Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право студент группы 8282 Шупик Владимир Олегович.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Нормативно-правовое закрепление суверенитета Российской Федерации


Защита суверенитета является одним из актуальных вызовов, стоящих перед любым государством. Обеспечение должного уровня охраны национальной безопасности требует от государств нормативно-правового закрепления данных понятий.

В основном правовом акте страны - Конституции Российской Федерации, суверенитет Российской Федерации закреплен в ст.ст.3 – 4, а также в ч. 2 ст. 82. [1]

Так в ч.ч. 1 – 3 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что носителем

суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Российский народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Свою волю народ может выражать на свободных выборах и референдумах. Любая попытка присвоения или захвата власти преследуется по федеральным законам.

Согласно ч.ч. 1 – 3 ст. 4 «Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Данный пункт означает, что государственная власть РФ имеет пространственные пределы, в рамках которой действует принцип верховенства и не допускается существование любой иной власти. [7, c. 163]

Крайне важно упомянуть, что в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ зафиксировано, что территорией РФ являются территории ее субъектов, внутренние воды, а также территориальное море и воздушное пространство над ними. Также к территории РФ относиться и так называемая «подвижная территория». Подвижной территорией считаются самолеты, корабли, космические станции, осуществляющие свою деятельность под флагом Российской Федерации. [1] К разряду «государственная территория» также относятся трубопровод и кабели, лежащие в открытом море. Президент РФ в соответствии с ч.2 ст.80 должен принимать меры по охране государственной целостности. Являясь гарантом государственной целостности, глава государства должен следить за тем, что бы основные законы (Конституции и Уставы), а также иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не противоречили Конституции страны и федеральному законодательству

В Главе 4, посвященной Президенту РФ, в тексте клятвы упоминается обязанность главы государства защищать суверенитет и независимость государства. Президент РФ является гарантом суверенитета страны, он формулирует ключевые направления внутренней и внешней политики, национальной безопасности, руководит Вооруженными силами РФ. Кроме того, Президент РФ участвует в переговорах и подписывает международные акты, в частности, затрагивающие вопросы обеспечения суверенитета страны. [1]


Следующим документом, имеющим внутригосударственные аспекты и непосредственно связанным с суверенитетом и территориальной целостностью страны, является Федеральный конституционный законы РФ о чрезвычайном положении. Среди обстоятельств введения чрезвычайного положения, наряду с защитой жизни и здоровья граждан, также идут предотвращение природных и техногенных катастроф и пресечение попытки насильственного изменения конституционного строя РФ. Кроме того, чрезвычайное положение может вводиться в случае выявления незаконных вооруженных формирований и при возникновении межнациональных, межконфессиональных конфликтов представляющих угрозу территориальной целостности страны. Чрезвычайное положение на всей территории страны или на отдельных местностях вводиться указом Президента РФ с уведомления обеих палат Федерального Собрания РФ. Меры, предпринимаемые в случае действия закон, предусматривают полное или частичное приостановление полномочий органов власти на территории, на которой введено чрезвычайное положение, вплоть до привлечения Вооруженных Сил РФ и других воинских подразделений. Граждане РФ, иностранные граждане и лиц без гражданства могут быть ограничены в ряде прав (участии в митингах, выборах, комендантский час, в проведении финансовых операций). [2]

Военное положение (в отличие от чрезвычайного положения) вводиться Президентом РФ в случае агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации со стороны иностранного государства. В ч.2 ст.3 закона сказано, что агрессией против РФ расценивается применение Вооруженных Сил иностранных государств (либо группы государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России.

Среди федеральных законов РФ также существует множество актов, охватывающих вопросы суверенитета. К примеру, Федеральный закон об основах законодательства Российской Федерации о культуре, в ст.5 раскрывает понятие суверенитет РФ в области культуры. В документе отмечается, что РФ самостоятельно выполняет на своей территории обязательства в области культуры, взятые перед другими государствами и международными организациями. [4] Этой статьёй государственные органы дают понять, что при сохранении приверженности к соблюдению норм международного права, Россия продолжает осуществлять верховенство на своей территории.

Воздушный кодекс Российской Федерации, как нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации, включает в себя положения о суверенитете. В ст.1 отмечено, что РФ обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством. [3] Далее поясняется, что под воздушным пространством РФ

рассматривается пространство над территорией страны, в том числе и над территориальным морем и внутренними водами.


ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Общая характеристика конституционно-правовой защиты государственного суверенитета Российской Федерации


Суверенитет - это один из атрибутов государства, благодаря которому обеспечивается независимость в решении вопросов государственной и общественной жизни как внутри, так и за её пределами.

Очевидно, что защита суверенитета абсолютно любого государства нуждается в необходимом правовом обеспечении, и в первую очередь, со стороны ведущей отрасли национальной системы права - конституционного права.

