Файл: Страховые пенсии по старости проблемы правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 17317

Скачиваний: 134

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ежемесячно каждый работодатель должен производить страховые отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации за работников, состоящих в трудовых отношениях. Величина взносов по обязательному пенсионному страхованию составляет 22 процента, из них 6 процентов – это солидарный тариф, который предназначен для финансирования установленной оплаты7.

От выбора способа пенсионного обеспечения в порядке обязательного пенсионного страхования зависит, куда будут направляться страховые взносы для формирования страховой пенсии, возможно два варианта.

Первый – все накопленные 16 процентов взносов индивидуального тарифа полностью пойдут на формирование страховой пенсии; Второй – заключается в разделении страховых взносов - процентов направляются на образование накопительной пенсии, а 10 процентов – на установление страховой пенсии. Денежные средства, направленные на создание страховой пенсии, непосредственно пересчитываются в пенсионные баллы и направляются на индивидуальный счет гражданина. Сами деньги, который направлял будущий пенсионер не рассчитываются как реальные деньги, а они просто становятся видом пенсионных прав, а эти средства идут на выплату пенсий существующим пенсионерам8.

Согласно частям, с 9 по 14 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»: «готовой индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл) является показателем, оценивающим каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации»9.

В связи с реформой пенсионного законодательства в 2018 году пенсионный возраст изменился. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие от 60 до 65 лет, и женщины, достигшие 55 до 60 лет. Правительством Российской Федерации утвержден список категорий граждан, у которых сохранено право выхода на пенсию раньше принятого пенсионного возраста, непосредственно это дает гражданам возможность выхода на пенсию по старости на льготных условиях10.Действующее пенсионное законодательство позволяет застрахованному лицу, в целях увеличения размера пенсии, самостоятельно определить дату, с которой ему должна быть назначен пенсия.


Обратиться за назначением пенсии в более позднем возрасте выгодно, так как к страховой пенсии по старости и фиксированной выплате будут применены «повышающие» коэффициенты, но и соответственно и сама страховая пенсия, и установленная выплата. Но гражданин не может тянуть данное обращение более десяти лет. С 1 января 2015 года устанавливается наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов, так с 2015 года необходимая величина ИПК 6,6, до 2025 года коэффициент будет расти до достижения 30 баллов. С 1 января 2023 года стоимость одного пенсионного балла составляет 110, 55 рублей и возможно даже, что стоимость одного пенсионного балла будет расти и устанавливаться Федеральным законом11.

Также будут начислены пенсионные коэффициенты за не страховое время, а именно:

  • служба в армии;

  • период, когда родители ухаживали за своими детьми;

  • период ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом12.

Граждане 1967 года рождения и моложе до конца 2015 года имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав – направить всю сумму страховых взносов на формирование только страховой пенсии либо на формирование страховой и накопительной пенсии13.

Гражданин, который отказался от пенсионных накоплений, организует только страховую пенсию. В дальнейшем работодатель будет за него перечислять страховые платежи в Пенсионный фонд, величина их составляет 22 процента, из которых 16 процентов напрямую идут на страховую пенсию. Итак, граждане 1967 года рождения, выбравшие до 31 декабря 2015 года организацию страховой и накопительной пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, могут в любой момент отказаться от накопительной пенсии и направить 6 процентов страховых взносов на формирование только страховой пенсии14. С целью укрепления бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации все платежи переводятся на страховые взносы. Также это делается для того чтобы защитить существующие накопления граждан, так как за данное выделенное время все негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации должны пройти приватизацию.

Все это нужно, для того чтобы данные негосударственные пенсионные фонды были внесены Центробанком в реестр, который образует неприкосновенность и безопасность средств

15. На 2017 год по данным государственной статистики численность пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации по старости, составляет 40 миллионов человек. За счет высокого количества пенсионеров проблема финансирования Пенсионного фонда РФ усугубляется, по оценке Росстата к 2030 году фактическое соотношение лиц пенсионного и трудоспособного возраста достигнет 52 процента. Соотношение доходов и расходов ПФРФ свидетельствует, что дальнейшее развитие может стать катастрофическим для бюджета фонда. В связи с этим Правительством РФ разрабатываются программы по увеличению пенсионного возраста граждан Российской Федерации. Уже сейчас рассматриваются программы, направленные на планомерное повышение пенсионного возраста граждан, доведя в итоге пенсионный возраст для мужчин и женщин до 63 лет. В данном решении присутствуют отрицательные моменты: - невысокая продолжительность жизни в РФ; - переход к «серой» зарплате; - высокая безработица.



1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости



Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

Правовое регулирование в области страховых пенсий определено статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. От 18.03.2023) (далее по тексту ФЗ-400), в части первой, которого названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях.

Само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты.

Остановимся подробнее на федеральных законах, которыми регулируется пенсионное обеспечение в РФ.

1. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования"16. Предметом его регулирования являются отношения в системе обязательного социального страхования. Он определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является
одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.

В статье 8 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно ст. 23 денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются, в том числе и на выплату страховых пенсий.

2. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"17. Им устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.

В части первой статьи 7 ФЗ-400 содержится ссылка на ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В статьи 20 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со статьей 15 ФЗ-400. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.