Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вызов.
Учитель: перед вами карточка № 1. В ней даны несколько определений. Прочитав их, попробуйте сформулировать тему урока.
Карточка № 1.
-
Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие–либо свои потребности. -
Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. -
Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. -
Работа, систематическое применение своих сил в какой–либо области. -
Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.
3. Осмысление.
Учитель: итак, о чем пойдет речь на уроке? Речь пойдет о человеческой деятельности. Нам предстоит уяснить:
-
Что такое деятельность? -
Каковы ее составляющие? (структура деятельности). -
Почему человек совершает деятельность? (мотивы деятельности).
Учитывая общие характеристики деятельности, приведенные в определениях, попробуйте самостоятельно записать обобщающее определение в тетрадь (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.
Учитель: чем, по-вашему, отличается деятельность человека от поведения животных? (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды). Обращение к эпиграфу.
Учитель. В структуре деятельности различаются ее субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (глоссарий).
– Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).
– Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).
Карточка № 2.
Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы.
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, «какой он плодовый сад разведет: вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!» Думал, «каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко!.. какой он клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст». Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют», «остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».
Вопросы:
-
Каковы были цели помещика? -
Какие он выбрал средства для их достижения? -
Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы «Структура деятельности».
-
Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата) -
Действия. -
Средства. -
Результат.
Приведите примеры конкретной деятельности человека, отталкиваясь от предложенной схемы (учебная (в.т.ч. урок сегодня), трудовая и др.).
Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось, как всегда).
Мотивы деятельности.
Как вы считаете, каковы мотивы деятельности человека?
-
потребности -
интерес -
идеалы -
убеждения -
социальные установки
Какие группы потребностей человека вам известны?
Классификация потребностей (пирамида) А. Маслоу:
-
духовные -
престижные -
социальные -
экзистенциальные -
физиологические
4. Рефлексия.
Вывод. Работа над написанием эссе.
Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой «Сущность человеческой деятельности». Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока.
Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. В.Г. Белинский. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. А.С. Макаренко.
Когда мы перестаем делать – мы перестаем жить. Б. Шоу.
Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет. Ф.Н. Глинка. Вернемся к теме (вопросу) нашего урока «Сущность человеческой деятельности».
Можно ли найти ответ на вопрос нашего урока в высказывании Белинского? Аргументируйте свое мнение (почему вы выбрали именно эту цитату?).
Работа над созданием эссе с использованием схемы-помощника.
Домашнее задание: стр. 168 – 174, пользуясь схемой-помощником, напишите эссе.
Схема – помощник для написания эссе по обществознанию (задание С–9 ЕГЭ).
План-схема действий | Примеры | Рабочая колонка |
1. Выбор цитаты | | |
2. Сформулируйте проблему, поднятую автором. | В своем высказывании автор (философ, публицист…) рассуждает о … Автор затрагивает проблему… Автор ищет ответ на вопрос… Автор видит проблему … | |
3. Обоснуйте ее актуальность | Тема показалась мне интересной, т.к…. Эта тема волнует многих современников, потому что… Тема особенно актуальна для всего человечества… Моя семья заинтересована в … | |
4. Какова позиция автора по этому вопросу? (какой ответ он дает?) | Высказываясь о…, автор задается вопросом … В своем суждении автор приходит к выводу о том, что … | |
5. Ваша позиция, ваше видение проблемы. | Позиция автора не оставляет сомнений… Я безусловно согласен с … Я категорически не согласен .. Автор безусловно прав в том, что …, но… | |
6. Обоснуйте свою позицию (почему я так думаю). | По моему мнению … Во–первых… | |
7. Аргументируйте позицию – ссылки на теоретический материал;
| Ряд ученых считают… По мнению ученых…. Среди ученых–обществоведов есть мнение… Моя семья… | п.7 – примеры на слайдах и доске |
8. Резюме. Краткий вывод по поднятой в цитате проблеме. | Таким образом, …. Несомненно, что … | п. 8 – вернуться к эпиграфу |
Глоссарий:
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.
Объект – то, на что направлена деятельность.
