Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Вызов.

Учитель: перед вами карточка № 1. В ней даны несколько определений. Прочитав их, попробуйте сформулировать тему урока.

Карточка № 1.

  1. Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие–либо свои потребности.

  2. Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

  3. Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

  4. Работа, систематическое применение своих сил в какой–либо области.

  5. Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.

3. Осмысление.

Учитель: итак, о чем пойдет речь на уроке? Речь пойдет о человеческой деятельности. Нам предстоит уяснить:

  1. Что такое деятельность?

  2. Каковы ее составляющие? (структура деятельности).

  3. Почему человек совершает деятельность? (мотивы деятельности).

Учитывая общие характеристики деятельности, приведенные в определениях, попробуйте самостоятельно записать обобщающее определение в тетрадь (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.

Учитель: чем, по-вашему, отличается деятельность человека от поведения животных? (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды). Обращение к эпиграфу.

Учитель. В структуре деятельности различаются ее субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (глоссарий).

– Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

– Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Карточка № 2.

Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы.

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, «какой он плодовый сад разведет: вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!» Думал, «каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко!.. какой он клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст». Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют», «остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».


Вопросы:

  1. Каковы были цели помещика?

  2. Какие он выбрал средства для их достижения?

  3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы «Структура деятельности».

  1. Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)

  2. Действия.

  3. Средства.

  4. Результат.

Приведите примеры конкретной деятельности человека, отталкиваясь от предложенной схемы (учебная (в.т.ч. урок сегодня), трудовая и др.).

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось, как всегда).

Мотивы деятельности.

Как вы считаете, каковы мотивы деятельности человека?

  • потребности

  • интерес

  • идеалы

  • убеждения

  • социальные установки

Какие группы потребностей человека вам известны?

Классификация потребностей (пирамида) А. Маслоу:

  • духовные

  • престижные

  • социальные

  • экзистенциальные

  • физиологические

4. Рефлексия.

Вывод. Работа над написанием эссе.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой «Сущность человеческой деятельности». Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока.

Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. В.Г. Белинский. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. А.С. Макаренко.

Когда мы перестаем делать – мы перестаем жить. Б. Шоу.

Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет. Ф.Н. Глинка. Вернемся к теме (вопросу) нашего урока «Сущность человеческой деятельности».

Можно ли найти ответ на вопрос нашего урока в высказывании Белинского? Аргументируйте свое мнение (почему вы выбрали именно эту цитату?).

Работа над созданием эссе с использованием схемы-помощника.

Домашнее задание: стр. 168 – 174, пользуясь схемой-помощником, напишите эссе.

Схема – помощник для написания эссе по обществознанию (задание С–9 ЕГЭ).

План-схема действий

Примеры

Рабочая колонка

1. Выбор цитаты






2. Сформулируйте проблему, поднятую автором.

В своем высказывании автор (философ, публицист…) рассуждает о …

Автор затрагивает проблему…

Автор ищет ответ на вопрос…

Автор видит проблему …




3. Обоснуйте ее актуальность

Тема показалась мне интересной, т.к….

Эта тема волнует многих современников, потому что…

Тема особенно актуальна для всего человечества…

Моя семья заинтересована в …




4. Какова позиция автора по этому вопросу? (какой ответ он дает?)

Высказываясь о…, автор задается вопросом …

В своем суждении автор приходит к выводу о том, что …



5. Ваша позиция, ваше видение проблемы.

Позиция автора не оставляет сомнений…

Я безусловно согласен с …

Я категорически не согласен ..

Автор безусловно прав в том, что …, но…




6. Обоснуйте свою позицию (почему я так думаю).

По моему мнению …

Во–первых…



7. Аргументируйте позицию – ссылки на теоретический материал;

  • примеры из истории и современности;

  • ссылки на свой собственный опыт и социальную практику

Ряд ученых считают…

По мнению ученых….

Среди ученых–обществоведов есть мнение…

Моя семья…

п.7 – примеры на слайдах и доске

8. Резюме.

Краткий вывод по поднятой в цитате проблеме.

Таким образом, ….

