Файл: Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с фгос спо.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ
3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования
4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО
6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций
7. Типовая модель для построения образовательных траекторий
10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций
11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций
, в т.ч. формирование общих компетенций обучающихся.
В примерных рабочих программах профессиональных модулей даны перечни общих компетенций, планируемых к освоению в процессе прохождения этих дидактических единиц. При описании структуры и содержания отдельных модулей общие компетенции сопоставляются в качестве самостоятельных образовательных результатов отдельным разделам модуля. Разделы программы, посвященные контролю и оценке результатов освоения профессионального модуля, включает описание используемых методов оценки (тестирование, ситуационная задача, ролевая игра и др.), а также тех критериев, которые используются для оценки сформированности общих навыков студентов.
Примерные рабочие программы учебных дисциплин также содержат указание на общие компетенции, умения и знания, которые должны быть сформированы в результате их изучения. Отдельные разделы и темы в структуре учебного плана содержат указание на коды общих компетенций, формированию которых они способствуют. Контроль и оценка результатов освоения дисциплин в рамках промежуточной аттестации предусматривает использование методов и критериев оценки, рекомендуемых примерной программой.
Общие компетенции являются самостоятельным результатом освоения основных образовательных программ СПО. Они включают в себя широкий набор когнитивных, социальных и личностных навыков, а также видов грамотности, которые используются выпускниками СПО в контексте профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Эти компетенции рассматриваются как универсальные, необходимые каждому современному человеку, независимо от его общественного или профессионального статуса. Владение названными компетенциями, а также современной грамотностью рассматривается как источник личного развития и самореализации, залог успеха на рынке труда, как необходимое условие социальной включенности и активной гражданственности.
Система общих компетенций (компетентностная рамка) включает три группы компетенций (компетентность мышления; компетентность взаимодействия человека с другими; компетентность взаимодействия человека с собой), а также два вида грамотности (универсальная инструментальная и предметная)2.
Компетентность мышления (познания) включает в себя системное и интегративное мышление, выявление и интерпретацию закономерностей, осознание их всеобщности и ограниченности, моделирование сложных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе в сетевой, управление рисками, умение компенсировать сбои в работе системы и поддерживать ее устойчивость, выбирать баланс между скоростью при выполнении известного алгоритма решения и адаптивностью к изменившимся условиям) и т.д.; выбор способа решения сложных задач, включая открытые задачи с несколькими решениями, умение предлагать несколько решений и т.д.
Компетентность взаимодействия с другими охватываетнавыки, обеспечивающие эффективную социализацию и межличностное взаимодействие, в т.ч. способность индивида сотрудничать, устанавливать, развивать и поддерживать социальные связи, понимать возможность объективных конфликтов интересов между социальными группами и разрешать возникающие конфликты.
Компетентность взаимодействия человека с собой предполагает «владение собой» в широком смысле этого слова, в т.ч. поддержание собственного здоровья, формирование образа и стиля жизни, владение навыками саморегуляции, самоконтроля и управления эмоциями, планирования собственных действий (способность действовать интуитивно и осознанно, выбирать стратегию настойчивости или гибкости, использовать техники мобилизации и т.д.).
Универсальная инструментальная грамотность подразумевает способность человека понимать, передавать и создавать информацию, используя при этом различные знаковые системы и инструменты коммуникации в разных ситуациях и контекстах. Грамотность является основой возможности учиться и предпосылкой для освоения новых компетентностей. Она базируется на традиционных навыках чтения, письма и счета 3Rs (Reading, wRiting, aRithmetic) и дополнительно трансформирует их применительно к условиям современной технологической среды с учетом коммуникации и обмена информацией в формате «человек — человек» и «человек — машина».
Информационная грамотность является продолжением читательской, математической и письменной грамотности в условиях информационного общества. В ее основе лежит способность человека понимать и интерпретировать информацию, создавать ее и коммуницировать посредством естественных языков, языков программирования, формальной логики, алгоритмики и вычислительной математики с применением разнообразных средств передачи информации (мультимедийных, гипертекстовых, веб-страниц, социальных сетей и др.).
Предметная грамотность предполагает овладение обязательным набором знаний в какой-либо предметной области, которые позволяют принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Все они относятся к отдельным областям знаний – естественно-научных, медицинских, инженерных, юридических, исторических, педагогических. Наличие подобных знаний – обязательное условие адаптации человека в обществе, источник его социокультурной идентичности. Наибольшее внимание в системе образования уделяется гражданской, финансовой, правовой, экологической, научной и технологической грамотности.
Перечень образовательных результатов, включенных в разд. III ФГОС СПО по ТОП-50, включает 11 общих компетенций, каждая из которых относится к различным универсальным компетентностям и видам грамотности (табл. 1).
Табл. 1
Описания (дескрипторы) общих компетенций, формируемых в соответствии с ФГОС СПО, приведены в Приложении 1. Особенности содержания общих компетенций как планируемых результатов образования должны учитываться при разработке основных образовательных программ, в ходе реализации образовательного процесса, а также при оценке общих компетенций в рамках текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.
