Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Общая психология Тема Направленность личности потребности, мотивы и цели Фамилия студента Солдатова.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обладая мотивирующей силой, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливым осознанием потребности. При этом реализуются не только его цели, но и возможные способы их удовлетворения.
Если удовлетворить желание невозможно, возникает состояние фрустрации, которое сопровождается разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и т.д.
Интерес - это форма проявления потребности человека в познавательной деятельности, которая направляет человека на осознание цели деятельности и тем самым способствует ориентации, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интерес также можно определить как избирательное отношение человека к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Субъективно интерес проявляется в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к интересующему объекту. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной активности.
Интерес к динамике его развития может превратиться в склонность как проявление потребности осуществлять деятельность, вызывающую интерес.
Стабильность интереса выражается в продолжительности его сохранения и в его интенсивности. О стабильности интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая не вызывает интереса сама по себе, но выполнение которой является условием осуществления деятельности, представляющей интерес для человека. Оценка широты или узости интереса в конечном счете определяется его содержанием и значимостью для индивида.
Существуют следующие основания для классификации видов интересов:
1) в соответствии с содержанием интересы делятся на:
а) материальные (стремление к жилищным удобствам, красивой одежде, накоплению имущества и т.д.);
б) духовный, характеризующий уровень развития личности, ее социальную ценность. Духовные интересы, в свою очередь, подразделяются на профессиональные, социально-политические, познавательные, эстетические;
2) по объему интересы делятся на:
а) широкие, которые предполагают, что у человека есть самые разнообразные потребности в познавательной деятельности;
б) узкий. Узость интересов понимается как наличие у человека одного или двух интересов при полном безразличии ко всему остальному;
3) они различают интересы по глубине:
а) глубокий, наличие которого заставляет человека досконально изучать объект во всех его деталях и взаимосвязях;
б) поверхностный - когда человек не стремится разобраться во всех тонкостях вопроса, в его сути, а скользит по поверхности явления;
4) в зависимости от степени стабильности существуют:
4) в зависимости от степени стабильности существуют:
а) стабильные интересы - это интересы, которые сохраняются в течение длительного времени, являясь фиксированными чертами личности.
Устойчивый интерес является одним из свидетельств пробуждения человеческих способностей и в этом отношении имеет определенную диагностическую ценность. Таким образом, интересы, которые наиболее полно раскрывают основные потребности личности и поэтому становятся существенными чертами ее психологического склада, будут стабильными.;
б) нестабильные интересы - это интересы, которые относительно недолговечны, быстро возникают и быстро исчезают;
5) на основе цели они различают:
а) непосредственные интересы — интересы в самом процессе деятельности, которые обусловлены эмоциональной привлекательностью значимого объекта;
б) косвенные интересы — интересы в результатах деятельности. Косвенный интерес имеет место тогда, когда реальное значение предмета и его значимость для человека совпадают;
6) в соответствии с уровнем эффективности существуют:
а) пассивные интересы - это созерцательные интересы, в которых человек ограничен восприятием интересующего объекта;
б) активные интересы - это действенные интересы, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом интереса. Таким образом, активные интересы являются одним из мотиваторов личностного развития, формирования знаний и навыков, способностей и характера.
Для диагностики мотивации используются следующие методы:
1) "Список личных предпочтений Эдвардса" — это методика, которая измеряет силу потребностей; это анкета, содержащая ряд утверждений, которые необходимо подтвердить или опровергнуть и которые, в свою очередь, являются показателями потребностей человека. Итоговый индекс выражает относительную силу потребности по отношению к другим потребностям;
2) "Опросник для измерения аффективной склонности и чувствительности к отвержению" Меграбян - методика измерения 2 мотивов: страха отвержения и желания принятия; включает 2 типа шкал: позитивные ожидания при установлении контактов и негативные ожидания;
3) "Опросник измерения мотивации достижения — это методика, которая исследует эмоциональные реакции людей на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее; диагностирует мотивы людей, побуждающие их действовать. Итак, для одних людей мотивом к действию является стремление к успеху, а для других - избегание неудачи;
4) "Тематический апперцептивный тест — это проективный метод диагностики мотивации подростков, выявляющий потребность в эмоциональных контактах, достижениях, послушании, избегании наказания, агрессии;
5) "Тест юмористических фраз" А.Г.Шмелева - это проективный метод, в котором 80 юмористических фраз выступают в качестве стимульного материала. Метод позволяет быстро выявить наиболее стрессовые и неудовлетворенные потребности человека, которые являются источником его нервно-психического расстройства, и выбрать адекватное направление психотерапевтического воздействия;
6) "Психосемантическая диагностика скрытой мотивации" - методика, позволяющая выявить отношение человека к профессиям и структуру трудовой мотивации; не только осознанные, но и бессознательные, а также сознательно скрытые мотивы, потребности, ценности и мотивации человека;
7) техника рисования метафор "Жизненный путь" - это методика, которая диагностирует специфику представлений человека о своей жизни и отношения к ней, позволяющая формулировать цели и планировать пути их достижения, а также выявлять эмоциональное состояние человека, особенности его темперамента и характера, личные проблемы;
8) "Ручной тест" - проективная методика, предназначенная для диагностики индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.
Заключение
Таким образом, к началу этого столетия в психологии мотивации выделилось по меньшей мере 10 теорий, которые до сих пор разрабатываются как относительно независимые. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и выделением всего положительного, что в них содержится, может дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затруднено из-за несоответствия исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за отсутствия твердо установленных фактов о человеческой мотивации.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых к изучению проблемы мотивации настолько различны, что иногда их можно назвать диаметрально противоположными.
Мне кажется, что сама сложность этой концепции, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех этих теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут быть направлены на различные элементы мотивационной структуры, и именно в этих направлениях они будут наиболее компетентными и обоснованными. Полная картина может быть сформирована только при комплексном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли с учетом прогрессивных идей различных теорий.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Альтруизм | система ценностных ориентации личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности; стремление к бескорыстному оказанию помощи другому. Термин введен французом О. Контом. |
2 | Вероятностное прогнозирование | предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. |
3 | Влечение | тяга (стремление) к чему— или кому-либо без отчетливого понимания ее причины. |
4 | Детерминация | причинная обусловленность событий и явлений внешними и внутренними факторами (стимулами, раздражителями). |
5 | Инстинкт | врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному безотчетному побуждению. |
6 | Желание | отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить; осознанное стремление к осуществлению чего-либо, обладанию чем-либо. |
7 | Интерес | имеет значение, важно. Понимается по-разному: как познавательная потребность или как ее эмоциональное проявление; как проявление положительных эмоций (интересно, нравится, люблю); как заинтересованность в чем-то; как выгода. |
8 | Любознательность | стремление к познанию окружающей действительности. |
9 | Мотивационная сфера личности | сложная система разнохарактерных мотивов (мотивационных установок, потребностей, интересов и т. п.), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли. |
10 | Мотивационная установка | намерение, исполнение которого отсрочено по каким-то причинам. |
Список использованных источников
1 | Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 2007. |
2 | Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. СПб., 2008. |
3 | Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2006. |
4 | Маслоу А. Мотивация и личность. С.-П6., 2006. |
5 | Нуркова В.В., Березанская КБ. Психология: Учебник. М., 2007. |
6 | Рубинштейн СП. Основы общей психологии. СПб., 2006. |
7 | Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. М., 2006 |
8 | Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 2006. |
9 | Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М, 2006. |
10 | Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 2007. |
11 | Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. СПб., 2008. |
Приложения
А | |