Файл: Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с фгос спо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ

3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования

4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО

5. Организационно-управленческая модель, обеспечивающая внедрение моделей формирования и оценки общих компетенций при реализации основных профессиональных образовательных программ

6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций

7. Типовая модель для построения образовательных траекторий

8. Механизмы оценки общих компетенций, в том числе для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам СПО

9. Перечень основных индикаторов и показателей эффективности внедрения моделей формирования и оценки общих компетенций

10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций

11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций

, в т.ч. формирование общих компетенций обучающихся.

В примерных рабочих программах профессиональных модулей даны перечни общих компетенций, планируемых к освоению в процессе прохождения этих дидактических единиц. При описании структуры и содержания отдельных модулей общие компетенции сопоставляются в качестве самостоятельных образовательных результатов отдельным разделам модуля. Разделы программы, посвященные контролю и оценке результатов освоения профессионального модуля, включает описание используемых методов оценки (тестирование, ситуационная задача, ролевая игра и др.), а также тех критериев, которые используются для оценки сформированности общих навыков студентов.

Примерные рабочие программы учебных дисциплин также содержат указание на общие компетенции, умения и знания, которые должны быть сформированы в результате их изучения. Отдельные разделы и темы в структуре учебного плана содержат указание на коды общих компетенций, формированию которых они способствуют. Контроль и оценка результатов освоения дисциплин в рамках промежуточной аттестации предусматривает использование методов и критериев оценки, рекомендуемых примерной программой.


3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования



Общие компетенции являются самостоятельным результатом освоения основных образовательных программ СПО. Они включают в себя широкий набор когнитивных, социальных и личностных навыков, а также видов грамотности, которые используются выпускниками СПО в контексте профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Эти компетенции рассматриваются как универсальные, необходимые каждому современному человеку, независимо от его общественного или профессионального статуса. Владение названными компетенциями, а также современной грамотностью рассматривается как источник личного развития и самореализации, залог успеха на рынке труда, как необходимое условие социальной включенности и активной гражданственности.

Система общих компетенций (компетентностная рамка) включает три группы компетенций (компетентность мышления; компетентность взаимодействия человека с другими; компетентность взаимодействия человека с собой), а также два вида грамотности (универсальная инструментальная и предметная)2.

Компетентность мышления (познания) включает в себя системное и интегративное мышление, выявление и интерпретацию закономерностей, осознание их всеобщности и ограниченности, моделирование сложных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе в сетевой, управление рисками, умение компенсировать сбои в работе системы и поддерживать ее устойчивость, выбирать баланс между скоростью при выполнении известного алгоритма решения и адаптивностью к изменившимся условиям) и т.д.; выбор способа решения сложных задач, включая открытые задачи с несколькими решениями, умение предлагать несколько решений и т.д.

Компетентность взаимодействия с другими охватываетнавыки, обеспечивающие эффективную социализацию и межличностное взаимодействие, в т.ч. способность индивида сотрудничать, устанавливать, развивать и поддерживать социальные связи, понимать возможность объективных конфликтов интересов между социальными группами и разрешать возникающие конфликты.



Компетентность взаимодействия человека с собой предполагает «владение собой» в широком смысле этого слова, в т.ч. поддержание собственного здоровья, формирование образа и стиля жизни, владение навыками саморегуляции, самоконтроля и управления эмоциями, планирования собственных действий (способность действовать интуитивно и осознанно, выбирать стратегию настойчивости или гибкости, использовать техники мобилизации и т.д.).

Универсальная инструментальная грамотность подразумевает способность человека понимать, передавать и создавать информацию, используя при этом различные знаковые системы и инструменты коммуникации в разных ситуациях и контекстах. Грамотность является основой возможности учиться и предпосылкой для освоения новых компетентностей. Она базируется на традиционных навыках чтения, письма и счета 3Rs (Reading, wRiting, aRithmetic) и дополнительно трансформирует их применительно к условиям современной технологической среды с учетом коммуникации и обмена информацией в формате «человек — человек» и «человек — машина».

Информационная грамотность является продолжением читательской, математической и письменной грамотности в условиях информационного общества. В ее основе лежит способность человека понимать и интерпретировать информацию, создавать ее и коммуницировать посредством естественных языков, языков программирования, формальной логики, алгоритмики и вычислительной математики с применением разнообразных средств передачи информации (мультимедийных, гипертекстовых, веб-страниц, социальных сетей и др.).

Предметная грамотность предполагает овладение обязательным набором знаний в какой-либо предметной области, которые позволяют принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Все они относятся к отдельным областям знаний – естественно-научных, медицинских, инженерных, юридических, исторических, педагогических. Наличие подобных знаний – обязательное условие адаптации человека в обществе, источник его социокультурной идентичности. Наибольшее внимание в системе образования уделяется гражданской, финансовой, правовой, экологической, научной и технологической грамотности.


Перечень образовательных результатов, включенных в разд. III ФГОС СПО по ТОП-50, включает 11 общих компетенций, каждая из которых относится к различным универсальным компетентностям и видам грамотности (табл. 1).
Табл. 1

Универсальные компетентности и виды грамотности

Общие компетенции (разд. III ФГОС СПО по ТОП-50)

Компетентности

Компетентность мышления

(познания)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие


Компетентность взаимодействия с другими людьми


ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

Компетентность

взаимодействия

с собой

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Виды грамотности


Универсальная

инструментальная

грамотность (в т.ч. информационная грамотность)

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках


Предметная

грамотность

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


Описания (дескрипторы) общих компетенций, формируемых в соответствии с ФГОС СПО, приведены в Приложении 1. Особенности содержания общих компетенций как планируемых результатов образования должны учитываться при разработке основных образовательных программ, в ходе реализации образовательного процесса, а также при оценке общих компетенций в рамках текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.