Файл: М. П. Арутюнян д иректор Школы педагогики двфу доктор философских наук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. тематическое СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Методические указания по подготовке контрольных работ
Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. – М. : Наука, 1988. – 751 с.
Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1989.
Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1974–1977.
Гесиод. Полное собр. текстов / Гесиод. – М. : Лабиринт, 2001. – 256 с.
Гоббс, Т. Соч. в 2 т. / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1989, 1991.
Гуссейнов, А.А. Этика : учебник для вузов / А.А. Гуссейнов. – М. : Гардарики, 2007.
Декарт, Р. Соч. в 2 т. / Р. Декарт. – М. : Мысль, 1989, 1994.
Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. – М. : Академический Проект, 2011. – 472 с.
Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М. : Ad Marginem, 2000. – 512 с.
Дидро, Д. Соч. в 2 т. / Д. Дидро. – М. : Мысль, 1986, 1991.
Древнекитайская философия : собр. текстов в 2 т. – М. : Мысль, 1972, 1973.
Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с.
Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М. : Интрада, 2001.
Досократики. – Минск : Харвест, 1999. – 784 с.
Духовная культура Китая : энцикл. – М. : Восточная литература, 2006–2010.
Зотова, А.Ф. Западная философия XIX века / А.Ф. Зотова. – М. : Проспект, 2015. – 504 с.
Ильин, В.В. Философия : учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. – 1216 с.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : слов. / М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянский. – М. : Республика, 1996.
История русской философии : учебное пособие / ред. М.Н. Громов. – М. : ИФ РАН, 1998.
Канаева, Н. Индийская философия древности и средневековья / Н. Канаева. – М. : ИФ РАН, 2008.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. – 1120 с.
Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. – М. : Республика, 2000. – 431 с.
Китайская философия : энцикл. слов. / ред. М.Л. Титаренко. – М. : Мысль, 1994. – 652 с.
Классическая философия науки : хрест. / под ред. В.И. Пржиленского. – М. : МарТ, 2007.
Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 256 с.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : Прогресс, 1977. – 300 с.
Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; Республика, 1998.
Локк, Дж. Соч. в 3 т. / Дж. Локк. – М. : Мысль, 1985–1988.
Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М. : Республика, 1998.
Лосев, А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. / А.Ф. Лосев. – Харьков : ФОЛИО ; М. : АСТ, 2000.
Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М., 1998.
Макиавелли, Н. Соч. / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2006. – 672 с.
Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. – М. : Логос, 2001.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.
Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С.С. Неретина. – М. : ИФ РАН, 2007.
Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М. : Аспект Пресс, 1995.
Монтень, М. Опыты. В 3 кн. / М. Монтень. – Калининград, 1997.
Нерсесянц, С.В. Философия права / С.В. Нерсесянц. – М., 2006.
Николай Кузанский. Соч. в 2 т. / Николай Кузанский. – М. : Мысль, 1979–1980.
Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. – М. : Мысль, 1996.
Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999.
Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. – СПб. : Питер, 2004. – 160 с.
Пирс, Ч.С. Принципы философии. В 2 т. / Ч.С. Пирс. – СПб. : СПб. филос. общество, 2001.
Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. – М. : Мысль, 1990–1994.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 605 с.
Проблемы философии культуры / отв. ред. С.А. Никольский. – М. : ИФ РАН, 2012.
Рикер, П. История и истина / П. Рикер. – СПб. : Алетейя, 2002. – 400 с.
Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Наука, 1969. – 704 с.
Рыков, С.Ю. Древнекитайская философия : курс лекций / С.Ю. Рыков. – М. : ИФ РАН, 2012.
Самосознание: моё и наше / ред. Ф.Т. Михайлов. – М. : ИФ РАН, 1997.
Соколов, В.В. Европейская философия XV–XVII вв. : учебник / В.В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003.
Спенсер, Г. Классификация наук / Г. Спенсер. – М. : Вузовская книга, 2006.
Спиноза, Б. Избранные произведения. в 2 т. / Б. Спиноза. – СПб. : Наука, 1999.
Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 2010.
Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук / И.Н. Тяпин. – М. : Логос, 2014. – 216 с.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М. : Прогресс, 1986. – 542 с.
Фейербах, Л. Соч. В 2 т. / Л. Фейербах. – М. : Наука, 1995.
Федоров, Н.Ф. Соч. / Н.Ф. Федоров. – М. : Мысль, 1982. – 711 с.