Цель – предвосхищаемый в сознании результат деятельности.
Средства деятельности – это то, при помощи чего достигается результат, конечная цель всякой деятельности.
Действия – это ряд заранее спланированных, последовательно проводимых сторонами операций.
Результат – это итог, следствие, завершающее собой какие–либо действия. Потребности – нужда или недостаток в чем–либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Интерес – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д.
Проблема – (от греч. problema – задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких–либо явлений.
Идеал – представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.
Убеждения – сознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Позиция– устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Характер человека.
Мотивы – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
Эссе – (франц. essai – попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо.
Урок 11. Индивид, индивидуальность, личность (1 час).
Цель: изучить понятия и термины: «индивид», «индивидуальность», «личность», структура личности, «ид», «эго», «супер-эго».
Задачи:
– образовательная: познакомиться с особенностями структуры личности;
– развивающая: продолжить развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы;
– воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Тема нашего урока «Индивид, индивидуальность, личность».
В рамках урока изучим такие разделы как:
1. Понятие и разновидности личности.
2. Индивид и индивидуальность.
3. Структура личности по З. Фрейду.
Такие понятия и термины как «индивид», «индивидуальность», «личность», «структура личности», «ид», «эго», «супер-эго». А также продолжим развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы.
Мы поработаем в группах, с учебником над поставленными вопросами, индивидуально, и попробуем самостоятельно сделать вывод по пройденному на уроке материалу.
Сегодня ближе к концу урока, мы с вами постараемся дать определения и характеристики понятиям Индивид, Индивидуальность, Личность.
И я попрошу вас зарисовать ее к себе в тетрадочку. И начнем мы заполнение с понятия «Личность».
1. Понятие и разновидности личности.
Так что же такое личность? Еще в 1937 году исследователь Гордон Олпорт насчитал более 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Давайте и мы с вами попробуем в этом разобраться.
Для этого я предлагаю в вашем раздаточном материале выделить три ключевых аспекта, характеризующих личность.
Учащимся раздается материал для изучения и анализа.
Проходит коллективная работа по заполнению графы «Личность».
ЛИЧНОСТЬ
Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. | Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. |
Внутренний мир личности:
|
При всем разнообразии толкований понятия «личность» все ученые согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Какие же бывают разновидности личности, и кого мы можем ей назвать? А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Давайте мы это проанализируем по страницам параграфа и попробуем сделать выводы.
Для этого я предлагаю вам поделиться на 2 группы по 5 человек. 1 группа читает с 1 по 3 абзац, а 2 группа читает с 4 по 6 абзац. Ваша задача состоит в том, чтобы проанализировать данный фрагмент текста и выделить разновидности личности:
Чтение и анализ текста. Выделение понятий и запись их в тетрадь.
1) формирующаяся личность;
2) патологическая или аномальная личность;
3) асоциальная личность;
4) зрелая личность.
Так вот, мы получили, что личность – это индивид, обладающий совокупностью социально–значимых черт; личностью становятся в процессе социализации; характеристика личности зависит от внутреннего мира. Кроме этого, имеются разновидности личности – формирующаяся личность, патологическая или аномальная, асоциальная и зрелая личность. Но так же существуют и близкие к понятию личность – понятия индивид и индивидуальность. Попробуем разобраться, чем же они отличаются.
2. Индивид, индивидуальность.
Поработаем также в группах. 1 группе я предлагаю материал по определению индивида, а 2 – по определению индивидуальности. Вам необходимо выделить три ключевых аспекта, характеризующих данные понятия. Учащимся раздается материал для изучения и анализа.
Работа по заполнению граф «Индивид», «Индивидуальность».
На основе вашего обсуждения и выводов, заполним вот такую таблицу (слайд). Время на обсуждение – (во время обсуждения оказывается консультационная помощь)
ИНДИВИД
Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный представитель человеческого рода. |
Понятие «индивид» употребляется: для обозначения всякого представителя человеческого рода; индивид – не просто один, а всегда «один из нас»; каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование. |
Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на поведение индивида. |