Файл: Анализ полномочий органов власти и управления в сфере общего среднего образования.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, муниципальный уровень управления образованием представляет собой системный элемент регионального образовательного пространства, который, в свою очередь, входит в общеобразовательную систему страны, т.е. муниципальный уровень завершает системный характер федерального образовательного пространства в нашей стране.
В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень муниципалитетов управление образованием, со всем организационным и финансово-экономическим обеспечением образовательного процесса, а также кадровая политика в этой области переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов.
Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение муниципального уровня развития образования, но и повышает требования к нему [22].
Рыночная конкуренция, возникшая в нашей стране, позволяет развиваться не только государственным и муниципальным структурам образования, но и создает возможность развития негосударственного образования, являющегося составной частью образования в целом и ставшего объективной реальностью, которую невозможно игнорировать при осуществлении целенаправленной социальной политики российского государства.
При этом, как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не переходным, а закономерным структурным элементом всей системыобразования. Во многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании на уровне муниципального района, что иллюстрируется рисунком 1.
| | ФЦП «Развитие образования» | | | | | ||||||||||||||||
| | | | |||||||||||||||||||
Концепция | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |||||||||
долгосрочного | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
| | | | | | | | | | | | ДРОНД | | |||||||||
социально- | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |||||||||
экономическог | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
| | | | | | ФЦПР | | | | |||||||||||||
| | Стратегия | | | | | ||||||||||||||||
о развития РФ | | | 2021 | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | |||||||||||
до 2021 года | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | ||||||||||
| | | | | | | | | ННШ | | | |||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
| | | | | | | | | | | | | ПНПО | | ||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | ||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||
| | | | | | ФЦП РЯ | | | | | ||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||
| | | | ФЦП «Русский язык» | | | | | | |||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |
Доклад о результатах и
основных
направлениях
деятельности МОН
Приоритетный национальный проект «Образование»
ННШ – Президентская инициатива «Наша новая школа»
Рис. 1 – Стратегические документы в сфере образования
Как показал контекстный анализ действующих стратегических документов в сфере образования на рисунке 1, цели и задачи (проблемы), которые встречаются в этих документах, могут быть разделены на 12 основных групп (кластеров):
-
системные реформы, ориентированные на инновационное развитие;
-
вопросы содержания обучения, стандартов, механизмов обучения;
-
вопросы управления финансовыми ресурсами;
-
кадровые вопросы в системе образования;
-
проблемы поддержки детей с особыми потребностями (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, из социально-
неблагополучных семей и т.д.);
-
поддержка талантливых детей и молодежи;
-
развитие инфраструктуры системы образования;
-
механизмы мониторинга и оценки;
-
интеграция в международное образовательное пространство;
-
ориентация системы образования на потребности рынка труда;
-
сохранение здоровья обучающихся;
-
образование военнослужащих.
Указанные 12 групп (кластеров) проблем не являются равнозначными. Это позволяет использовать альтернативные способы структурирования проблем, которые и используются в разных стратегических документах в сфере образования.
Общий вывод состоит в том, что у отрасли много стратегических приоритетов, поэтому она не имеет определенных направлений движения, в том числе, в вопросах финансирования тех или иных направлений деятельности. Система непонятна внешнему пользователю: родителям учащихся, экспертному сообществу, органам государственной власти и местного самоуправления. Это усложняет целевое финансирование, подготовку публичной отчетности и создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации (приоритет Стратегии 2021).
Развитие образовательной системы России во многом определяется тем, в какой степени принимаемые законодательные акты и управленческие решения социально и экономически проработаны, выполняются на местах, непосредственно в регионах и муниципалитетах. Анализируя складывающуюся социально-экономическую ситуацию с позиций развития образовательной системы в целом, можно констатировать, что каждому региону необходимо развивать систему образования с учетом единой государственной политики. При выборе образовательной стратегии и тактики необходимо действоватьообразно своим социально-экономическим, географическим, природно-ресурсным, национально-культурным и другим особенностям. Это является
важнейшим фактором развития как в целом социума, его системы образования, так, в частности, и любого образовательного учреждения.
Можно выделить семь основных направлений формирования муниципальной образовательной системы и «опорные точки» развития по каждому направлению[60].
Первое направление – организационно-управленческое. Конкретные организационно-управленческие меры (распределенные по срокам реализации
субъектам-исполнителям) реализуются на двух основных уровнях: уровне образовательной структуры города и уровне отдельных образовательных единиц.
«Опорные точки» первого направления [29]:
-
создание и координация деятельности системы учреждений и городских структур, необходимых для развития муниципальной системы образования; -
переход на программно-целевую модель управления образованием; -
введение адекватных форм управления; -
выработка «формулы взаимодействия» руководителя Центра и руководителей входящих структур; -
отработка системы «отношений ответственной зависимости» в образовательной системе города по принципу делегирования полномочий «сверху вниз», «снизу вверх» и по «горизонтали»;
-
налаживание отношений Центра и педагогических, образовательных и управленческих коллективов для совместных проектно-исследовательских работ, и реализация преобразовательных действий; -
создание (или реорганизация) муниципальных служб образования
(аттестационно-диагностической, информационной и др.).
Второе направление – «рынок образовательных услуг». Данное направление предполагает формирование гибкой инфраструктуры образовательных учреждений, социообразовательной среды, способной создать ситуацию широкого выбора путей, форм и содержания образования с учетом потребностей личности в общем контексте особенностей социально-экономического развития региона.
Третье направление – кадровое обеспечение образовательного пространства (система непрерывного педагогического образования). Это направление вызвано необходимостью приведения кадровой политики в соответствие с потребностями развития сферы образования, создания многоуровневой системы педагогического образования в городе на основе концепции нового содержания. Кадровое обеспечение предполагает многоступенчатое педагогическое образование.
Четвертое направление – социальная поддержка. Данное направление предполагает создание системы социальных гарантий субъектам образовательной системы: детям, образовательным учреждениям и их работникам.
Пятое направление – научно-методическое обеспечение инновационного процесса образования. Данное направление связано с научно-методическим обеспечением инновационных процессов: изучение и «паспортизация» образцов инновационного педагогического опыта, запуск, поддержка и анализ проектных разработок.
Шестое направление – материально-техническое обеспечение. Данное направление предполагает создание необходимой для формирования и развития образовательного пространства материально-технической базы.
Седьмое направление – информатизация образовательного пространства. Направление ориентировано на создание программы информатизации образовательной системы в единую компьютерную информационную сеть с выходом во внешние источники информации.
Процесс стабилизации и развития образования характеризуется переходом на качественно новую ступень в реализации федеральной, региональных и муниципальных программ развития образования, в значительной мере связан с созданием центров развития образования непосредственно на местах, позволяющих учитывать местные особенности при разработке стратегии развития социально-образовательной системы субъектов федерации, муниципалитетов.
Совершенствование управления муниципальной системы образования требует разработки механизма развития и комплекса показателей, которые были бы приняты всеми членами педагогического сообщества. Эти показатели должны быть не только идеальными ориентирами, целями развития системы, но и критериями оценки ее практической эффективности. Функционирование образовательных систем, качественное управление ими происходит в конкретных, предлагаемых реальностью бытийных обстоятельствах, которые бывают не всегда благоприятны.
Таким образом, целью современного управления образованием является создание совокупности социообразовательных условий, позволяющих обеспечить:
а) преемственность развития на основе единства оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз;
б) совокупную методическую, материально-техническую, финансово-экономическую базу развития;
в) рациональную организацию труда участников педагогического процесса, их подготовку, переподготовку при опережающей тенденции обучения управленческого персонала;
г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы[60].