Файл: Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с фгос спо.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ
3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования
4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО
6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций
7. Типовая модель для построения образовательных траекторий
10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций
11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций
Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС СПО
Оглавление
Введение 3
1. Общие положения 4
2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ 5
3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования 7
4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО 10
5. Организационно-управленческая модель, обеспечивающая внедрение моделей формирования и оценки общих компетенций при реализации основных профессиональных образовательных программ 14
6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций 23
7. Типовая модель для построения образовательных траекторий 25
26
8. Механизмы оценки общих компетенций, в том числе для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам СПО 26
9. Перечень основных индикаторов и показателей эффективности внедрения моделей формирования и оценки общих компетенций 32
10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций 33
11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций 33
Введение
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед системой профессионального образования поставлена стратегическая задача кадрового обеспечения отраслей российской экономики в целях ускорения технологического развития, создания высокопроизводительных рабочих мест, повышения темпов роста национальной экономики. Основной задачей федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», реализуемого в рамках Национального проекта «Образование», является модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Качество совокупного человеческого капитала - важнейший фактор, определяющий перспективы технологической модернизации и поступательного социального развития страны. В ситуации быстрых изменений характера и условий труда возрастает роль
общих компетенций работников. Когнитивные навыки высокого порядка, социально-поведенческие навыки и способность к адаптации одинаково применимы в различных профессиях, в том числе в «профессиях будущего». Опросы работодателей в России и за рубежом показывают растущий спрос на такие компетенции, как умение решать сложные комплексные проблемы, навыки эффективной коммуникации и командной работы, развитые лидерские качества, а также гибкость, эмоциональный интеллект, умение учиться и осваивать новое.
Растущий спрос на общие компетенции обусловлен изменившимся характером экономического и социального развития, нарастающей сложностью общественных процессов, скоростью происходящих изменений. В этой ситуации становится все труднее прогнозировать перспективы развития отраслей экономики и регионов и рассчитать их совокупную потребность в навыках и квалификациях. Многократная смена места работы, рода занятий, социального окружения, места жительства и стиля жизни становится нормой в постиндустриальном обществе. Чтобы оставаться современным, от человека требуется новая комбинация интеллектуальных, социальных и личностных качеств. Значение традиционных формальных институтов постепенно снижается, вместо них на первый план выходят модели «обучения через всю жизнь», которые поддерживают индивида на каждом этапе его жизненной и карьерной траектории. Для того, чтобы извлекать пользу из краткосрочного обучения и сохранять гибкость и мобильность, от индивида требуется способность к эффективному обучению (learning to learn), умение адаптироваться к новым условиям, поддерживая при этом внутреннее равновесие и сохраняя устойчивость к психологическим и физическим стрессам.
Если работодатели оценивают общие компетенции молодых работников, исходя из требований современной экономики и трендов технологического развития, то государство формулирует запрос к социально-политическим и личностным качествам молодежи, ориентируясь на долгосрочные цели государственного строительства.Главным приоритетом государственной молодежной политики является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения,
нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи. Нравственные и гражданские ценности, основанные на знании своего культурного, исторического, национального наследия и уважении к его многообразию, являются важнейшим компонентом в системе общих компетенций студентов и выпускников системы СПО.
Общие компетенции традиционно являются важнейшим образовательным результатом, на достижение которого ориентированы ФГОС СПО. Вопросы систематического формирования общих компетенций с учетом современных требований приобретают все большее значение и требуют совместных координированных действий профессиональных образовательных организаций, методических служб, экспертного сообщества и органов исполнительной власти.
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях методического и организационного обеспечения реализации ФГОС СПО в части формирования общих компетенций выпускников программ квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена. Методические рекомендации обеспечивают исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 год, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.
Рекомендации направлены на оказание методической помощи руководителям, педагогическим работникам организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы СПО, работникам методических служб, работодателям, участвующим в итоговой аттестации студентов СПО.
Нормативная база:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 год, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями от 15 декабря 2014 г.).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. августа 2013 г. № 968 (ред. от 17 ноября 2017 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 06-846 «О Методических рекомендациях по организации учебного процесса и выполнению выпускной квалификационной работы в сфере СПО».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. № 06-156 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям»).
2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ
ФГОС СПО включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации, а также к результатам освоения основных образовательных программ1. Результатом освоения образовательной программы СПО является формирование общих и профессиональных компетенций. Перечень общих компетенций (ОК) выпускников определен в разделе III ФГОС СПО, устанавливающем требования к результатам освоения образовательной программы.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам СПО, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС по соответствующим профессиям, специальностям СПО с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерные основные образовательные программы, разрабатываемые на основе соответствующих ФГОС, выступают в качестве ориентира при разработке образовательных программ СПО и определяют рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по профессиям (специальностям), планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Разд. 4 примерной программы содержит описание планируемых результатов освоения образовательной программы. Формулировки общих компетенций, сформулированные во ФГОС (п.4.1), включают описание умений и знаний, составляющих содержание каждой компетенции. Требования к образовательной инфраструктуре, примерные условия образовательной деятельности (разд. 6 примерной программы), включая требования к материально-техническому оснащению, кадровому и финансовому обеспечению образовательной программы формируются таким образом, чтобы обеспечить достижение необходимых образовательных результатов