Файл: Курсовая работа По дисциплине Теории государства и права Историческое развитие права.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
§ 1. Функции социальных норм первобытного общества
§ 2. Виды социальных норм первобытного общества
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА
ГЛАВА 3. ДИСКУССИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА
§ 1. Причины плюрализма подходов к пониманию происхождения права
§ 2. Общая характеристика классических и новых теорий происхождения права.
дарованными тем самым божественным началом, которое по религиозному мировоззрению сотворило и вообще самого человека Таким образом, теория естественного права, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека определенных прав, как у социального существа37
Далее переходим к социалистическому подходу к пониманию происхождения права. Данный подход можно сравнить с понятием живое право, потому что право, в соответствии с этим подходом, возникает повсеместно в процессе развития общественных отношений. Суть данного подхода состоит в том, что право отражает поведение человека, которое соответствует моральным устоям, зависящим от уровня общественного развития. Сторонники этой концепции утверждают, что право не создается государством, а именно общество определяет содержание и развитие права. Государство в свою очередь закрепляет их, но в то же время право не считается существующим в природе.38
Основными теориями происхождения права являются: теологическая, психологическая, классовая, естественная, историческая, примирительная, регулятивная, специализации.
Начнем с теологической теории происхождении права.
Теологическая теория или же божественная теория происхождения права основывается не на научных знаниях, а на вере в бога. Основной идеей данной теории является суждение о том, что право создано Богом для регулирования жизни людей. Данная теория впервые связала вместе понятие право и справедливость. Если верить данной теории, то право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям. Одним из главных основоположником теории был итальянский философ и теолог Фома Аквинский. Четкий пример данной теории можно найти в правовых системах древней Индии законы мифического бога Ману, который даровал его людям, и в Вавилоне. бог Мардук велел царю Хаммурапи даровать людям справедливость и достойное управление. В эпоху капитализма данная теория преобразовалось в виде неотомизма. Представитель данного направления Жак Маритен утверждал, что право, как и государство представляет собой отражение божественного разума обществе. У теологической теории есть как достоинства, так и недостатки, но в современном мире она не соответствует настоящему развитию общества.39
Следующая теория психологическая. Источником формирования права, в соответствии с данной теорией, являются правовые эмоции людей. Их внутренние переживания и психологические особенности являются основным фактором появления права. Как уже было выше сказано, основоположником данной теории является Л. И. Петражицкий. Он относил право, как явления индивидуального сознания, как переживания людей, которые учитывают обязанность совершать какие-либо действия и чье-либо желание на осуществление или воздержание от этих действий.
Классовая теория неразрывно связывает появления права с государством. Появление частной собственности разделила общество на классы, в последствии обычаи первобытного общества преобразовались в обычное право, так как обычаи уже не моли регулировать отношения людей. Государство использует право, как инструмент принуждения и подчинения людей воле господствующего класса и классовым регулятором общественных отношений. Основоположниками этого учения были К. Маркс и Ф. Энгельс, от сюда и название марксистская теория.
40
Естественная теория обосновывает появление права основывается на том, что не все право это изобретение человеческого разума, а неписанные законы, не зависящие от воли человека и присуще всем людям от рождения. Нередко такое учение сопровождалось божественным началом. Это объясняется связью с выше указанным неотомизмом. Эти два направления связанны, так как суть неотомизма в том, что все сущее, творение Бога, и человек как творение божественной силы является носителем естественного права. Основой данной теории является естественно правовой подход к пониманию происхождения права и трактуется как совокупность абстрактных принципов, как свобода и справедливость, которые воплощаются по воле Бога.
В отличие от естественной теории, историческая теория права полагает, что право появилось стихийно, как язык, с течением многих времен. У каждого народа было свое право, являющийся выражением народного духа, которое появилось постепенно в зависимости с особенностями развития данного народа. Право было связанно с государством, но государство не могло создать право, а только придать юридическую форму веками складывающимся народным обычаям и верованиям. Данная теория сформировалось в Германии. Ее основоположником считается Ф.Савиньи. Он утверждал, что для понимания происхождения права необходимо искать ее истоки в истории ее развития.41
В первобытном обществе нередко возникали конфликты между родами. Это было обыденным явлением того времени, потому что у каждого рода были свои интересы. Во время вражды погибали много людей и это привело к тому что роды начали заключать между собой договоры о примирении. На основе таких утверждений основывалась теория примирения. Данная теория очень популярна на Западе, так как на западе нормы создавались по мере выявления потребностей. Одними из приверженцев теории примирения являются английский и шведский ученый Г. Берман и Э. Аннерс.42
Примирительная или договорная теория имеет некую схожесть с регулятивной теорией. Данная теория особо распространено в азиатских странах. Суть регулятивной теории заключается в том, что право возникает для установки и поддержания единого порядка в обществе. В первобытном обществе регулирование требовало создание норм для отдельных случаев. Например, разделение территорий,
порядок использования водоема, брачно-семейные отношения. Далее с появлением сословного строя появились специальные нормы для каждого сословия. С развитием производства и по мере необходимости все сферы жизни людей регулируются нормами права все плотнее и плотнее.43
В догосударственный период общество не было дифференцированно. Человек как отдельный субъект социальных отношений еще не выделялся, но постепенное развитие общества, появление отдельных отраслей и отделение человека как самостоятельного субъекта требуют более четкого нормативного регулирования. Когда начинает цениться отдельный человек из-за своих неповторимых личностных качеств, когда коллективное сознание уступает индивидуалистическому сознанию, в этот момент появляется право. Такой взгляд на происхождение права обосновывает теорию специализации. Основой данной теории является защита индивидуальных интересов. Средством обеспечения интересов индивида является установление прав, которые защищаются государственным принуждением. Обеспечение и регулирование индивидуальных интересов людей в обществе стало причиной возникновения права.
Все выше перечисленные теории относятся к основным теория, но есть еще пару, по моему мнению, неоднозначных теорий происхождения права.
Феноменологическая теория происхождения права. Суть данной теории заключается в представлении о так называемых эйдосах – идеальных юридических формах и заранее определенных правовых нормах. Само слово феномен от греческого означает явление, постигаемое при помощи чувств. Ярким представителем данной теории был немецкий философ Э. Гуссерль. Он утверждал, что правовые нормы или же эйдосы всегда существуют в природе в виде объективных притязаний, собственности, обязанностей и других категорий. Они обретают юридическую форму только тогда, когда на них направлена человеческое сознание. Таким образом норма права не существует без человека как субъекта познания.44
Еще одной неоднозначной теорией происхождения права является экзистенциалистическая теория. Представителем данной теории является Мартин Хайдеггер. Он утверждает, что правовые нормы зависят от способа существования судьи, правителя, администратора и их поступков. Но со временем способ существования меняется, так как каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима. Можно сказать, что данная теория говорит о том, что право возникает в способе существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных формах.
45
По моему личному мнению, из всех выше перечисленных теорий происхождения права, наиболее близко к действительности являются психологическая, историческая и теологическая.
В данной курсовой работе проведено перечисление, описание, структурирование и анализ норм первобытного общества, периоды, подходы и теории происхождения права. В ходе работы были выполнены цель и задачи курсовой работы.
Процесс возникновения права идет параллельно процессу возникновения государства. Вместе с тем, у разных народов в разные времена развитие права имело свои особенности, однако были и общие закономерности.
Возникновение права – это длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Составляя общую картину происхождения и развития права нельзя однозначно сказать где и когда появилось право. Но можно однозначно сказать, что право действительно предстает перед теорией государства и права как весьма сложный – по крайней мере не менее сложный, чем государство, – социальный институт со всей совокупностью факторов, вызвавших его появление и формы осуществления. И осмысление происхождения этого института занимает значительную часть всех теоретико-правовых концепций.
Далее переходим к социалистическому подходу к пониманию происхождения права. Данный подход можно сравнить с понятием живое право, потому что право, в соответствии с этим подходом, возникает повсеместно в процессе развития общественных отношений. Суть данного подхода состоит в том, что право отражает поведение человека, которое соответствует моральным устоям, зависящим от уровня общественного развития. Сторонники этой концепции утверждают, что право не создается государством, а именно общество определяет содержание и развитие права. Государство в свою очередь закрепляет их, но в то же время право не считается существующим в природе.38
§ 2. Общая характеристика классических и новых теорий происхождения права.
