. Общая устойчивость проверяется по напряжениям :
.
Определяем запас устойчивости для сжатой полки стрингера:
.
Запас прочности по разрыву для точки 2 определим следующим образом:
.
Для растянутого лонжерона запас прочности:
,
где - коэффициент, учитывающий ослабление лонжерона отверстиями под заклёпки.
Проверяем заклёпки на срез. При этом запас прочности:
,
срезывающая сила для данной заклёпки,
- действующая на заклёпку сила,
.
Для заклёпок, крепящих обшивку к торцевому шпангоуту: .
Для заклёпок, крепящих обшивку к стрингеру: ,
где - шаг заклёпок, .
Результаты расчётов представлены в таблице 4.3. Так как коэффициенты запаса прочности >1, то отсек выдерживает заданную нагрузку.
Таблица 4.2 - Расчёт вторичных напряжений
№ | ,МПа | ,МПа | ξ | ωi | αi, град | σxi, Мпа | σθi, Мпа | Rτi | b_, мм |
6 | 8,831 | 0,382 | 0,32 | 0,80702427 | 46,362 | 6,7958 | 7,4740 | 0,065 | 2,111 |
7 | 8,964 | 0,363 | 0,32 | 0,81506232 | 47,153 | 6,7768 | 7,8770 | 0,062 | 1,93 |
8 | 8,816 | 0,335 | 0,32 | 0,8225288 | 48,032 | 6,5219 | 8,0626 | 0,057 | 1,70 |
13 | 1.235 | 0.038 | 0.32 | 0.84538267 | 51.021 | 0.844819666 | 1.29025806 | 0.007 | 0.182154252 |
| | | | | | | | | |
№ | F*i, мм2 | σ'i, Мпа | qi, Н/мм | Mmax i, Н*мм | σ0кр, Мпа | Rσ | σкр i, Мпа | σ I 0, Мпа | bпр i, мм |
6 | 354,9888 | -5,1550 | 0,6709 | 77283,3845 | 42,364 | 0,996 | 42,1946 | -166,386 | 168,827 |
7 | 354,8438 | -5,1427 | 0,7070 | 81451,0436 | 42,364 | 0,996 | 42,1946 | -177,742 | 163,345 |
8 | 354,6632 | -4,9518 | 0,7237 | 83369,5345 | 42,364 | 0,997 | 42,2369 | -189,39 | 158,481 |
13 | 353.4457 | -0.6436 | 0.1158 | 13341.6913 | 42.364 | 1 | 42.3640 | -232.666 | 143.630 |
| | | | | | | | | |
№ | a0 , мм | a1 , мм | a2 , мм | Ii , мм4 | σ*i(1), Мпа | σ*i(2), Мпа | σ(1)стр i, Мпа | σ(2)стр i, Мпа | |
6 | 3,0053 | 7,4616 | 42,5380 | 120145,9 | -4,7997 | 27,3627 | -176,3407 | -144,1784 | |
7 | 2,9342 | 7,5329 | 42,4671 | 119872,1 | -5,1185 | 28,8557 | -188,0031 | -154,0290 | |
8 | 2,8698 | 7,5972 | 42,4028 | 119625 | -5,2947 | 29,5515 | -199,6364 | -164,7902 | |
13 | 2.6669 | 7.8001 | 42.1999 | 118845.3 | -0.8757 | 4.7374 | -234.1853 | -228.5722 | |
Таблица 4.3 - Определение запасов прочности
№ | Kзак | σэквi, Мпа | ηобш | σ0кр общ, Мпа | σкр общ, Мпа | (σ I 0 +σ'i), Мпа | ηстр | σкр м, Мпа | η(1)стр |
6 | 0,9 | 16,888 | 23,448 | 379,391 | 232,680 | -171,541 | 1,356 | 248,577 | 1,410 |
7 | 0,9 | 17,195 | 23,031 | 381,957 | 233,027 | -182,885 | 1,274 | 248,577 | 1,322 |
8 | 0,9 | 16,974 | 23,330 | 384,259 | 233,336 | -194,342 | 1,201 | 248,577 | 1,245 |
13 | 0.9 | 2.422 | 163.529 | 391.441 | 234.282 | -233.310 | 1.004 | 248.577 | 1.061 |
| | | | | | | | | |
№ | η(2)стр | P1, Н | P2, Н | P, Н | Pср, Н | η | ,МПа | ,МПа | P1, Н |