Несомненно, что …

п. 8 – вернуться к эпиграфу


Глоссарий:

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

Объект – то, на что направлена деятельность.

Цель – предвосхищаемый в сознании результат деятельности.

Средства деятельности – это то, при помощи чего достигается результат, конечная цель всякой деятельности.

Действия – это ряд заранее спланированных, последовательно проводимых сторонами операций.

Результат – это итог, следствие, завершающее собой какие–либо действия. Потребности – нужда или недостаток в чем–либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Интерес – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д.

Проблема – (от греч. problema – задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких–либо явлений.

Идеал – представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.

Убеждения – сознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Позиция– устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Характер человека.

Мотивы – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Эссе – (франц. essai – попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо.

Урок 11. Индивид, индивидуальность, личность (1 час).

Цель: изучить понятия и термины: «индивид», «индивидуальность», «личность», структура личности, «ид», «эго», «супер-эго».

Задачи:

– образовательная: познакомиться с особенностями структуры личности;


– развивающая: продолжить развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы;

– воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Тема нашего урока «Индивид, индивидуальность, личность».

В рамках урока изучим такие разделы как:

1. Понятие и разновидности личности.

2. Индивид и индивидуальность.

3. Структура личности по З. Фрейду.

Такие понятия и термины как «индивид», «индивидуальность», «личность», «структура личности», «ид», «эго», «супер-эго». А также продолжим развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы.

Мы поработаем в группах, с учебником над поставленными вопросами, индивидуально, и попробуем самостоятельно сделать вывод по пройденному на уроке материалу.

Сегодня ближе к концу урока, мы с вами постараемся дать определения и характеристики понятиям Индивид, Индивидуальность, Личность.

И я попрошу вас зарисовать ее к себе в тетрадочку. И начнем мы заполнение с понятия «Личность».

1. Понятие и разновидности личности.

Так что же такое личность? Еще в 1937 году исследователь Гордон Олпорт насчитал более 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Давайте и мы с вами попробуем в этом разобраться.

Для этого я предлагаю в вашем раздаточном материале выделить три ключевых аспекта, характеризующих личность.

Учащимся раздается материал для изучения и анализа.

Проходит коллективная работа по заполнению графы «Личность».

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

  • ценностные ориентации

  • самостоятельность

  • ответственность

  • мораль

  • честь

  • достоинство



При всем разнообразии толкований понятия «личность» все ученые согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Какие же бывают разновидности личности, и кого мы можем ей назвать? А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Давайте мы это проанализируем по страницам параграфа и попробуем сделать выводы.

Для этого я предлагаю вам поделиться на 2 группы по 5 человек. 1 группа читает с 1 по 3 абзац, а 2 группа читает с 4 по 6 абзац. Ваша задача состоит в том, чтобы проанализировать данный фрагмент текста и выделить разновидности личности:

Чтение и анализ текста. Выделение понятий и запись их в тетрадь.

1) формирующаяся личность;

2) патологическая или аномальная личность;

3) асоциальная личность;

4) зрелая личность.

Так вот, мы получили, что личность – это индивид, обладающий совокупностью социально–значимых черт; личностью становятся в процессе социализации; характеристика личности зависит от внутреннего мира. Кроме этого, имеются разновидности личности – формирующаяся личность, патологическая или аномальная, асоциальная и зрелая личность. Но так же существуют и близкие к понятию личность – понятия индивид и индивидуальность. Попробуем разобраться, чем же они отличаются.

2. Индивид, индивидуальность.

Поработаем также в группах. 1 группе я предлагаю материал по определению индивида, а 2 – по определению индивидуальности. Вам необходимо выделить три ключевых аспекта, характеризующих данные понятия. Учащимся раздается материал для изучения и анализа.

Работа по заполнению граф «Индивид», «Индивидуальность».

На основе вашего обсуждения и выводов, заполним вот такую таблицу (слайд). Время на обсуждение – (во время обсуждения оказывается консультационная помощь)

ИНДИВИД

Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный представитель человеческого рода.

Понятие «индивид» употребляется:

для обозначения всякого представителя человеческого рода;

индивид – не просто один, а всегда «один из нас»;

каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на поведение индивида.