Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в зарубежной и отечественной психологии профессиональный стресс психология).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
1.2 Гендерные аспекты переживания стресса
2.1 Организация и методы исследования
2.3 Анализ полученных результатов и их интерпретация
Р. Столер, в 1963 г. ввел этот термин в обиход, дальнейшем, этот термин, использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола, как совокупности биологических характеристик. С помощью этого понятия было проведено структурное отделение естественного от приобретенного человеком.
В общем виде под гендером можно понимать:
1. Социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения, задающий правовую и статусную позицию в обществе;
2. Биологический пол, который выступает как морфологические и физиологические характеристики, определяющие индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью эротических чувств и переживаний[17].
В социальной психологии принято понимать под этим понятием именно первый вариант его смыслового выражения. В течении последних десятилетий сложился подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в рамках принадлежности к тому или иному полу.
Одним из развёрнутых и подробных исследований в этой области стало исследование гендерных различий Сандры Бем. В её монографии «Линзы гендера», детально представлены размышления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам по поводу их возможных и совершившихся действий и поступков. Собственно пол и рассматривается в данном случае как знак с символическим значением, приобретенным в ходе социализации.
В контексте данной теории «психологический пол» сильно отличается от пола биологического. В работе автор выделяет три основных понятия – маскулинность, фемининность, андрогинность:
1. Маскулинность. К ней относятся такие мужские черты как: независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, и так далее. Таких индивидов отличает болщое самоуважение, высокая самооценка, собственная внешность, физическое Я;
2. Фемининность – это типичные женские черты, уступчивость, застенчивость, мягкость, нежность, сердечность, сочувствие и сопереживание. Социальные стереотипы фемннинности в большей степени касаются эмоциональных аспектов, нежели половых сторон успешности и личности;
3. Андрогинность. Это стоит понимать, как присутствие первых двух черт в одной личности или подмена женского на мужское и наоборот . При этом предполагается, что у такого человека эти черты представлены гармонично и служат дополнениями друг другу. Считается, что такая гармоничная интеграция обеих черт в одной личности существенно повышает его адаптивные способности. При этом мягкость и уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантных тенденций в общении никак не связаны со снижением самоуважения к себе, а напротив проявляются на фоне высокого самоуважения и самопринятия. Доказано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я)[18].
С. Бем даёт несколько более развёрнутую типологию «психологического пола» через анализ опросника:
1. Андрогинный - человек, который набрал большое количество баллов как по шкале мужественности, так и по шкале женственности;
2. Феминный - тот, который набрал высокий балл по шкале женственности, но низкий — по шкале мужественности;
3. Мускулинный - тот, кто набрал по шкале мужественности гораздо больший бал, чем по шкале женственности;
4. «Недифференцированный» тот, кто набрал одинаково низкий бал как по шкале мужественности, так и по шкале женственности;
Поло-типизированным человеком называют того, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое принято в его обществе, для его пола.
Профессиональный стресс – многофакторное явление, которое оказывает влияние на эффективность деятельности всей организации и состояние ее человеческих ресурсов[19].
Глава 2. Экспериментальное исследование гендерных различий переживания профессионального стресса у сотрудников
2.1 Организация и методы исследования
В качестве базы для исследования была выбрана организация УВД, насчитывающая коллектив в количестве 50 человек. В ходе формирования экспериментальной базы отобрано две группы испытуемых 11 женщин и 11 мужчин, занимающихся схожими задачами на должности менеджеров по продажам услуг. Средний возраст женщин составил 35 лет, мужчин 38 лет. Средний стаж работы – 5 лет. Все испытуемые имеют семьи.
Предмет исследования выступили гендерные особенности переживания стресса у сотрудников данной компании.
Гипотеза: предполагается, что имеются содержательные гендерные особенности переживания профессионального стресса у сотрудников УВД.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- подобрать методики, адекватные теме исследования;
- качественно и количественно обработать полученные в ходе исследования результаты;
- представить результаты, сделать выводы.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Психодиагностический метод.
3. Метод математической статистики (параметрический метод U- критерий Манна-Уитни).
Применяемы диагностические методики:
1. Методика С. БЕМ – определение гендерного психологического типа.
2. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых;
3. Методика «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости.
Методика Сандры Бем (приложение «А»), выявляет три типа «психологического пола»:
1. Маскулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
Методика Ю.В. Щербатых на профессиональный стресс (Приложение «Б»). Тест направлен на исследование психосоциальных факторов профессионального стресса и включает в себя 8 блоков вопросов, часть из которых оценивается по 10-бальной шкале, часть предполагает выбор исследуемым ответов, определяющих уровень изменения стресса, применяемых приемов для снятия стресса, формы реагирования на стрессовые факторы[20].
Методика «Прогноз», предназначена для первоначального, ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.
Нервно-психологическая устойчивость (НПУ) – это интегральная совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды.
Низкий уровень нервно-психологической устойчивости свидетельствует о возможной дезадаптации специалиста в конкретных условиях работы. При низком уровне нервно-психологической устойчивости, аномальные реакции, как правило, элементарны и не требуют сложной диагностики. В своих основных проявлениях это непродолжительные по времени психические, психомоторные или психовегетативные реакции различного рода[21].
2.3 Анализ полученных результатов и их интерпретация
Методика 1
На первом этапе исследования применялась методика Сандры Бем – определение психологического пола (Приложение «А»). В результате тестирования получены следующие данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты тестирования по методике С.Бем
Рис. 4 - Распределение психологических типов в группах испытуемых (%)
Как видно из исследования, мужчинам в большей степени присущ мускулинностный тип – 72%; 28 % испытуемых мужчин представляют андрогинный тип личности. Среди женщин: 65% имеют феминный тип личности и 35% - андрогинный.
Методика 2.
Тест Ю.В. Щербатых на профессиональный стресс (Приложение «Б»). Исследование психосоциальных факторов профессионального стресса. Усреднённые результаты тестирования представлены в таблице 2 (Приложение Б).
Таблица 2 – Усреднённые результаты исследования стрессогенных факторов профессиональной деятельности сотрудников УВД – мужчин, женщин (%)
Вопрос |
мужчины |
женщины |
||
1.Какой характер носят большинство ваших проблем? (Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.) |
||||
1а Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса — плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр |
20 |
38 |
||
1б Внутрифирменный Источник проблем — руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр. |
35 |
48 |
||
1в Психологический (субъективный)* Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения. |
43 |
61 |
||
2.Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? |
||||
Значительно уменьшился |
36 |
9 |
||
Незначительно уменьшился |
18 |
45 |
||
Не изменился |
0 |
18 |
||
Незначительно возрос |
36 |
18 |
||
Значительно увеличился |
9 |
9 |
||
3.Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)? |
||||
Да, владею |
9 |
|||
Немного умею |
36 |
9 |
||
Нет* |
54 |
45 |
||
Нет, но хотел (а) бы научиться* |
45 |
|||
4.Какие приемы снятия стресса вы практикуете? |
||||
сон* |
36 |
50 |
||
общение с друзьями |
36 |
18 |
||
общение с членами семьи, |
18 |
27 |
||
алкоголь |
23 |
23 |
||
курение* |
9 |
14 |
||
еда |
9 |
9 |
||
перерыв в работе |
18 |
14 |
||
секс |
9 |
9 |
||
хобби |
18 |
23 |
||
физическая активность* |
27 |
18 |
||
иное |
0 |
14 |
||
5.Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? |
||||
головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением; |
18 |
23 |
||
мышечным напряжением; |
4 |
4 |
||
затрудненностью дыхания; |
4 |
4 |
||
нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта; |
0 |
8 |
||
расстройством сна и нервной системы*; |
27 |
41 |
||
эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.)*; |
4 |
18 |
||
упадком сил, потерей энергии, апатией; |
27 |
23 |
||
снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями. |
8 |
9 |
||
6. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.) |
||||
6.1 Подчиненные |
25 |
18 |
||
6.2 Руководство* |
40 |
30 |
||
6.3 Партнеры |
17 |
29 |
||
6.4 Конкуренты |
31 |
18 |
||
6.5 Клиенты* |
67 |
42 |
||
6.6 Чиновники |
5 |
10 |
||
6.7 Проверяющие* |
5 |
37 |
||
7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.) |
||||
7.1 Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы. |
30 |
40 |
||
7.2 Сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций. |
10 |
40 |
||
7.3 Низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в конечном результате*. |
38 |
52 |
||
7.4 Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними*. |
10 |
44 |
||
7.5 Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении. |
21 |
19 |
||
7.6 Непредсказуемость оперативной обстановки |
19 |
21 |
||
7.7 Собственные ошибки и просчеты в работе* |
38 |
54 |
||
7.8 Нехватка времени* |
30 |
42 |
||
7.9 Необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций. |
10 |
34 |
||
7.10 Несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами* |
38 |
62 |
||
7.11 Если у вас есть руководитель: Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства |
35 (влияют существенно) |
30(влияют существенно) |
||
7.12 Если у вас есть руководитель: Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу |
47 (влияет существенно) |
27(влияет существенно) |
Анализ результатов.
Серьезные различия по оценке влияния стресса на мужчин и женщин наблюдаются по следующим позициям:
1. По объективным источникам производственного стресса, у мужчин ниже, чем у женщин, 20 против 38%;
2. Уровень оценки внутрифирменных проблем у мужчин тоже ниже, чем у женщин – 35 и 48%;
3. Субъективный фактор также находится на довольно высоком уровне, 43 и 61% соответственно.
По основным источникам стресса наблюдается значимое различие. Так, мужчин в большей степени обеспокоены подчинёнными (25% и 18%); руководством - 40% и 30%. клиентами – 67% и 42%.
У женщин большее беспокойство вызывают партнёры – 29% и 17%, чиновники – 16 и 5%, проверяющие органы – 37% и 5%. Женщин, также сильно беспокоят коллеги по работе – 32 и 2% у мужчин. Самые высокие баллы (актуальный стрессовый фактор) и у мужчин и у женщин получили клиенты (67% и 42%).
Кроме того высокий средний показатель имеет чрезмерный контроль со стороны руководства (47% и 27% баллов у женщин). У женщин высокие баллы имеют место по пунктам: низкая мотивация сотрудников (52% и 38% у мужчин); несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами – (62% и 38% у мужчин); собственные ошибки и просчёты – (54% и 38% у мужчин).
По пункту 8 и мужчины и женщины почти единогласно отметили, что «влияют незначительно»
Женщины в в качестве профессионального стресса в большей степени оценивают проблемы несоответствия затраченных усилий и полученных результатов (62% против 35% у мужчин); мужчины – чрезмерный контроль со стороны руководства (47% против 27% у женщин).
Из анализа следует, что для основными источниками стресса являются субъективные причины и внутрифирменные факторы. Женщин в большей степени беспокоит нехватка времени, низкая мотивация сотрудников, собственные ошибки и просчеты, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями. Мужчин беспокоит сильный контроль со стороны руководства, отсутствие внимания к нуждам подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, высокая загруженность, проблемы общения с людьми. Эти данные подтверждают гипотезу, о том, что на мужчин и женщин действуют разные факторы стресса.
Причины этих различий можно обьяснить традиционными общественными и семейными ценностями.
Методика 3. «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости (Приложение «В»). Результаты тестирования представлены в таблицах 3,4 и рисунке 4.
Таблица 3 - Результаты тестирования по методике «Прогноз» (баллы, уровни)