В примерных рабочих программах профессиональных модулей даны перечни общих компетенций, планируемых к освоению в процессе прохождения этих дидактических единиц. При описании структуры и содержания отдельных модулей общие компетенции сопоставляются в качестве самостоятельных образовательных результатов отдельным разделам модуля. Разделы программы, посвященные контролю и оценке результатов освоения профессионального модуля, включает описание используемых методов оценки (тестирование, ситуационная задача, ролевая игра и др.), а также тех критериев, которые используются для оценки сформированности общих навыков студентов.
Примерные рабочие программы учебных дисциплин также содержат указание на общие компетенции, умения и знания, которые должны быть сформированы в результате их изучения. Отдельные разделы и темы в структуре учебного плана содержат указание на коды общих компетенций, формированию которых они способствуют. Контроль и оценка результатов освоения дисциплин в рамках промежуточной аттестации предусматривает использование методов и критериев оценки, рекомендуемых примерной программой.
3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования
Общие компетенции являются самостоятельным результатом освоения основных образовательных программ СПО. Они включают в себя широкий набор когнитивных, социальных и личностных навыков, а также видов грамотности, которые используются выпускниками СПО в контексте профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Эти компетенции рассматриваются как универсальные, необходимые каждому современному человеку, независимо от его общественного или профессионального статуса. Владение названными компетенциями, а также современной грамотностью рассматривается как источник личного развития и самореализации, залог успеха на рынке труда, как необходимое условие социальной включенности и активной гражданственности.
Система общих компетенций (компетентностная рамка) включает три группы компетенций (компетентность мышления; компетентность взаимодействия человека с другими; компетентность взаимодействия человека с собой), а также два вида грамотности (универсальная инструментальная и предметная)2.
Компетентность мышления (познания) включает в себя системное и интегративное мышление, выявление и интерпретацию закономерностей, осознание их всеобщности и ограниченности, моделирование сложных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе в сетевой, управление рисками, умение компенсировать сбои в работе системы и поддерживать ее устойчивость, выбирать баланс между скоростью при выполнении известного алгоритма решения и адаптивностью к изменившимся условиям) и т.д.; выбор способа решения сложных задач, включая открытые задачи с несколькими решениями, умение предлагать несколько решений и т.д.
Компетентность взаимодействия с другими охватываетнавыки, обеспечивающие эффективную социализацию и межличностное взаимодействие, в т.ч. способность индивида сотрудничать, устанавливать, развивать и поддерживать социальные связи, понимать возможность объективных конфликтов интересов между социальными группами и разрешать возникающие конфликты.
Компетентность взаимодействия человека с собой предполагает «владение собой» в широком смысле этого слова, в т.ч. поддержание собственного здоровья, формирование образа и стиля жизни, владение навыками саморегуляции, самоконтроля и управления эмоциями, планирования собственных действий (способность действовать интуитивно и осознанно, выбирать стратегию настойчивости или гибкости, использовать техники мобилизации и т.д.).
Универсальная инструментальная грамотность подразумевает способность человека понимать, передавать и создавать информацию, используя при этом различные знаковые системы и инструменты коммуникации в разных ситуациях и контекстах. Грамотность является основой возможности учиться и предпосылкой для освоения новых компетентностей. Она базируется на традиционных навыках чтения, письма и счета 3Rs (Reading, wRiting, aRithmetic) и дополнительно трансформирует их применительно к условиям современной технологической среды с учетом коммуникации и обмена информацией в формате «человек — человек» и «человек — машина».
Информационная грамотность является продолжением читательской, математической и письменной грамотности в условиях информационного общества. В ее основе лежит способность человека понимать и интерпретировать информацию, создавать ее и коммуницировать посредством естественных языков, языков программирования, формальной логики, алгоритмики и вычислительной математики с применением разнообразных средств передачи информации (мультимедийных, гипертекстовых, веб-страниц, социальных сетей и др.).
Предметная грамотность предполагает овладение обязательным набором знаний в какой-либо предметной области, которые позволяют принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Все они относятся к отдельным областям знаний – естественно-научных, медицинских, инженерных, юридических, исторических, педагогических. Наличие подобных знаний – обязательное условие адаптации человека в обществе, источник его социокультурной идентичности. Наибольшее внимание в системе образования уделяется гражданской, финансовой, правовой, экологической, научной и технологической грамотности.
Перечень образовательных результатов, включенных в разд. III ФГОС СПО по ТОП-50, включает 11 общих компетенций, каждая из которых относится к различным универсальным компетентностям и видам грамотности (табл. 1).
Табл. 1
Универсальные компетентности и виды грамотности | Общие компетенции (разд. III ФГОС СПО по ТОП-50) |
Компетентности | |
Компетентность мышления (познания) | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | |
Компетентность взаимодействия с другими людьми | ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей | |
Компетентность взаимодействия с собой | ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
Виды грамотности | |
Универсальная инструментальная грамотность (в т.ч. информационная грамотность) | ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста | |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | |
Предметная грамотность | ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
Описания (дескрипторы) общих компетенций, формируемых в соответствии с ФГОС СПО, приведены в Приложении 1. Особенности содержания общих компетенций как планируемых результатов образования должны учитываться при разработке основных образовательных программ, в ходе реализации образовательного процесса, а также при оценке общих компетенций в рамках текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.