6 | - | 190,283 | 247,268 | 312,008 | 1870 | 5,993 | 8,831 | 8,422 | 11,452 |
7 | - | 189,750 | 250,992 | 314,646 | 1870 | 5,943 | 8,964 | 8,831 | 3,724 |
8 | - | 182,612 | 246,848 | 307,052 | 1870 | 6,090 | 8,816 | 8,964 | -4,144 |
13 | - | 23.655 | 34.580 | 41.897 | 1870 | 44.634 | 1.235 | 2.410 | -32.900 |
| | | | | | | | | |
№ | σθi, Мпа | σθi-1, Мпа | P2, Н | P, Н | η | | | | |
6 | 7.474 | 6.862 | 17.127 | 20.603 | 90.763 | | | | |
7 | 7.877 | 7.474 | 11.285 | 11.884 | 157.355 | | | | |
8 | 8.063 | 7.877 | 5.195 | 6.645 | 281.400 | | | | |
13 | 1.290 | 1.405 | -3.202 | 33.055 | 56.572 | | | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой части данной курсовой работы был произведен расчет внутренних усилий в сечениях корпуса летательного аппарата на основе полученного задания, построены эпюры продольной, поперечной сил и изгибающего момента.
Во торой части рассчитаны усилия и момент, действующие на круговой шпангоут и построены их эпюры, произведен подбор сечений всех силовых элементов шпангоута, проведен поверочный расчет спроектированного шпангоута, который показал, что шпангоут имеет достаточные запасы прочности и устойчивости.
В третьей части выполнен подбор толщин обечайки, днищ и площади сечения распорных шпангоутов топливного бака. Также произведен расчет топливных баков летательного аппарата на прочность и устойчивость, который показывает, что сжимающие и касательные напряжения опасны и бак теряет устойчивость, поэтому рекомендовано выбрать другую конструкцию бака либо увеличить толщину обечайки.
В последней части курсовой работы был произведен расчет негерметичного отсека. Сначала были подобраны толщина обшивки, площадь сечения лонжеронов и количество стрингеров. Затем произведен расчет наиболее опасного расчетного случая нормальных и касательных напряжений, а также расчет дополнительных напряжений в обшивке и в стрингерах для наиболее нагруженных панелей. В конце были определены запасы прочности наиболее нагруженных силовых элементов, которые показали что отсек спроектирован правильно и все запасы прочности и устойчивости больше единицы.
Список использованных источников
-
Вычисление внутренних усилий в сечениях корпуса летательного аппарата: Метод. указания к курсовому проекту/ Самар. гос. аэрокосм. ун-т; Сост. В.И.Леонов. Самара, 1994. 28с. -
Расчет круговых шпангоутов на ЭВМ: Метод. указания к курсовому проекту/ Самар. гос. аэрокосм. ун-т; Сост. Ахмедьянов И.С., Зацепина М.В. Куйбышев, 1987. 26с. -
Расчет баков летательных аппаратов на прочность и устойчивость: Учеб. пособие / В.И. Леонов; Куйбышевский авиационный ин-т. Куйбышев, 1990. 74с. -
Расчет негерметичных подкрепленных отсеков: Учеб. пособие. Изд второе, переработанное / Л.М. Савельев; Самар. госуд. аэрокосмич. ун-т. Самара, 1995, 52с. -
Конспект лекций.