Файл: Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с фгос спо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ

3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования

4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО

5. Организационно-управленческая модель, обеспечивающая внедрение моделей формирования и оценки общих компетенций при реализации основных профессиональных образовательных программ

6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций

7. Типовая модель для построения образовательных траекторий

8. Механизмы оценки общих компетенций, в том числе для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам СПО

9. Перечень основных индикаторов и показателей эффективности внедрения моделей формирования и оценки общих компетенций

10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций

11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций



Табл. 6




Наименование Общей компетенции

(ОК)

Нижнее значение дескриптора:

(ОК не сформирована)

Шкала


Верхнее значение дескрипторы:

(ОК сформирована)

1

2

3

4

5

















В целях оценки общих компетенций в образовательной организации должна быть разработана интервальная шкала для диагностики развития ОК обучающихся/выпусников, являющаяся инструментарием для определения уровня сформированности ОК, исходя из суммарного значения дескрипторов, определяющих степень становления ОК. Предлагаемый способ оценивания охватывает диапазон сформированности признаков ОК от минимума (А) до максимума (Е) в порядке их приращения и расшифровывается как:

А: низкий (нет);

B: пониженный (скорее нет, чем да)

С: базовый (ни нет, ни да)

D: повышенный (скорее да, чем нет)

E: высокий (да )

Это означает, что при диагностировании сформированности того или иного признака ОК его низший уровень оценивается показателем А низкий (нет), базовый показателем С (ни нет, ни да), а высший – Е высокий (да), что обозначает критерий, соответствующие целевому уровню его результативности. Содержание критериев низшего и высшего порядка показывают крайние стороны сформированности того или иного признака общей компетенции.

Подсчет по каждому показателю общей компетенции производится исходя из следующей схемы: индексу А присваивается 0 баллов; В – 1 балла; С – 2 баллов; D – 3 баллов; Е – 4 баллов (4-х бальная шкала оценки). Полученные данные по каждому отдельному показателю суммируются в общий бал (коэффициент), который по отношению к максимальному коэффициенту, предполагаемому за данную компетенцию, показывает степень ее сформированности на данном отрезке времени.
Оценивание с помощью данного диагностического средства осуществляется на различных стадиях обучения. На начальном этапе обучения с помощью шкальной оценки определялся исходный уровень НК у обучающихся в образовательной организации, реализующей программы СПО. Для того чтобы определить степень сформированности конкретной ОК, необходимо оценивать тот или иной ее признак при проведении регулярного опроса на занятиях (текущая оценка), в том случае, если формирование или развитие этого качества преподаватель определяет как одну из задач данного занятия или цикла занятий. От преподавателя требуется сформулировать контрольные задания таким образом, чтобы, наряду с усвоением содержания предмета, можно было оценить и данную компетенцию. Часть качеств диагностируются средствами простого наблюдения за деятельностью обучающегося, его поведением, способами организации деятельности. Результаты фиксируются в специальном рейтинговом листе (матрице) группы (Табл 7).


Табл. 7

Ф.И.О

ОК1

(%)

ОК2

(%)

ОК3

(%)

ОК4

(%)

ОК5

(%)

ОК6

(%)

ОК7

(%)

ОК8 (%)

ОК9

(%)

ОК10

(%)

1. Быков

33

50

30

41,6

33

41,6

33

40

33

12,5

2. Петров

30

30

35

37,5

50

54,1

50

45

41,6

18,75

3. Тарасова

50

41,1

25

45,8

75

50

41,6

35

33

-

4. n….

































Аналогичная таблица заполняется и в ходе промежуточной аттестации по курсу. Итоговые результаты распределяются в соответствии с тремя уровнями: низким, средним и высоким, которые соответствуют следующим параметрам: сформированность ОК компетенций на уровне ≤ 50% свидетельствует о низком уровне их развития; от 50% до 70% – о среднем; от ≥ 70% – о высоком уровне сформированности общих компетенций (Таблица 7.).

Табл. 7.

№-ОК


Наименование общей компетенции

Распределение обучающихся по уровням общих компетенции

(кол-во чел.)