Философия естествознания: ретроспективный взгляд / отв. ред. Ю.В. Сачков. – М. : ИФ РАН, 2000.
Философия техники: история и современность / ред. В.М. Розин. – М. : ИФ РАН, 1997.
Фихте, И.Г. Соч. В 2 т. / И.Г. Фихте. – СПб. : Мифрил, 1993.
Флоренский, П.А. Соч. в 4 т. / П.А. Флоренский. – М. : Мысль, 2000.
Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский. – Киев : Эльга, Ника-Центр, 2002–2011.
Франк, С.Л. Соч. / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 608 с.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2006.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 с.
Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2004. – 416 с.
Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступления / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с.
Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003.
Циолковский, К.Э. Космическая философия : сб. / К.Э. Циолковский. – М. : ИДЛИ, Сфера, 2004. – 496 с.
Чаадаев, П.Я. Полное собр. соч. и избранные письма. В 2 т. / П.Я. Чаадаев. – М. : Наука, 1991.
Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003.
Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М. : Гнозис, 1994. – 490 с.
Шеллинг, Ф.В.Й. Соч. В 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. – М. : Мысль, 1987.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск : Современный литератор, 1999.
Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М. : Мысль, 1998.
Эпистемология вчера и сегодня / отв. ред. В.А. Лекторский. – М. : ИФ РАН, 2010.
Юм, Д. Соч. в 2 т. / Д. Юм. – М. : Мысль, 1996.
Ясперс, К. Разум и экзистенция / К. Ясперс. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. – 336 с.
Образец оформления библиографического списка
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Кафедра «Философия, социология и право»
ФИЛОСОФИЯ
Рекомендовано
методическим советом по качеству
образовательной деятельности ДВГУПС в качестве
учебного пособия для студентов
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
2
УДК 12 (075.8)
ББК Ю1я73
Ф 561
Рецензент:
Заведующий кафедрой
«Философия и социально-гуманитарные дисциплины»
Педагогического института ТОГУ доктор философских наук,
профессор М.П. Арутюнян
директор Школы педагогики ДВФУ доктор философских наук,
профессор С.В. Пишун
Составители: В.Г. Зангиров, Т.А. Лушкина, Г.П. Прокофьева,
О.А. Рудецкий, Ю.М. Сердюков, А.Г. Штейнберг
Ф 561 | Философия : учебное пособие / В.Г. Зангиров, Т.А. Лушкина, Г.П. Прокофьева ; под ред. Ю.М. Сердюкова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2016. – 91 с. : ил. |
Учебное пособие соответствует рабочей программе дисциплины «Философия».
Содержит краткие аннотации тем, планы семинарских занятий, методические рекомендации по изучению философских вопросов, темы контрольных работ, методические указания по написанию контрольной работы, контрольные вопросы и библиографический список, включающий основную и дополнительную учебную литературу, первоисточники, монографии и статьи, необходимые для подготовки к семинарским занятиям и написания контрольных работ.
Предназначено для студентов 1–3-го курсов всех специальностей и направлений ИИФО ДВГУПС.
УДК 12 (075.8)
ББК Ю1я73
©
оглавление
Введение 11
1. тематическое СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 13
2. Контрольные работы 75
2.1. Методические указания по подготовке контрольных работ 75
3. Контрольные вопросы 89
Общие вопросы 89
Библиографический список 92
1.Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Проспект, 2013. – 320 с. 92
2.Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии : учебное пособие / П.В. Алексеев. – М. : Проспект, 2013. – 576 с. 92
3.Губин, В.Д. Философия : учебник / В.Д. Губин. – М. : Проспект, 2015. – 336 с. 92
4.Ильин, В.В. Философия : курс лекций / В.В. Ильин, С.А. Лебедев. – М. : Эксмо, 2011. – 336 с. 93
5.История философии : хрест. в 2 ч. / сост. Т.А. Лушкина, О.А. Рудецкий. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. 93
6.Марков, Б.В. Философия : учебник для бакалавров и специалистов / Б.В. Марков. – СПб. : Питер, 2011. – 427 с. 93
7.Миронов, В.В. Философия : учебник / В.В. Миронов. – М. : Проспект, 2015. – 240 с. 93
8.Нижников, С.А. Философия : учебник для бакалавров / С.А. Нижников. – М. : Инфра-М, 2013. – 461 с. 93
9.Светлов, В. Философия : учебное пособие / В. Светлов. – СПб. : Питер, 2011. – 304 с. 93
10. Спиркин, А.Г. Философия : учебник для бакалавров / А.Г. Спиркин. – М. : Юрайт, 2014. – 828 с. 93
