Файл: Курсовая работа По дисциплине Теории государства и права Историческое развитие права.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
§ 1. Функции социальных норм первобытного общества
§ 2. Виды социальных норм первобытного общества
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА
ГЛАВА 3. ДИСКУССИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА
§ 1. Причины плюрализма подходов к пониманию происхождения права
§ 2. Общая характеристика классических и новых теорий происхождения права.
8
Все эти ритуалы, магические обряды и некие социальные нормы значительно улучшили жизнь первобытного общества, улучшали условия жизни людей. Социальные нормы, создали такие условия в первобытном обществе, при котором сознательные поступки людей уже не состояли из врожденного поведения и инстинктивных действий. В результате многократного использования этих социальных норм как инструмента для улучшения условий жизни, эти нормы стали чем-то повседневным. Появление социальных норм в первобытном общества, дали человеку возможность с полна удовлетворить свои потребности связав свою жизнь с другими членами общества.
Как уже было сказано выше, первобытное общество делится на три периода. Ранний период - это период первобытного человеческого стада. Далее мы переходим к среднему периоду. В этот период впервые появлялись первые упорядоченные формы социальной организации, такие как род и родовая община. Потом род превращается в племя. Появление родовых общин и племен связано с формой организации жизни деятельности первобытных людей. В частности, основой таких форм организации является коллективизм. Сплоченность между людьми, развитие коллективной формы труда и приоритетность группы является основой родовой общины. Все действия индивидов были направлены на сохранение и продолжения рода. С этим периодом связывают появление ранних форм брака и семьи. Даже само понятие род понимается как семья. В определенном смысле союз людей на кровном или предполагаемом родстве. Далее родовые общины объединялись в более крупные объединения, такие как племя или племенные союзы. С развитием родовой общины появляется потребность в более подробном урегулировании значительно усложнившихся отношений внутри племени или рода. Любое нарушения порядка внутри общины и появление конфликтов между отдельными членами ставили под угрозу безопасность и существование всего рода или племени.
Конечно же для урегулирования таких отношений в родовой общине появляются властные институты и органы управления. Политическая власть как таковая в первобытном обществе отсутствовала, но все же какие-то властные институты существовали.
Власть в первобытном обществе имела иерархический характер, так как являлась результатом иерархических законов. Под иерархическими законами понимается борьба индивида за жизнь. Эти законы обосновываются человеческими инстинктивными особенностями, такими как защита территорий, инстинкты собственности или агрессивное поведение. Все эти особенности появились в конкурентной среде, там, где каждое живое существо борется за выживание. Эти законы приводили к иерархической популяции, в том числе и человеческой. При такой популяции власть в первобытном обществе сосредотачивалась у людей с волевыми качествами. Человек подавляя, терроризируя и угнетая психику и волю других усиливает свое положение в обществе. Таким образом волевые качества выстраивали иерархию людей, так называемую иерархическую пирамиду, где каждый знает свое место.
9
В некоторых литературных источниках говорится что власть в первобытном обществе принадлежало всем членам общества. От части это так, потому что в отличие от рода где вожаком является отец, в племени сами люди выбирают вожака. В большинстве случаев, вождем выбирали человека с волевыми качествами.
Нельзя сказать, что во всех племенах в равной мере были властные структуры управления. В некоторых племенах были простейшие органы власти, в других были более структурирование. Но если в целом охарактеризовать органы власти первобытного общества, то можно выделить четыре главных органов управления. Это были совет старейшин, совет военных предводителей, совет взрослых членов племени и жрецы.
Во главе каждой семьи или рода был старейшина. Старейшиной выбирали человека с особыми качествами, которые выделяли его среди своих сородичей. Выбор старейшины основывался на возрастном цензе, так как это должен был быть зрелый человек с жизненным опытом, мудростью, умом способным предвидеть какие - либо важные для рода события, а также иметь волевой характер. Вся организация деятельности рода была под руководством старейшины. Он руководил хозяйственной, общественной и идеологической жизнью рода.
Со временем, когда род прорастал в фратрии и племена, появлялись вопросы касающиеся, всех соседствующих семей или родов в племени. Для решения таких важных для жизни племени вопросов, собирали старейшин всех общин. Старейшины собирались в единый совет старейшин. Старейшины решали вопросы достаточно важные для племени. Они регулировали отношения родового характера, которые появлялись между родами или общинами. Решали вопросы хозяйственного введения жизни между общинами, Старейшины также решали гигиенические вопросы, для уменьшения возможности появления эпидемиологической опасности для всего племени. Процесс голосования для разрешения особо важных вопросов затрагивающих жизнь всех племен был своеобразен. Каждый член совета старейшин поочередно брал в руки палку или скипетр и говорил другим свое мнение. Другие в свою очередь внимательно слушали. 10
Еще одной не менее важной задачей для племени или фратрии была защита территорий от чужаков, ну или наоборот, нападение. Проблемы защиты территорий возникали из-за охоты, во время которой жители одного племени вступали в стычки с жителями другого племени. Проблемы защиты территорий и племени решались советом военных предводителей. Совет занимался не только вопросами защиты территорий, а также выработкой тактики введения боя. Предводителями становились люди с особенными физическими качествами, такими как храбрость, ловкостью, смелостью, силой и умением прогнозировать и организовывать нападение или защиту от врагов. С военным предводителем всегда была его дружина вооруженных воинов, состоящая в основном из молодых людей, которая всегда его поддерживала.
