Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Общая психология Тема Направленность личности потребности, мотивы и цели Фамилия студента Солдатова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

3.1

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Направленность личности: потребности, мотивы и цели

Фамилия студента

Солдатова

Имя студента

Марина

Отчество студента

Павловна

№ контракта

ВЛГ00013/ОГЭУ-2020Б



Содержание


Введение …………………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика мотивационной сферы личности ………………………….5

2. Потребности.………………………………………..……………………………..…..7

3. Мотивы и мотивационные системы ………………………………………………...13

Заключение ……………………………………………………………………………...20

Глоссарий ………………………………………………………………………………..21

Список использованных источников ……………………………………..……………23

Приложения …………………………………………………………………….………..24

Введение


Человечество стоит на грани колоссальных перемен планетарного масштаба.

Следующее столетие покажет, сумеем ли мы переродиться в сообщество сотрудничающих между собой народов или разобщенность доведет нас до хаоса разрушений, превращающих нашу Землю в лишенную жизни свалку мусора.

     При этом выбор пути, по которому мы пойдем, лежит не на правительстве, науке или экономических интересах, а на человеке, на его стремлении к личной трансформации. Именно человек окажет влияние на решения правительства, науку и деловые взаимоотношения, заставит их развиваться на благо достижения на нашей планете всеобщего счастья…» Хосе Стивенс (американский психолог,1995 г.)

      Всю свою историю человек постоянно развивался и стремился к чему-либо. Сначала к удовлетворению своих элементарных  нужд, чтобы выжить – пропитание, жилье, защита от хищников и борьба с себе подобными за территорию.  

Со временем эти потребности потеряли свою остроту, и сегодня мы не прилагаем столько усилий, как наши предки, чтобы именно выжить. Нам так же нужны еда, жилье, до сих пор есть индивидуумы, которые стремятся завоевать чужую территорию. Но появились и другие потребности, необходимые нам для жизни или вернее сказать, потребности перешли на некий другой уровень, превратившись в ценности, т.е. в то, ради чего человек живет.


Действия, которые мы совершаем, направлены на достижение этих ценностей, значимость оных определяется совокупностью общественно значимых свойств, функций предмета или идеи, которые делают их ценностью в обществе. Ценность имеет двойственный характер и может быть как материальной, так и духовной, а так же имеет двойное значение. По мнению Ю.А. Шерковина, социальные ценности во-первых, являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личную структуру.

     В зависимости от конкретной ситуаций осуществляется выбор актуальных  социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. От чего человек ведет себя именно так, а не иначе? «Трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач». (Б.Ф.Ломов).

Основная часть


1. Общая характеристика мотивационной сферы личности
Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие "мотивационной сферы" личности (точнее, мотивационной системы).

Мотивация - это система факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Другими словами, мотивация - это совокупность психологических причин, которые вызывают активность индивида, определяют ее направление и объясняют поведение человека. Мотивацию можно рассматривать как циклический процесс непрерывного взаимного действия и преобразования индивидом ситуации, результатом которого является его фактически наблюдаемое поведение как процесс непрерывного выбора и принятия решений.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организацию и стабильность целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.



Как и любая другая система, мотивационная сфера личности включает в себя определенный набор ее компонентов, а также регулярные и устойчивые связи между ними.

Основными компонентами мотивационной сферы личности являются следующие основные психологические образования и структуры: потребности, мотивы, установки, побуждения, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Все эти компоненты имеют одну фундаментальную общую черту: у них есть две основные стороны, два аспекта — содержательный и динамичный.

Содержательный аспект заключается в том или ином представлении внешне отражаемой реальности и проявляется чаще всего в виде определенного знания.

Динамический аспект связан с тем, что любой из упомянутых компонентов мотивационной сферы обладает определенным потенциалом для инициирования, поддержания и изменения активности субъекта. Именно на этой основе все эти компоненты объединяются как часть мотивационной сферы личности.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развития, можно оценить по следующим параметрам:

1) широта - это параметр, отражающий множество мотивационных факторов - мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, потребностей, целей, тем больше развита его мотивационная сфера;

2) гибкость - мотивационная сфера более гибкая, в которой для удовлетворения потребности используется больше мотивационных стимулов (например, один человек учится только по телевизору, а другой - по книгам, телевидению, газетам);

3) иерархизация — чем больше различия в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархия мотивационной сферы.