№ группы

Низкий


Средний


Высокий


ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

*

*

*

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

*

*

*

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

*

*

*

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

*

*

*

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

*

*

*

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

*

*

*

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

*

*

*

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

*

*

*

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

*

*

*

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

*

*

*

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.












Одновременно с оценкой общих компетенций необходимо производить самодиагностику обучающимися уровня сформированности общих компетенций для корреляции результатов, полученных в процессе применения интервальной шкалы. Это позволит получить более объективные результаты, кроме чего предоставит широкий информационный материал для работы психологической службы образовательной организации. Данные, полученные в результате стартовой диагностики должны быть доведены до сведения сотрудников психологической службы и педагогических работников образовательной организации, с целью обеспечения информационной основы для построения образовательного процесса с учетом зоны ближайшего развития обучающихся.

9. Перечень основных индикаторов и показателей эффективности внедрения моделей формирования и оценки общих компетенций


Внедрение на уровне профессиональных образовательных организаций механизмов формирования и оценки общих компетенций, эффективность модели, обеспечивающей формирование данных образовательных результатов, оценивается на основе следующих индикаторов (показателей):

а) индикаторы (показатели) для оценки организационных и методических условий, обеспечивающих формирование и оценку общих компетенций:

- наличие в профессиональной образовательной организации прошедших экспертизу фондов оценочных средств, обеспечивающих оценку общих компетенций обучающихся;

- доля преподавателей (методистов), прошедших обучение по вопросам формирования и оценки общих компетенций обучающихся.

б) индикаторы (показатели) для оценки внешней результативности используемой модели формирования и оценки общих компетенций обучающихся:

- удельный вес выпускников, обучавшихся по программам СПО, получивших оценки "хорошо" и "отлично" по результатам ГИА, в общей численности выпускников, обучавшихся по программам СПО;

- удельный вес выпускников, обучавшихся по программам СПО по ФГОС СПО четвертого поколения, набравших не менее 50 баллов (по 100-балльной шкале), в общей численности выпускников, прошедших ГИА в форме демонстрационного экзамена.

- доля выпускников СПО, трудоустроившихся в течение 1 года по окончании профессиональной образовательной организации.

10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций


В рамках реализации программ учебных дисциплин и профессиональных модулей формирование ОК осуществляется преподавателями и мастерами производственного обучения, профессиональные компетенции которых требуют развития с целью формирования у педагогических работников основ формирования социально-значимых результатов, включая освоение эффективных технологий ведения проектной деятельности, изучение способов оценки общих компетенций обучающихся, проведение наблюдений и исследований приращения показателей сформированности общих компетенций.


Педагогические работники, проходят обучение по программе повышения квалификации, учитывающей специфику общей компетенции не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций


Требования к помещениям для формирования общих компетенций продиктованы спецификой реализации педагогических методов и форм организации учебной работы, используемых для их развития. К числу таких методов относятся проекты, дискуссии, организация работы в группах, кейсы и др. активные и интерактивные методы обучения.

В целом педагогические технологии для развития общих компетенций характеризуются смещением фокуса образовательного процесса с преподавателя на студентов. Это предполагает отказ от традиционной «рядной» организации образовательного пространства классов, т.к. она затрудняет коммуникацию между студентами и не подходит для организации работы в больших и малых группах.

Также необходимо учитывать, что организация образовательного пространства для формирования ОК требует создания пространства, в котором преподаватель будет выполнять вспомогательную роль в процессе обучения студентов, уделяя внимание их индивидуальным особенностям. С точки зрения зонирования учебных помещений, это означает необходимость сохранения возможности для его свободного перемещения между обучающимися.

Особую роль в развитии ОК играет метод проектов, который предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную деятельность обучающихся. Для работы над групповыми проектами во внеаудиторное время требуется организация или предоставление доступа студентов к помещениям, в которых они смогут совместно обсуждать, планировать и распределять свои действия. Данные образовательные пространства должны быть оборудованы высокоскоростным доступом к сети Интернет и цифровыми устройствами, позволяющими работать с информацией (компьютерами, ноутбуками или планшетами).