Файл: Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с фгос спо.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ
3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования
4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО
6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций
7. Типовая модель для построения образовательных траекторий
10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций
11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций
5. Организационно-управленческая модель, обеспечивающая внедрение моделей формирования и оценки общих компетенций при реализации основных профессиональных образовательных программ
Основные образовательные программы СПО разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно. ОПОП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса, механизмы оценки качества подготовки обучающихся по специальности (профессии) и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной, производственной и преддипломной практики, программу воспитания, программы государственной итоговой аттестации и другие методические материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
В процессе разработки ОПОП планируются результаты обучения по отдельным дисциплинам и профессиональным модулям, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы в целом (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна включать освоение общих и профессиональных компетенций, установленных в соответствующем ФГОС СПО и обеспечить выпускникам успешность на рынке труда, создать возможности для успешной социализации и построения профессиональной карьеры.
Обязательная часть образовательной программы, составляющая не более 70% времени, отводимого на ее освоение, направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО. Вариативная часть образовательной программы (не менее 30% учебного времени) дает образовательной организации возможность расширить перечень основных видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник согласно получаемой квалификации, а также углубить подготовку обучающегося и сформировать у него дополнительные компетенции3. Таким образом, в процессе планирования и реализации вариативной части перечень общих компетенций, подлежащий формированию в рамках образовательной программы, может быть дополнительно расширен в целях развития интеллектуального потенциала выпускника и обеспечения его конкурентоспособности на рынке труда.
Актуализация содержания ОПОП в целях внедрения моделей формирования и оценки общих компетенций проводится в ходе ежегодного обновления образовательной программы, осуществляемого с учетом запросов работодателей, перспектив развития региональной экономики, особенностей позиционирования образовательной организации и конкретной образовательной программы в социокультурном контексте.
Алгоритм внедрения моделей формирования и оценки общих компетенций при реализации основных профессиональных образовательных программ СПО
Шаг 1. Закрепление функций, связанных с формированием и оценкой ОК, за цикловыми методическими комиссиями, другими методическими объединениями.
Вопросы разработки и внедрения моделей формирования и оценки ОК при реализации основных профессиональных образовательных программ передаются, как правило, в ведение цикловых (методических) комиссий, ответственных за комплексное учебно-методическое обеспечение реализации ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Цикловые (методические) комиссии в процессе разработки программ учебных дисциплин (модулей) учитывают содержание примерных образовательных программ в части перечня формируемых ОК, тематического содержания образовательных программ, направленного на их формирование, а также инструментария оценки сформированности ОК.
В задачу цикловых методических комиссий ОГСЭ и ЕН-циклов входит разработка и реализация программ соответствующих учебных дисциплин, исходя из задач приоритетного формирования ОК как основного результата образования по данным циклам. Достижение образовательных результатов по ОК планируется концентрированно в пределах цикла. В целях обеспечения единства педагогических требований для каждой из общих компетенций разрабатывается единый оценочный инструментарий, используемый в процессе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по всем учебным дисциплинам цикла.
Задачей цикловых методических комиссий по профессиональным циклам является учет при планировании и разработке программ профессиональных модулей требований к формированию ОК как образовательных результатов, которые формируются в процессе прохождения междисциплинарных курсов и практик наряду с профессиональными компетенциями. Достижение образовательных результатов по ОК планируется распределенно, с учетом промежуточных результатов, ранее достигнутых при прохождении ОГСЭ и ЕН-циклов.
Функцией комиссии, возглавляемой заместителем директора по воспитательной работе, является учет при планировании и реализации планов воспитательной работы в колледже образовательных результатов, связанных с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием обучающихся, их физической подготовкой и укреплением здоровья, с обеспечением профессиональной ориентации и реализацией собственного профессионального и личностного развития. Достижение этих образовательных результатов планируется в отношении образовательной программы в целом, с учетом обучающего и воспитательного потенциала всех составляющих ее элементов.
В целях наиболее эффективного формирования общих компетенций обучающихся в образовательной организации могут создаваться другие рабочие органы (комиссии, рабочие группы), в функции которых входит выработка планов и координация деятельности педагогических работников, социальных партнеров, общественности в вопросах развития когнитивных, социальных и духовно-нравственных (личностных) навыков студентов. Состав, функции и регламент деятельности создаваемых органов определяются локальными нормативными актами.
Шаг 2. Анализ ПООП в части требований к формированию ОК, содержанию отдельных дидактических единиц, а также используемых форм и методов оценки ОК
Анализ содержания ПООП имеет целью выявление рекомендуемого перечня ОК, формируемых в процессе реализации образовательной программы, в их взаимосвязи с содержанием реализуемых программ учебных дисциплин и предлагаемыми инструментами контроля и оценки образовательных результатов. В соответствии с п. 1.2. «Цель и планируемые результаты освоения дисциплины» все дисциплины ОГСЭ и ЕН-циклов направлены исключительно на формирование общих компетенций. Анализ требований примерных программ в части ОК проводится членами цикловых методических комиссий совместно, и предполагает анализ содержания ПООП, а также Приложений II.1-II.6, включающих примерные программы отдельных учебных дисциплин.
Отправной точкой анализа является изучение п. 4.1. Общие компетенции раздела 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы. Данный раздел содержит унифицированное описание всех ОК, в т.ч.:
- код ОК в соответствии с ФГОС СПО (1 столбец);
- формулировку ОК (2 столбец);
- дескрипторы знаний и умений, составляющих каждую из ОК (3 столбец).
Данное описание рассматривается как модель образовательных результатов в части ОК, которые должны быть достигнуты в результате освоения ОПОП. Приведенные в п.4.1 дескрипторы знаний и умений, входящих в состав ОК, носят рекомендательный характер и могут быть в дальнейшем скорректированы ФУМО применительно к особенностям профессии (специальности).
Образовательные результаты, представленные в п.4.1 ПООП, далее раскрываются и конкретизируются в примерных программах учебных дисциплин. Анализ примерных программ учебных дисциплин ОГСЭ 01. Основы философии, ОГСЭ 02. История, ОГСЭ 03. Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОГСЭ 04. Физическая культура, ОГСЭ 05 Психология общения, ЕН. 01 Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности предполагает соотнесение ОК, определенных для примерной программы в целом (п. 4.1 ПООП), с теми образовательными результатами, которые предполагается достичь в результате прохождения данной учебной дисциплины (п. 1.2 «Цель и планируемые результаты освоения дисциплины» в примерной программе учебной дисциплины (табл. 2).
Табл. 2
Коды ОК п. 1.2 примерной программы учебной дисциплины (1 столбец) | Дескрипторы ОК (п. 4.1 ПООП) | Знания и умения п. 1.2 примерной программы учебной дисциплины (2-3 столбцы) | ||
Умения | Знания | Умения | Знания | |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | | | | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | | | | |
….. | | | | |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | | | | |
Соотнесение сведений о формируемых ОК, представленных в п. 4.1. ПООП и запланированных в примерной программе отдельной учебной дисциплины, позволит преподавателям и методистам соотнести содержание предметных знаний и умений по дисциплинам ОГСЭ и ЕН-циклов с теми ОК, которые должны формироваться на основе предметного содержания изучаемых дисциплин.
На следующем этапе осуществляется анализ содержания примерных программ по учебным дисциплинам, определяются тематические разделы (группы тем), в процессе изучения которых рекомендуется формировать названные ОК. В целях выполнения этого анализа по каждой из учебных дисциплин заполняется табл. 3.
Табл. 3.
Коды ОК п. 2.2 примерной программы учебной дисциплины (4 столбец) | Наименование разделов и тем (п. 2.2 примерной программы учебной дисциплины (2 столбец) | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся (п. 2.2 примерной программы учебной дисциплины (3 столбец) |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Тема 1 | |
Тема 2. | | |
Тема | | |
Тема | | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Тема 1 | |
Тема 2. | | |
Тема | | |
Тема | | |
….. | | |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Тема 1 | |
Тема 2. | | |
Тема | | |
Тема | |
На основе данной таблицы преподаватели и методисты определяют тематические разделы и группы тем, на материале которых наряду с предметными образовательными результатами рекомендуется развивать указанные ОК в пределах данной учебной дисциплины. Одновременно анализируются методики преподавания и образовательные технологии, которые могут быть использованы для целей более эффективного формирования требуемых образовательных результатов.
Завершающим этапом анализа целей, содержания и инструментов оценки ОК на уровне отдельной учебной дисциплины является сопоставление результатов обучения в соответствии с отдельными элементами программы дисциплины с инструментарием, используемым в целях контроля и оценки образовательных результатов (табл.4).