Существует следующие 2 типа мотивации:

1) ситуационная мотивация - включает мотивационные факторы, побуждающие человека действовать из внешней среды. К таким факторам относятся определенные ситуационные характеристики, действия и поступки окружающих человека людей, культура, социальное положение, которое занимает человек, и т.д.;

2) диспозиционная мотивация - это внутренняя мотивация человека.

Она включает в себя цель - осознанный образ ожидаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Основой для формирования цели человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Процесс постановки и достижения цели включает в себя следующие этапы:

а) формирование цели;


б) осуществление действия, направленного на достижение цели;

в) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его конечного результата.
Образ ожидаемого результата приобретает мотивирующую силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных путей достижения цели. Целеобразование, возникновение цели является центральным моментом в процессе осуществления действия и основным механизмом формирования новых человеческих действий. Психофизиологической основой цели является "образ необходимого будущего", закодированный в мозге (Н.А.Бернштейн), акцептор результатов действия (П.К. Анохин), регулирующий программу физиологического выполнения действия посредством ожидаемых и санкционирующих (дающих информацию о соответствии достигнутого результата требуемому) команд.

2. Потребности. Мотивы и мотивационные системы

Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость индивида от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальным характером человеческой деятельности, в первую очередь трудовой.

Потребность - это состояние индивида, возникающее в условиях его переживания потребности в предметах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

В связи с этим процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения личностью формой деятельности, которая определяется уровнем общественного развития. Потребности человека имеют социальный и личностный характер, который выражается в том, что для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся методы и приемы в данной социальной среде и нуждается в определенных условиях.

Потребности могут принимать различные формы.

Например, быть осознанным человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они принимают форму притяжения. Это стимул к деятельности, которая является недифференцированной, недостаточно осознанной потребностью.
Влечение - это первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-то, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т. е. оно выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо угасает, либо реализуется как конкретное желание. Таким образом, побуждения обусловлены не только биологическими, но и социальными факторами. Кроме того, в российской науке преобладает мнение, что у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают "строительным материалом" для осознанных мотивов. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему отводится ведущая роль в деятельности и регулировании человеческого поведения.


Еще одно бессознательное побуждение - установка. Это бессознательное состояние готовности человека к определенному виду деятельности.

Это может быть готовность к любой деятельности, к поведению, к пониманию и интерпретации чего-либо. Отношение, если оно проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предрассудков или стереотипов.

Установка чаще всего развивается в результате многократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.

Д.Н.Узнадзе разработал теорию, согласно которой потребности и установки, возникающие при встрече, определяют направление поведения субъекта до тех пор, пока поведение не столкнется с определенными препятствиями. В этих случаях бессознательное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы объективации. Возникшие трудности привлекают внимание и осознаются. После сознательного нахождения нового способа регулирования контроль поведения снова осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача контроля обеспечивает гармоничное и более экономичное взаимодействие сознания и бессознательного.

Классификация потребностей:

В истории психологии были попытки свести все потребности человека к одной - первичной и базовой (так в работах Фрейда и Адлера это, соответственно, либидо и "стремление к власти").

В то же время в классификации потребностей Мюррея насчитывается более 140 потребностей человека.

Томас в 1924 году задал вопрос: каково минимальное количество человеческих потребностей? Отвечая на свой вопрос, он назвал 4: потребность в безопасности, признании, дружбе, новом опыте (ответ был дан им на основе изучения проституции среди молодежи).

Ю.Питер (1938) утверждал, что в ходе истории соперничество между людьми чаще всего вызывали следующие причины: средства к существованию, свобода, сексуальный партнер, вера (убеждения, идеалы).

Потребности различаются по происхождению (природные и культурные) и по предмету (материальные и духовные). А.Н.Леонтьев делит потребности на низшие (органические, или биологические) и высшие - материальные и духовные (познавательные, эстетические, коммуникативные, трудовые потребности).

Проф. Бестужев-Лада рассматривает несколько направлений классификации потребностей:

- генетические (естественные, приобретенные естественным путем, социогенные потребности);

- в соответствии со сферами жизни общества (материальные, духовные, социальные, политические потребности);