11
Тут мы переходим к совету взрослых членов племени. Ну или как по- другому называют народное собрание. Суть данного совета заключалась в народовластии, основанная на демократических началах. Если посмотреть с точки зрения власти, то нельзя однозначно сказать, что данное собрание носило народовластный характер, так как в первобытном обществе власть не принадлежала народу, а сосредотачивалась в руках одного или нескольких людей. Народное собрание как орган управления не существовал во многих регионах и не у всех племен, а там, где он существовал, созывался очень редко. Сам процесс собрания крайне жестко регулировался и направлялся под контролем вождя или совета старейшин. Во время собрания вождь или вожди оглашали свое решение через вестника, который обычно собирал людей громким голосом. Не всегда народ был согласен с решением вождя или вождей, и если несогласные слишком много критиковали вождя за его решение, то его наказывали. А вожди пытались добиться лишь одобрения своего решения любой ценой. Такое собрание нельзя называть народовластием.12
Такая власть называется потестарной. При такой власти, управление обществом происходит на основе авторитета одного из членов общины и обуславливается волевым доминированием. Также основой такого типа считается использование довольно грубого принуждения. При нарушении установленных правил, члена общины строго наказывали, его могли даже изгнать из общины, что фактически являлось смертным приговором.
Потестарной властью также обладали жрецы. Это тоже своего рода орган управления. В разных источниках их именуют по-разному: колдуны, ведуны, шаманы, знахари, священники, гадатели. Их власть нельзя назвать потестарной в том смысле, который был указан выше. Эта была власть над духовной частью первобытной общины. Они занимались управлением племени через сознание членов данного племени. Жрецы традиционно соперничали с другими властными институтами и органами управления в своём влиянии на людей. Влияние жречества на первобытную общину было велико.13
Незнание процессов окружающего мира, в последствии привело к тому, что люди начали приписывать явления природы к божественным существам. Путем обрядов и жертвоприношений жрецы пытались в каком-то смысле уговорить богов, чтобы они были благосклонны к человеку. Эти обряды придавали человеку уверенности и направляли его сознание на производительную деятельность.
Потребность развития первобытного общества нуждалось в регламентации жизни деятельности. Как уже было сказано выше, этим занимались властные институты и органы управления в лице старейшин, взрослых членов общины, военных предводителей и жрецов. Они использовали социальные нормы как инструмент регулирования общества. Социальные нормы - это совокупность правил поведения, которые устанавливались и обеспечивались родовыми общинами и племенами, и через посредство которых происходило регулирование общественных отношений. Социальные нормы охватывали широкий спектр отношений в роду или племени. Они регулировали хозяйственные, половые, межличностные отношения. Общественные нормы были необходимы для поддержания мирного сосуществования и сотрудничества людей. Они дают возможность установить порядок в обществе.
К социальным нормам первобытного общества относят обычаи, нормы морали, религиозные нормы, мифы, обряды и ритуалы.
Обычай- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Развитие духовной и материальной культуры первобытного общества, привели к тому, что человеку приходилось фиксировать значимые для него действия, которые помогали ему достичь тех или иных наиболее желаемых результатов. В процессе такой фиксации появились обычаи. Обычаи являлись стереотипным способом поведения, основанным на привычке следовать воспринятым из прошлого образцам. Они носят нерефлексивный характер, и далеко не осознано воспроизводятся в определенном обществе или группе людей. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.14
Обычаи являлись универсальными и многосторонними нормами, которые регулировали повседневный быт людей. Регулировали трудовые и хозяйственные обязанности между женщинами и мужчинами. Но не всегда обычаи во всех племенах и общинах были одинаковые. Они имели дифференциацию в зависимости от племени. Например, в разных племенах были разные процессы хоронения умерших сородичей. Они передавались от поколения в поколение, воспитывали необходимые для семьи, коллектива, общества привычки и выступали конкретными регуляторами поведения людей. Традиции, как и обычаи ориентировали человека на осуществление таких видов деятельности, без которых первобытное общество не смогло бы выжить. Они учили, как вести себя в тех или иных ситуациях, держаться в коллективе своего рода, подчинялись его правилам, т.е. оказывали заметное влияние на уклад жизни людей. Следование традициям и обычаям,
Все эти ритуалы, магические обряды и некие социальные нормы значительно улучшили жизнь первобытного общества, улучшали условия жизни людей. Социальные нормы, создали такие условия в первобытном обществе, при котором сознательные поступки людей уже не состояли из врожденного поведения и инстинктивных действий. В результате многократного использования этих социальных норм как инструмента для улучшения условий жизни, эти нормы стали чем-то повседневным. Появление социальных норм в первобытном общества, дали человеку возможность с полна удовлетворить свои потребности связав свою жизнь с другими членами общества.