Так, конституционные акты содержат исходные начала для уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой защиты государственного суверенитета. Конституционно-правовые принципы находятся в основе разработки, осуществления и совершенствования государственной политики в сфере защиты государственного суверенитета, а также, являются базовыми началами для подготовки необходимых концептуальных документов и правовых актов. [14, c. 197]

Конституционно-правовая защита государственного суверенитета имеет ряд следующих признаков:

- представляет собой объединенную единым замыслом юридическую (правотворческую, правоприменительную и правоохранительную) деятельность государства в формате механизмов правотворчества, реализации права и государственного принуждения;

- сопровождает реализацию всех функций государства во всех сферах общественной жизни;

- направлена на преобразование общественной жизни в интересах государства и всегда порождает правовые последствия;

- обеспечивает неотъемлемые качественные характеристики суверенитета государства (верховенство и независимость государственной власти, полноту иммунитетов государства, беспрепятственную реализацию государственно-властных полномочий в отношении всех субъектов права в пределах территориальной юрисдикции) и противодействие деструктивной деятельности антигосударственных сил по ослаблению и подрыву государственного суверенитета.

Таким образом, конституционно-правовая защита государственного суверенитета представляет собой объединенную единым замыслом и порождающую правовые последствия юридическую деятельность государства (правотворческую, правоприменительную и правоохранительную), сущность которой состоит в обеспечении верховенства и независимости государственной власти, полноты иммунитетов государства, беспрепятственной реализации государственно-властных полномочий во всех сферах общественной жизни, противодействии деструктивной деятельности антигосударственных сил по ослаблению и подрыву государственного суверенитета.


К целями конституционно-правовой защиты государственного суверенитета РФ можно отнести следующие:

- обеспечение верховенства Конституции РФ, единства правового и экономического пространства государства;

- модернизация российского законодательства и повышение национального уровня правовой защиты в соответствии с решениями Конституционного Суда РФ по проблемам государственного суверенитета;

- обеспечение независимости национальной правовой системы, гарантирование верховенства национальной юрисдикции и полноты иммунитетов государства от попыток насильственного ограничения государственного суверенитета иностранными судами, органами власти и управления, международными и региональными организациями;

- обеспечение устойчивого функционирования и развития государственных и общественных институтов;

- противодействие деструктивной деятельности антигосудар-

ственных сил по ослаблению и подрыву государственного суверенитета.

Средствами конституционно-правовой защиты государственного суверенитета являются нормативные правовые акты и правоприменительные акты (решения судов и других государственных органов, акты прокурорского реагирования, официальные предостережения органов безопасности и др.). [6, c. 102] Нормативные правовые акты устанавливают единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, действуют в отношении неопределенного круга субъектов права и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Правоприменительные акты как средства конституционно-правовой защиты государственного суверенитета имеют свою специфику: они регулируют не типовые, а индивидуальные отношения; адресованы конкретному субъекту права; предполагают однократную реализацию.

Кроме того, в основе разработки, осуществления и совершенствования государственной политики в сфере защиты государственного суверенитета лежит ряд конституционно-правовых принципов, которые служат базовыми началами для подготовки необходимых концептуальных документов, принятия правовых актов и соответствующих решений: верховенства Конституции, федерализма, системности, комплексности, оперативности, конституционной законности и адекватности применяемых правовых средств защиты государственного суверенитета, уважения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип верховенства Конституции означает приоритетное положение и высшую юридическую силу Конституции РФ в системе законодательных актов, регулирующих защиту государственного суверенитета.


Принцип федерализма основан на оптимальном сочетании централизации и децентрализации в государственно-правовых отношениях Центра и регионов для обеспечения согласованных действий государственных органов, территориальной целостности, единого правового и экономического пространства, единства государственной власти.

Принцип системности предполагает, что конституционно-правовая защита государственного суверенитета является частью общегосударственного механизма (российской национальной системы) защиты государственного суверенитета в РФ, который рассматривается как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.

Принцип комплексности проявляется в решении конкретных практических проблем защиты государственного суверенитета путем четкого обеспечения единства различных сторон деятельности, целей, организации и взаимодействия сил и средств конституционно-правовой защиты государственного суверенитета. [13, c. 76]

Принцип оперативности реализуется в своевременном реагировании элементов конституционно-правовых механизмов защиты государственного суверенитета на формирующиеся и существующие угрозы государственному суверенитету.

Принцип конституционной законности и адекватности применяемых правовых средств защиты государственного суверенитета проявляется в неуклонном и обязательном соблюдении Конституции и законов всеми субъектами защиты государственного суверенитета, использовании ими только допустимых и достаточных правовых средств для достижения социально значимой цели воздействия на общественные отношения.

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что государство не только провозглашает, но и фактически гарантирует конституционные права и свободы, юридически защищает граждан от злоупотреблений властными полномочиями и иных посягательств со стороны государственных органов и отдельных должностных лиц, выполняющих функции по защите государственного суверенитета.

Таким образом, механизмы защиты государственного суверенитета должны способствовать укреплению обороны и независимости страны, ее территориальной целостности, формированию благоприятных условий для социально-экономического развития РФ, укреплению региональной безопасности и сохранению устойчивости международно-правовой системы.

2.2 Совершенствование механизма обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации