Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в зарубежной и отечественной психологии профессиональный стресс психология).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
1.2 Гендерные аспекты переживания стресса
2.1 Организация и методы исследования
2.3 Анализ полученных результатов и их интерпретация
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
. Верящий в себя.
. Умеющий уступать.
. Способный помочь.
. Склонный защищать свои взгляды.
. Жизнерадостный.
. Угрюмый.
. Независимый.
. Застенчивый.
. Совестливый.
. Атлетический.
. Нежный.
. Театральный.
. Напористый.
. Падкий на лесть.
. Удачливый.
. Сильная личность.
. Преданный.
. Непредсказуемый.
. Сильный.
. Женственный.
. Надежный.
. Аналитичный.
. Умеющий сочувствовать.
. Ревнивый.
. Способный к лидерству.
. Заботящийся о людях.
. Прямой, правдивый.
. Склонный к риску.
. Понимающий других.
. Скрытный.
. Быстрый в принятии решений.
. Сострадающий.
. Искренний.
. Полагающийся только на себя (самодостаточный).
. Способный утешить.
. Тщеславный.
. Властный.
. Имеющий тихий голос.
. Привлекательный.
. Мужественный.
. Теплый, сердечный.
. Торжественный, важный.
. Имеющий собственную позицию.
. Мягкий.
. Умеющий дружить.
. Агрессивный.
. Доверчивый.
. Малорезультативный.
. Склонный вести за собой.
. Инфантильный.
. Адаптивный, приспособляющийся.
. Индивидуалист.
. Не любящий ругательств.
. Не систематичный.
. Имеющий дух соревнования.
. Любящий детей.
. Тактичный.
. Амбициозный, честолюбивый.
. Спокойный.
. Традиционный, подверженный условностям.
Приложение «Б»
. Какой характер носят большинство ваших проблем?
(Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)
а) Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса - плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр. |
б)Внутрифирменный Источник проблем - руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр. |
в) Психологический (субъективный) Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения. |
баллы |
баллы |
баллы |
. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.)
Значительно |
Незначительно |
Не |
Не |
Значительно |
уменьшился |
уменьшился |
изменился |
Значительно возрос |
увеличился |
х |
||||
. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?
Да, владею |
Немного умею |
Нет |
Нет, но хотел (а) бы научиться |
. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.)
сон,
общение с друзьями,
общение с членами семьи,
алкоголь,
курение,
еда,
перерыв в работе,
секс,
___________________хобби (уточните, какое)
___________________физическая активность (уточните, какая)
_________________________________________________иное.
. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V)
головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением;
мышечным напряжением;
затрудненностью дыхания;
нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;
расстройством сна и нервной системы;
эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.);
упадком сил, потерей энергии, апатией;
снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.
. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените стресс по 10-балльной шкале.) Если какой-то фактор отсутствует, поставьте прочерк.
№п/п |
Стресс-факторы |
Уровень стресса |
6.1 |
Подчиненные (если есть) |
|
6.2 |
Руководство (если есть) |
|
6.3 |
Партнеры |
|
6.4 |
Конкуренты |
|
6.5 |
Клиенты |
|
6.6 |
Чиновники |
|
6.7 |
Проверяющие органы |
7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый по 10-балльной системе.)
.1. Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы.
.2. Сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций.
.3.Низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в конечном результате.
.4 Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними.
.5. Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении.
.6 Непредсказуемость ценовой политики конкурентов, их жесткие действия на рынке.
.7 Собственные ошибки и просчеты в работе.
.8 Нехватка времени
.9 Необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций.
.10 Несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами.
Если у вас есть руководитель:
.11 Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства.
.12 Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу.
Совсем не |
Влияют |
Существенно |
Очень сильно |
влияют |
незначительно |
влияют |
влияют |
Приложение «В»
Методика определения НПУ «Прогноз»
При профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.
Ниже методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.
Шкала нервно-психической устойчивости
Полученные баллы НПУ |
Пункты шкалы НПУ |
Значение пунктов шкалы НПУ |
33 и более 29-32 23-28 18-22 |
1 2 3 4 |
Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе |
14-17 |
5 |
Среднее |
11-13 9-10 7-8 6 5 и менее |
6 7 8 9 10 |
Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе. |
Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов, соответствующих «ключу»:
«да» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;
«нет» - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
«да» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.
Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.
Интерпретация результатов.
Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость (см. таблицу).
Инструкция: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».
Вопросы
. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.
. У меня часто болит голова.
. Иногда я говорю неправду.
. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
. Бывает, что сержусь.
. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.
. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.
. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.
. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.
. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.
. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
. Запоры у меня бывают редко.
. В игре я предпочитаю выигрывать.
. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.
. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
. С моим рассудком творится что-то неладное.
. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.
. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
. Думаю, что я человек обреченный.
. Я ссорюсь с членами моей семьи редко.
. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.
. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
. Моя внешность меня в общем устраивает.
. Я вполне уверен в себе.
. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
. Кто-то управляет моими мыслями.
. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.
. Счастливей всего я бываю, когда один.
. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
. Я любил сказки Андерсена.
. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
. Меня злит, когда меня торопят.
. Меня легко привести в замешательство.
. Я легко теряю терпение с людьми.
. Часто мне хочется умереть.
. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.
. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
. У меня были очень необычные мистические переживания.
. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
. Я человек нервный, легко возбудимый.
. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).
. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.
. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
. Мне трудно проснуться в назначенный час.
. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
. В детстве я был капризный и раздражительный.
. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.