Основными теориями происхождения права являются: теологическая, психологическая, классовая, естественная, историческая, примирительная, регулятивная, специализации.
Начнем с теологической теории происхождении права.
Теологическая теория или же божественная теория происхождения права основывается не на научных знаниях, а на вере в бога. Основной идеей данной теории является суждение о том, что право создано Богом для регулирования жизни людей. Данная теория впервые связала вместе понятие право и справедливость. Если верить данной теории, то право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям. Одним из главных основоположником теории был итальянский философ и теолог Фома Аквинский. Четкий пример данной теории можно найти в правовых системах древней Индии законы мифического бога Ману, который даровал его людям, и в Вавилоне. бог Мардук велел царю Хаммурапи даровать людям справедливость и достойное управление. В эпоху капитализма данная теория преобразовалось в виде неотомизма. Представитель данного направления Жак Маритен утверждал, что право, как и государство представляет собой отражение божественного разума обществе. У теологической теории есть как достоинства, так и недостатки, но в современном мире она не соответствует настоящему развитию общества.39
Следующая теория психологическая. Источником формирования права, в соответствии с данной теорией, являются правовые эмоции людей. Их внутренние переживания и психологические особенности являются основным фактором появления права. Как уже было выше сказано, основоположником данной теории является Л. И. Петражицкий. Он относил право, как явления индивидуального сознания, как переживания людей, которые учитывают обязанность совершать какие-либо действия и чье-либо желание на осуществление или воздержание от этих действий.
Классовая теория неразрывно связывает появления права с государством. Появление частной собственности разделила общество на классы, в последствии обычаи первобытного общества преобразовались в обычное право, так как обычаи уже не моли регулировать отношения людей. Государство использует право, как инструмент принуждения и подчинения людей воле господствующего класса и классовым регулятором общественных отношений. Основоположниками этого учения были К. Маркс и Ф. Энгельс, от сюда и название марксистская теория.
40
Естественная теория обосновывает появление права основывается на том, что не все право это изобретение человеческого разума, а неписанные законы, не зависящие от воли человека и присуще всем людям от рождения. Нередко такое учение сопровождалось божественным началом. Это объясняется связью с выше указанным неотомизмом. Эти два направления связанны, так как суть неотомизма в том, что все сущее, творение Бога, и человек как творение божественной силы является носителем естественного права. Основой данной теории является естественно правовой подход к пониманию происхождения права и трактуется как совокупность абстрактных принципов, как свобода и справедливость, которые воплощаются по воле Бога.
В отличие от естественной теории, историческая теория права полагает, что право появилось стихийно, как язык, с течением многих времен. У каждого народа было свое право, являющийся выражением народного духа, которое появилось постепенно в зависимости с особенностями развития данного народа. Право было связанно с государством, но государство не могло создать право, а только придать юридическую форму веками складывающимся народным обычаям и верованиям. Данная теория сформировалось в Германии. Ее основоположником считается Ф.Савиньи. Он утверждал, что для понимания происхождения права необходимо искать ее истоки в истории ее развития.41
В первобытном обществе нередко возникали конфликты между родами. Это было обыденным явлением того времени, потому что у каждого рода были свои интересы. Во время вражды погибали много людей и это привело к тому что роды начали заключать между собой договоры о примирении. На основе таких утверждений основывалась теория примирения. Данная теория очень популярна на Западе, так как на западе нормы создавались по мере выявления потребностей. Одними из приверженцев теории примирения являются английский и шведский ученый Г. Берман и Э. Аннерс.42
Примирительная или договорная теория имеет некую схожесть с регулятивной теорией. Данная теория особо распространено в азиатских странах. Суть регулятивной теории заключается в том, что право возникает для установки и поддержания единого порядка в обществе. В первобытном обществе регулирование требовало создание норм для отдельных случаев. Например, разделение территорий,
порядок использования водоема, брачно-семейные отношения. Далее с появлением сословного строя появились специальные нормы для каждого сословия. С развитием производства и по мере необходимости все сферы жизни людей регулируются нормами права все плотнее и плотнее.43
В догосударственный период общество не было дифференцированно. Человек как отдельный субъект социальных отношений еще не выделялся, но постепенное развитие общества, появление отдельных отраслей и отделение человека как самостоятельного субъекта требуют более четкого нормативного регулирования. Когда начинает цениться отдельный человек из-за своих неповторимых личностных качеств, когда коллективное сознание уступает индивидуалистическому сознанию, в этот момент появляется право. Такой взгляд на происхождение права обосновывает теорию специализации. Основой данной теории является защита индивидуальных интересов. Средством обеспечения интересов индивида является установление прав, которые защищаются государственным принуждением. Обеспечение и регулирование индивидуальных интересов людей в обществе стало причиной возникновения права.
Все выше перечисленные теории относятся к основным теория, но есть еще пару, по моему мнению, неоднозначных теорий происхождения права.
Феноменологическая теория происхождения права. Суть данной теории заключается в представлении о так называемых эйдосах – идеальных юридических формах и заранее определенных правовых нормах. Само слово феномен от греческого означает явление, постигаемое при помощи чувств. Ярким представителем данной теории был немецкий философ Э. Гуссерль. Он утверждал, что правовые нормы или же эйдосы всегда существуют в природе в виде объективных притязаний, собственности, обязанностей и других категорий. Они обретают юридическую форму только тогда, когда на них направлена человеческое сознание. Таким образом норма права не существует без человека как субъекта познания.44
Еще одной неоднозначной теорией происхождения права является экзистенциалистическая теория. Представителем данной теории является Мартин Хайдеггер. Он утверждает, что правовые нормы зависят от способа существования судьи, правителя, администратора и их поступков. Но со временем способ существования меняется, так как каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима. Можно сказать, что данная теория говорит о том, что право возникает в способе существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных формах.
45
По моему личному мнению, из всех выше перечисленных теорий происхождения права, наиболее близко к действительности являются психологическая, историческая и теологическая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе проведено перечисление, описание, структурирование и анализ норм первобытного общества, периоды, подходы и теории происхождения права. В ходе работы были выполнены цель и задачи курсовой работы.
Процесс возникновения права идет параллельно процессу возникновения государства. Вместе с тем, у разных народов в разные времена развитие права имело свои особенности, однако были и общие закономерности.
Возникновение права – это длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Составляя общую картину происхождения и развития права нельзя однозначно сказать где и когда появилось право. Но можно однозначно сказать, что право действительно предстает перед теорией государства и права как весьма сложный – по крайней мере не менее сложный, чем государство, – социальный институт со всей совокупностью факторов, вызвавших его появление и формы осуществления. И осмысление происхождения этого института занимает значительную часть всех теоретико-правовых концепций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Времена и право / Крашенинников П.В. – М.: Статут, 2016. – 256 с. -
Захарцев С. И. Возвращаясь к дискуссии о происхождении права // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015 No 6. С. 279-293. -
Коровина О. С. Особенности феноменологического метода познания права в современной отечественной юриспруденции // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2006. -
Муромцев Г.И. Мононорма как стадия становления права // Вестник Московского университета МВД России. 2017. С. 93-96. -
Оль П. А. Правопонимание: от плюрализма к двуединству. - СПб. юрид. Центр Пресс, 2005. - 243 с -
Происхождение государства и права: Учебное пособие 4-е издание / Кашанина Т.В. – М.: Проспект, 2015. – 304 с. -
Первобытное общество: учебное пособие / Т.И. Адаевская. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. – 200 с. -
Соколов Андрей Иванович Социально-регулятивная миссия обычаев и традиций // Вестник ЧГУ. 2008. №1. -
Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: "Зерцало", под ред. Марченко М.Н. - 2004 г. - 800 стр. -
Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Эксмо, 2010. - 510 с. -
Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Венгеров А. Б. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – .528 с.