Файл: Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с фгос спо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ

3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования

4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО

5. Организационно-управленческая модель, обеспечивающая внедрение моделей формирования и оценки общих компетенций при реализации основных профессиональных образовательных программ

6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций

7. Типовая модель для построения образовательных траекторий

8. Механизмы оценки общих компетенций, в том числе для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам СПО

9. Перечень основных индикаторов и показателей эффективности внедрения моделей формирования и оценки общих компетенций

10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций

11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций

обучающихся требуется поиск и анализ информации, организация коммуникации и коллективное принятие решений в ситуации неопределенности, принятие на себя ответственности за принятые решения, способность решать профессиональные проблемы различного уровня сложности.

Использование симуляторов открывает дополнительные возможности, которые недоступны в условиях традиционной производственной практики на рабочем месте. Инструктор может замедлить темп решения производственной задачи на симуляторе либо даже остановить ее выполнение, организовав обсуждение хода ее решения и возможных сценариев действий участников. Обучение на симуляторе позволяет изменять параметры учебных ситуаций, обеспечивая нацеленную отработку отдельных навыков с учетом особенностей обучающихся. Обучающая система фиксирует все происходящее во время занятия и накапливает данные о действиях обучаемых, предоставляет материал для последующего анализа и оценки образовательных результатов.

Адаптивное обучение является одним из методических решений, обеспечивающих формирование общих компетенций обучающихся. Системы обучения считаются адаптивными, если они, во-первых, в состоянии анализировать отдельные активности обучающегося в процессе обучения; во-вторых, обладают способностью подстраивать, адаптировать содержание, методики и стилистику обучения в соответствии с когнитивными и психологическими особенностями отдельных обучающихся. Активная познавательная деятельность студентов является ведущей в процессе учения/обучения, а преподаватель при этом выполняет функции инструктора, консультанта, фасилитатора. Системы адаптивного обучения, направленные на поддержку самостоятельной деятельности учащихся и развитие у них навыков самоорганизации, рефлексивного и критического мышления, создают образовательное пространство, в котором по-новому организуется взаимодействие преподавателя и учащегося. Главными результатами применения технологий адаптивного обучения являются:

- в отношении обучающегося: учет особенностей умственного и психоэмоционального развития отдельных студентов, предоставление каждому из них возможности осваивать учебный материал в собственном темпе, что позволяет сохранять мотивацию к учению для тех, кто движется слишком быстро или слишком медленно, а также возможность варьировать сложность заданий в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и с учетом зоны их ближайшего развития;


- в отношении преподавателя: возможность для педагога получать «обратную связь» о ходе и результатах процесса учения/обучения в отношении отдельных групп обучающихся и различных групп учебных заданий, что позволяет сконцентрироваться на изучении наиболее сложных в освоении дидактических единиц и на индивидуальной поддержке наименее успевающих студентов. Введение в учебный процесс инструментов адаптивного обучения открывает дополнительные возможности для индивидуализации процесса обучения и делегирования обучающимся более высокой степени свободы при освоении образовательной программы.

Проектная деятельность обучающихся (проектный метод) – это педагогическая технология, для которой характерны два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Чтобы достичь практической цели, обучающиеся должны получить определенные знания, умения и компетенции, которыми они овладевают в процессе реализации проекта.

Использование метода проектов способствует формированию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а также грамотности в работе с информацией. Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность.

7. Типовая модель для построения образовательных траекторий


Достижение образовательных результатов, относящихся к общим компетенциям, планируется и реализуется интегрированно, в рамках прохождения профессиональной образовательной программы в целом. Формирование общих компетенций обучающихся должно предусматривать постепенное повышение уровня сложности заданий, направленных на развитие когнитивных и некогнитивных навыков, инструментальной и предметной грамотности. Результаты, достигнутые на первых курсах обучения, при прохождении дисциплин ОГСЭ и ЕН-циклов, рассматриваются как условия (пререквизиты) при достижении следующих уровней сформированности общих компетенций в рамках дисциплин и модулей общепрофессионального и профессионального циклов.

Условием формирования общих компетенций является индивидуализация процесса обучения. Чтобы научиться планировать собственное профессиональное и личностное развитие, студенты должны проходить через множественные ситуации выбора, предоставляемые им в процессе обучения. Возможности для реализации академических прав обучающихся (ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), способствующие формированию общих компетенций, обеспечиваются на основе:

- участия обучающихся в формировании содержания своего профессионального образования, выбора факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных дисциплин и профессиональных модулей из перечня, предлагаемого организацией; выбора студентами мест прохождения производственной практики, а также самостоятельного определения тематики курсовых и выпускных квалификационных работ;

- освоения наряду с учебными дисциплинами (профессиональными модулями) по осваиваемой образовательной программе других учебных дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- расширения возможностей для обучения по индивидуальному учебному плану, в том
числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемой профессиональной образовательной программы.

8. Механизмы оценки общих компетенций, в том числе для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам СПО


Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно. При проведении промежуточной аттестации используются фонды оценочных средств, которые обеспечивают оценку достижения результатов обучения, запланированных по отдельным дисциплинам, профессиональным модулям и практикам, в т.ч. оценку общих компетенций обучающихся.

Общие компетенции выпускников СПО являются одним из предметов оценки в процессе государственной итоговой аттестации. Целью защиты ВКР является установление соответствия результатов освоения студентами образовательных программ СПО, соответствующим требованиям ФГОС СПО. В ходе подготовки и защиты ВКР оценивается уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе, качество полученных им знаний и умений, в т.ч. сформированность общих компетенций, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи. Государственный экзамен по отдельной дисциплине охватывает минимальное содержание данной дисциплины, установленное в примерной образовательной программе. Его участники должны продемонстрировать требуемый уровень общенаучной и специальной подготовки, а также не только профессиональные, но и общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО.

Демонстрационный экзамен по усмотрению образовательной организации включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена. Процедура демонстрационного экзамена включает решение конкретных задач, а также способствует выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.


Содержание заданий демонстрационного экзамена должно соответствовать результатам освоения одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования, в т.ч. обеспечивать оценку общих компетенций обучающихся.

Инструментарий оценки общих компетенций выпускников СПО, должен обеспечивать их измеримость, устойчивость, практическую направленность дескрипторов общих компетенций, возможность интеграции общих компетенций в примерные и основные образовательные программы.

При освоении программ учебных дисциплин и профессиональных модулей необходимо проводить три контрольных процедуры на каждом этапе освоения программ, соответственно: входная, промежуточная и итоговая оценка освоения ОК. Данные процедуры должны включать в себя две группы оценочных мероприятий: сбор информации, регистрация состояния текущих явлений и процессов; учет и обработка полученных данных для построения и регуляции дальнейшего образовательного процесса и принятия управленческих решений.

К первой группе оценочных мероприятий относятся разработка диагностического инструментария в целях систематизации и регистрации поступающей информации относительно степени сформированности общих компетенций. В качестве используемого средства предложена шкальная измерительная система – один из эффективных инструментов оценки и изучения различных характеристик социально-психологических явлений, позволяющий оценить непрерывность свойств объекта измерения, в которой отношения между данными свойствами выражены свойствами числового ряда.

Диагностирование сформированности ОК осуществляется с помощью соответствующих показателей – дескрипторов ОК, каждый из которых имеет, в свою очередь, шкалу с диапазоном значений. Дескрипторы ОК представлены виде двух граничных уровней сформированности: начального (низшего) или отрицательного, с которым абитуриенты приходят в образовательную организацию, и целевого (высшего) положительного значения формирования ОК, который является индивидуальным и максимально возможным для каждого конкретного обучающегося. За эталон достигаемых показателей сформированной общих компетенций необходимо взять требования к общим компетенциям в разрезе знаний и умений, указанных в Разделе 4 примерной основной образовательной программы по профессии или специаьности: «Планируемые результаты освоения образовательной программы». Для оценки сформированности ОК в образовательной организации необходимо разработать таблицу дескрипторов, отражающие все пороговые значения для проведения измерений общей компетенции обучающегося (таблица 6):