§ 2. Виды социальных норм первобытного общества
Как уже было сказано выше, первобытное общество делится на три периода. Ранний период - это период первобытного человеческого стада. Далее мы переходим к среднему периоду. В этот период впервые появлялись первые упорядоченные формы социальной организации, такие как род и родовая община. Потом род превращается в племя. Появление родовых общин и племен связано с формой организации жизни деятельности первобытных людей. В частности, основой таких форм организации является коллективизм. Сплоченность между людьми, развитие коллективной формы труда и приоритетность группы является основой родовой общины. Все действия индивидов были направлены на сохранение и продолжения рода. С этим периодом связывают появление ранних форм брака и семьи. Даже само понятие род понимается как семья. В определенном смысле союз людей на кровном или предполагаемом родстве. Далее родовые общины объединялись в более крупные объединения, такие как племя или племенные союзы. С развитием родовой общины появляется потребность в более подробном урегулировании значительно усложнившихся отношений внутри племени или рода. Любое нарушения порядка внутри общины и появление конфликтов между отдельными членами ставили под угрозу безопасность и существование всего рода или племени.
Конечно же для урегулирования таких отношений в родовой общине появляются властные институты и органы управления. Политическая власть как таковая в первобытном обществе отсутствовала, но все же какие-то властные институты существовали.
Власть в первобытном обществе имела иерархический характер, так как являлась результатом иерархических законов. Под иерархическими законами понимается борьба индивида за жизнь. Эти законы обосновываются человеческими инстинктивными особенностями, такими как защита территорий, инстинкты собственности или агрессивное поведение. Все эти особенности появились в конкурентной среде, там, где каждое живое существо борется за выживание. Эти законы приводили к иерархической популяции, в том числе и человеческой. При такой популяции власть в первобытном обществе сосредотачивалась у людей с волевыми качествами. Человек подавляя, терроризируя и угнетая психику и волю других усиливает свое положение в обществе. Таким образом волевые качества выстраивали иерархию людей, так называемую иерархическую пирамиду, где каждый знает свое место.
9
В некоторых литературных источниках говорится что власть в первобытном обществе принадлежало всем членам общества. От части это так, потому что в отличие от рода где вожаком является отец, в племени сами люди выбирают вожака. В большинстве случаев, вождем выбирали человека с волевыми качествами.
Нельзя сказать, что во всех племенах в равной мере были властные структуры управления. В некоторых племенах были простейшие органы власти, в других были более структурирование. Но если в целом охарактеризовать органы власти первобытного общества, то можно выделить четыре главных органов управления. Это были совет старейшин, совет военных предводителей, совет взрослых членов племени и жрецы.
Во главе каждой семьи или рода был старейшина. Старейшиной выбирали человека с особыми качествами, которые выделяли его среди своих сородичей. Выбор старейшины основывался на возрастном цензе, так как это должен был быть зрелый человек с жизненным опытом, мудростью, умом способным предвидеть какие - либо важные для рода события, а также иметь волевой характер. Вся организация деятельности рода была под руководством старейшины. Он руководил хозяйственной, общественной и идеологической жизнью рода.
Со временем, когда род прорастал в фратрии и племена, появлялись вопросы касающиеся, всех соседствующих семей или родов в племени. Для решения таких важных для жизни племени вопросов, собирали старейшин всех общин. Старейшины собирались в единый совет старейшин. Старейшины решали вопросы достаточно важные для племени. Они регулировали отношения родового характера, которые появлялись между родами или общинами. Решали вопросы хозяйственного введения жизни между общинами, Старейшины также решали гигиенические вопросы, для уменьшения возможности появления эпидемиологической опасности для всего племени. Процесс голосования для разрешения особо важных вопросов затрагивающих жизнь всех племен был своеобразен. Каждый член совета старейшин поочередно брал в руки палку или скипетр и говорил другим свое мнение. Другие в свою очередь внимательно слушали. 10
Еще одной не менее важной задачей для племени или фратрии была защита территорий от чужаков, ну или наоборот, нападение. Проблемы защиты территорий возникали из-за охоты, во время которой жители одного племени вступали в стычки с жителями другого племени. Проблемы защиты территорий и племени решались советом военных предводителей. Совет занимался не только вопросами защиты территорий, а также выработкой тактики введения боя. Предводителями становились люди с особенными физическими качествами, такими как храбрость, ловкостью, смелостью, силой и умением прогнозировать и организовывать нападение или защиту от врагов. С военным предводителем всегда была его дружина вооруженных воинов, состоящая в основном из молодых людей, которая всегда его поддерживала.
11
Тут мы переходим к совету взрослых членов племени. Ну или как по- другому называют народное собрание. Суть данного совета заключалась в народовластии, основанная на демократических началах. Если посмотреть с точки зрения власти, то нельзя однозначно сказать, что данное собрание носило народовластный характер, так как в первобытном обществе власть не принадлежала народу, а сосредотачивалась в руках одного или нескольких людей. Народное собрание как орган управления не существовал во многих регионах и не у всех племен, а там, где он существовал, созывался очень редко. Сам процесс собрания крайне жестко регулировался и направлялся под контролем вождя или совета старейшин. Во время собрания вождь или вожди оглашали свое решение через вестника, который обычно собирал людей громким голосом. Не всегда народ был согласен с решением вождя или вождей, и если несогласные слишком много критиковали вождя за его решение, то его наказывали. А вожди пытались добиться лишь одобрения своего решения любой ценой. Такое собрание нельзя называть народовластием.12
Такая власть называется потестарной. При такой власти, управление обществом происходит на основе авторитета одного из членов общины и обуславливается волевым доминированием. Также основой такого типа считается использование довольно грубого принуждения. При нарушении установленных правил, члена общины строго наказывали, его могли даже изгнать из общины, что фактически являлось смертным приговором.
Потестарной властью также обладали жрецы. Это тоже своего рода орган управления. В разных источниках их именуют по-разному: колдуны, ведуны, шаманы, знахари, священники, гадатели. Их власть нельзя назвать потестарной в том смысле, который был указан выше. Эта была власть над духовной частью первобытной общины. Они занимались управлением племени через сознание членов данного племени. Жрецы традиционно соперничали с другими властными институтами и органами управления в своём влиянии на людей. Влияние жречества на первобытную общину было велико.13
Незнание процессов окружающего мира, в последствии привело к тому, что люди начали приписывать явления природы к божественным существам. Путем обрядов и жертвоприношений жрецы пытались в каком-то смысле уговорить богов, чтобы они были благосклонны к человеку. Эти обряды придавали человеку уверенности и направляли его сознание на производительную деятельность.
Потребность развития первобытного общества нуждалось в регламентации жизни деятельности. Как уже было сказано выше, этим занимались властные институты и органы управления в лице старейшин, взрослых членов общины, военных предводителей и жрецов. Они использовали социальные нормы как инструмент регулирования общества. Социальные нормы - это совокупность правил поведения, которые устанавливались и обеспечивались родовыми общинами и племенами, и через посредство которых происходило регулирование общественных отношений. Социальные нормы охватывали широкий спектр отношений в роду или племени. Они регулировали хозяйственные, половые, межличностные отношения. Общественные нормы были необходимы для поддержания мирного сосуществования и сотрудничества людей. Они дают возможность установить порядок в обществе.
К социальным нормам первобытного общества относят обычаи, нормы морали, религиозные нормы, мифы, обряды и ритуалы.
Обычай- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Развитие духовной и материальной культуры первобытного общества, привели к тому, что человеку приходилось фиксировать значимые для него действия, которые помогали ему достичь тех или иных наиболее желаемых результатов. В процессе такой фиксации появились обычаи. Обычаи являлись стереотипным способом поведения, основанным на привычке следовать воспринятым из прошлого образцам. Они носят нерефлексивный характер, и далеко не осознано воспроизводятся в определенном обществе или группе людей. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.14
Обычаи являлись универсальными и многосторонними нормами, которые регулировали повседневный быт людей. Регулировали трудовые и хозяйственные обязанности между женщинами и мужчинами. Но не всегда обычаи во всех племенах и общинах были одинаковые. Они имели дифференциацию в зависимости от племени. Например, в разных племенах были разные процессы хоронения умерших сородичей. Они передавались от поколения в поколение, воспитывали необходимые для семьи, коллектива, общества привычки и выступали конкретными регуляторами поведения людей. Традиции, как и обычаи ориентировали человека на осуществление таких видов деятельности, без которых первобытное общество не смогло бы выжить. Они учили, как вести себя в тех или иных ситуациях, держаться в коллективе своего рода, подчинялись его правилам, т.е. оказывали заметное влияние на уклад жизни людей. Следование традициям и обычаям,