11. Августин Блаженный. Творения. В 4 т. / Августин Блаженный. – СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-Пресс, 2000. 93
12. Адорно, Т. Проблемы философии морали / Т. Адорно. – М. : Республика, 2000. – 239 с. 93
13. Алексеев, П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. – М. : Проспект, 2015. – 256 с. 93
14. Аристотель. Соч. в 4 т. / Аристотель. – М. : Мысль, 1976–1983. 93
15. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М. : Высш. шк., 2001. 93
16. Бакунин, М.А. Философия. Социология. Политика / М.А. Бакунин. – М. : Правда, 1989. – 623 с. 93
17. Батин, М. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа? / М. Батин, А. Турчин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 93
18. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; КАНОН-пресс-Ц, 2001. 93
19. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М. : Правда, 1989. – 608 с. 93
20. Беркли, Дж. Соч. / Дж. Беркли. – М. : Мысль, 1978. – 556 с. 93
21. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. – М. : Добросвет, 2000. – 389 с. 93
22. Брентано, Ф. О происхождении нравственного познания / Ф. Брентано. – СПб. : Алетейя, 2000. 93
23. Бруно, Д. Философские диалоги / Д. Бруно. – М. : Алетейя, 2000. 93
24. Булгаков, С.Н. Соч. в 2 т. / С.Н. Булгаков. – М. : Наука, 1993. 93
25. Бэкон, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Бэкон. – М. : Мысль, 1977–1978. 93
26. Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Валла Лоренцо. – М. : Наука, 1989. – 476 с. 94
27. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М. : Наука, 1988. – 520 с. 94
28. Виндельбанд, В. История философии / В. Виндельбанд. – Киев : Ника-Центр : Вист-С, 1997. 94
29. Витгенштейн, Л. Голубая книга. Кн. 1, 2 / Л. Витгенштейн. – М. : Дом Интеллектуальной книги, 1999. 94
30. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. – М. : Наука, 1988. – 751 с. 94
31. Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1989. 94
32. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М. : Прогресс, 1988. – 704 с. 94
33. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1974–1977. 94
34. Гесиод. Полное собр. текстов / Гесиод. – М. : Лабиринт, 2001. – 256 с. 94
35. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация влияет на нашу жизнь / Э. Гидденс. – М. : Весь мир, 2004. 94
36. Гоббс, Т. Соч. в 2 т. / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1989, 1991. 94
37. Губин, В.Д. Философская антропология : учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М. : Форум, 2014. – 400 с. 94
38. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию / Э. Гуссерль. – Спб. : Владимир Даль, 2004. – 400 с. 94
39. Гуссейнов, А.А. Этика : учебник для вузов / А.А. Гуссейнов. – М. : Гардарики, 2007. 94
40. Дата, Д. Древняя индийская философия / Д. Дата, С. Чаттерджи. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1954. 94
41. Декарт, Р. Соч. в 2 т. / Р. Декарт. – М. : Мысль, 1989, 1994. 94
42. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. – М. : Академический Проект, 2011. – 472 с. 94
43. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М. : Ad Marginem, 2000. – 512 с. 94
44. Дидро, Д. Соч. в 2 т. / Д. Дидро. – М. : Мысль, 1986, 1991. 94
45. Древнекитайская философия : собр. текстов в 2 т. – М. : Мысль, 1972, 1973. 94
46. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с. 94
47. Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М. : Интрада, 2001. 94
48. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М. : ACT: Астрель, 2011. – 570 с. 94
49. Досократики. – Минск : Харвест, 1999. – 784 с. 95
50. Дубровский, Д.И. Проблема «сознание и мозг» / Д.И. Дубровский. – М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2015. 95
51. Духовная культура Китая : энцикл. – М. : Восточная литература, 2006–2010. 95
52. Зотова, А.Ф. Западная философия XIX века / А.Ф. Зотова. – М. : Проспект, 2015. – 504 с. 95
53. Ильин, В.В. Философия : учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. 95
54. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. – 1216 с. 95
55. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : слов. / М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянский. – М. : Республика, 1996. 95
56. История русской философии : учебное пособие / ред. М.Н. Громов. – М. : ИФ РАН, 1998. 95
57. История философии: Запад–Россия–Восток : учебник для вузов / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М. : Греко-латинский кабинет, 1995. 95
58. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. – М. : Политиздат, 1990. – 415 с. 95
