Файл: Кузнецова Наталья Владимировна 2023 год с одержание информационная карта программы 2 пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О СНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ


1. Коллективное творческое дело (КТД) − форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям; характеризуется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность учащихся, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

2. Дискурсия – метод коллективного осмысления проблемы, позволяющий сочетать индивидуальный опыт, индивидуальные знания детей и подростков, их аналитические способности, индивидуальные особенности восприятия жизни, разные мировоззренческие позиции и ценностные отношения. Цель дискурсии – развитие у воспитанников способности размышлять о жизни, умения ставить вопросы к возникающим проблемам собственной жизни.

3. Квест (приключенческая игра) – один из современных жанров сюжетно-ролевых игр, представляющий собой интерактивную историю. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игроков умственных и физически активных усилий.

4. Тренинг общения – это прием воспитания через общение. Слова «деятельность», «общение» относятся здесь не к педагогу, а к предмету его усилий. Тренинги общения – технология педагогической деятельности, направленная на создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, поведения и т.д.). Здесь ориентировка дана не на личностные изменения, а на получение в модельной форме определенного социального опыта.

5. Шоу-технологии – технологии, проникшие к нам из средств массовой информации. Основные предметы проектирования: задания командам, работа с залом, способ оценивания, сценарий для ведущего, оформление зала и сцены. Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации.


6. Технология групповой проблемной работы – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Конечно, вербальное поведение – это общение, но не как целостное явление, направленное на взаимное узнавание и изменение обучающихся, а как фрагмент общения, направленного на внешний предмет. В зависимости от вида этого предмета можно говорить о трех задачах групповой проблемной работы: познавательной, организационной и аксиологической.

7. Информационное зеркало – педагогическая работа осуществляется опосредованно, не через прямые действия воспитателя, а через информацию, поданную в графическо-настенной форме.

8. Игра – форма педагогической деятельности в условных ситуациях. Игра направлена на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. В игре как особом исторически возникшем виде гуманитарной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание предметной и социальной действительности, самопознание подростка, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие его личности.

В ходе практической реализации целей и задач используются различные группы методов: метод воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, погружение); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (совещание, беседа, лекция, диспут, практические занятия); методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование); методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Подготовительный этап

Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным этапом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников.

  • составляется примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей

  • подготавливается материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)





  1. Организационный этап

В этот период происходит знакомство детей между собой, с воспитателями и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед воспитателем стоит несколько задач:


    • познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы).

    • перезнакомить детей между собой, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда).

    • создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок)

    • включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены)

    • создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).

Итог организационного периода – готовность детей к сотрудничеству с взрослыми и друг с другом, увлеченность перспективами предстоящей деятельности, наличие внутри отряда атмосферы доверия и доброжелательности.


  1. Основной этап

Основной этап характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к воспитателям и их требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам - лидерам.

На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми. Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) провести такое мероприятие,
которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда, либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке (поход). Самое главное «перевернуть все с ног на голову».


  1. Заключительный этап

Заключительный этап начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к закрытию лагерной смены, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий.

Провести генеральную уборку помещений.

Основное назначение деятельности заключается в организации единой образовательной среды развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.


  1. Аналитико – рефлексивный

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Диагностика (контроль эффективности реализации программы)


п/п

Мероприятие

Срок проведения




1

Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Педагог-психолог

2

Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря)

15 день смены

Воспитатели

3

Цветограмма «Итоги дня»

Ежедневно

Воспитатели

4

Рефлексия мероприятий

Ежедневно

Воспитатели

5

Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Воспитатели

6

Степень сформированности коллектива по Лутошкину

2 раза в смену

Педагог-психолог



Материалы диагностики прилагаются.
Н аправления работы лагеря
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений:

1.      Спортивно – оздоровительное направление

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы

Задачи:

 развивать физические качества ловкость, быстроту, выносливость;

 закрепить гигиенические навыки детей;

 расширить знания об охране здоровья.

Основные формы организации:

- утренняя гимнастика (зарядка);

- спортивные игры, эстафеты на спортивной площадке;

- подвижные игры на свежем воздухе;

- дни здоровья;

- оздоровительный комплекс по закаливанию организма;

- витаминизированные напитки;

- разнообразное питание, обогащенное свежими овощами и фруктами.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут.

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки.

Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию физических качеств, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
2. Экологическое направление

Цель: приобретение практически ориентированных знаний и умений в области экологии, которые могут быть использованы в повседневной жизни.

Задачи:

 направлять активную деятельность ребенка на осознанное сохранение природы;

 воспитывать у воспитанников гуманно-ценностное отношение к природе;

 формировать у детей экологические знания и культуру.

Основные формы организации:

- систематическая работа по озеленению территории лагеря;