59. Канаева, Н. Индийская философия древности и средневековья / Н. Канаева. – М. : ИФ РАН, 2008. 95
60. Канке, В.А. Философия математики, физики, химии, биологии : учеб. пособие для вузов / В.А. Канке. – М. : КноРус, 2011. 95
61. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. – 1120 с. 95
62. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. – М. : Республика, 2000. – 431 с. 95
63. Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. – М. : Едиториал УРСС, 2003. 95
64. Кассирер, Э. Философия символических форм. В 3 т. / Э. Касирер. – М. ; СПб. : Университетская книга, 2001. 95
65. Китайская философия : энцикл. слов. / ред. М.Л. Титаренко. – М. : Мысль, 1994. – 652 с. 95
66. Классическая философия науки : хрест. / под ред. В.И. Пржиленского. – М. : МарТ, 2007. 95
67. Князева, Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса / Е.Н. Князева. – М. : ИФ РАН, 1995. 95
68. Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 256 с. 95
69. Котенко, В.П. История и философия технической реальности : учеб. пособие для вузов / В.П. Котенко. – М. : Академ. проект : Трикста, 2009. 95
70. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : Прогресс, 1977. – 300 с. 95
71. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; Республика, 1998. 96
72. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки / И. Лакатос. – М. : Академический Проект ; Трикста, 2008. – 475 с. 96
73. Локк, Дж. Соч. в 3 т. / Дж. Локк. – М. : Мысль, 1985–1988. 96
74. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М. : Республика, 1998. 96
75. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. / А.Ф. Лосев. – Харьков : ФОЛИО ; М. : АСТ, 2000. 96
76. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М., 1998. 96
77. Макиавелли, Н. Соч. / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2006. – 672 с. 96
78. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. – М. : Логос, 2001. 96
79. Мангейм, К. Очерки социологии знания (теория познания – мировоззрение – историзм) / К. Мангейм. – М. : ИНИОН РАН, 1998. 96
80. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М. : АСТ, 2003. – 528 с. 96
81. Меркулов, И.М. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). В 2 т. / И.М. Меркулов. – СПб. : Изд-во РХГА, 2003, 2006. 96
82. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. – М. : Наука, Ювента, Gallimard, 1999. – 602 с. 96
83. Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С.С. Неретина. – М. : ИФ РАН, 2007. 96
84. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция, 2002. 96
85. Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М. : Аспект Пресс, 1995. 96
86. Монтень, М. Опыты. В 3 кн. / М. Монтень. – Калининград, 1997. 96
87. Нерсесянц, С.В. Философия права / С.В. Нерсесянц. – М., 2006. 96
88. Николай Кузанский. Соч. в 2 т. / Николай Кузанский. – М. : Мысль, 1979–1980. 96
89. Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. – М. : Мысль, 1996. 96
90. Новая философская энциклопедия. в 4 т. / РАН. Ин-т философии. – М. : Мысль, 2010. 96
91. Онтология : хрест. / сост. В.И. Плотников. – М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. 96
92. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 509 с. 96
93. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999. 96
94. Петрарка Франческо. Сочинения философские и полемические / Петрарка Франческо. – М. : РОССПЭН, 1998. – 477 с. 97
95. Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. – СПб. : Питер, 2004. – 160 с. 97
96. Пирс, Ч.С. Принципы философии. В 2 т. / Ч.С. Пирс. – СПб. : СПб. филос. общество, 2001. 97
97. Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. – М. : Мысль, 1990–1994. 97
98. Плеснер, Х. Введение в философскую антропологию: Ступени органического и человек / Х. Плеснер. – М. : РОССПЭН, 2004. 97
99. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 605 с. 97
100. Проблемы философии культуры / отв. ред. С.А. Никольский. – М. : ИФ РАН, 2012. 97
101. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3 кн. / Б. Рассел : пер. с англ. – СПб. : Азбука, 2001. 97
102. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – М. : Петрополис, 1997. 97
103. Рикер, П. История и истина / П. Рикер. – СПб. : Алетейя, 2002. – 400 с. 97
104. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Наука, 1969. – 704 с. 97
105. Рыков, С.Ю. Древнекитайская философия : курс лекций / С.Ю. Рыков. – М. : ИФ РАН, 2012. 97
106. Самосознание: моё и наше / ред. Ф.Т. Михайлов. – М. : ИФ РАН, 1997. 97
107. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. – М. : Республика, 2000. – 639 с. 97
108. Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Луций Анней Сенека. – М. : Наука, 1977. – 384 с. 97
109. Сердюков, Ю.М. Контуры трансцендентального опыта / Ю.М. Сердюков. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2015. – 255 с. 97
110. Сердюков, Ю.М. Критический анализ паранауки : учебное пособие / Ю.М. Сердюков. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2005. – 130 с. 97
111. Соколов, В.В. Европейская философия XV–XVII вв. : учебник / В.В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003. 97
112. Соловьев, В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьев. – М. : Ин-т русской цивилизации, Алгоритм, 2012. – 656 с. 97
113. Спенсер, Г. Классификация наук / Г. Спенсер. – М. : Вузовская книга, 2006. 97
114. Спиноза, Б. Избранные произведения. в 2 т. / Б. Спиноза. – СПб. : Наука, 1999. 97
115. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 2010. 97
116. Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук / И.Н. Тяпин. – М. : Логос, 2014. – 216 с. 98
117. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М. : Прогресс, 1986. – 542 с. 98
118. Фейербах, Л. Соч. В 2 т. / Л. Фейербах. – М. : Наука, 1995. 98
119. Федоров, Н.Ф. Соч. / Н.Ф. Федоров. – М. : Мысль, 1982. – 711 с. 98
120. Философия естественных наук : учебное пособие для вузов / под общ. ред. С.А. Лебедева. – М. : Академ. проект : Фонд Мир, 2006. 98
121. Философия естествознания: ретроспективный взгляд / отв. ред. Ю.В. Сачков. – М. : ИФ РАН, 2000. 98
122. Философия социальных и гуманитарных наук : учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – М. : Академический проект, 2008. 98
123. Философия техники: история и современность / ред. В.М. Розин. – М. : ИФ РАН, 1997. 98
124. Фихте, И.Г. Соч. В 2 т. / И.Г. Фихте. – СПб. : Мифрил, 1993. 98
125. Флоренский, П.А. Соч. в 4 т. / П.А. Флоренский. – М. : Мысль, 2000. 98
126. Фоллмер, Г. Эволюционная теория познания: врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки [Электронный ресурс] / Г. Фоллмер. – Режим доступа : http://profilib.com/kniga/60193/gerkhard-follmer-evolyutsionnaya-teoriya-poznaniya-vrozhdennye-struktury-poznaniya-v.php 98
127. Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский. – Киев : Эльга, Ника-Центр, 2002–2011. 98
128. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / сост. А.В. Лебедев. – М. : Наука, 1989. 98
129. Франк, С.Л. Соч. / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 608 с. 98
130. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с. 98
131. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2006. 98
132. Фролова, Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность : учебное пособие / Е.А. Фролова. – М. : ИФ РАН, 2006. 98
133. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 с. 98
134. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2004. – 416 с. 98
135. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – M. : OOO «Издательство ACT: ЗАО НПП "Ермак"», 2004. 98
136. Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступления / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с. 98
137. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. 99
138. Хомяков, А.С. Соч. в 2 т. / А.С. Хомяков. – М. : Московский философский фонд Издательство «Медиум», 1994. 99
139. Циолковский, К.Э. Космическая философия : сб. / К.Э. Циолковский. – М. : ИДЛИ, Сфера, 2004. – 496 с. 99
140. Чаадаев, П.Я. Полное собр. соч. и избранные письма. В 2 т. / П.Я. Чаадаев. – М. : Наука, 1991. 99
141. Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003. 99
142. Чумаков, А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира : моногр. / А.Н. Чумаков ; РАН. Ин-т философии. – М. : Проспект, 2011. 99
143. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М. : Гнозис, 1994. – 490 с. 99
144. Шеллинг, Ф.В.Й. Соч. В 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. – М. : Мысль, 1987. 99
145. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск : Современный литератор, 1999. 99
146. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М. : Мысль, 1998. 99
147. Эпистемология вчера и сегодня / отв. ред. В.А. Лекторский. – М. : ИФ РАН, 2010. 99
148. Юм, Д. Соч. в 2 т. / Д. Юм. – М. : Мысль, 1996. 99
149. Основы религиоведения : учебное пособие / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М. П. Новиков [и др.] ; под ред. И.Н. Яблокова. – М. : Высш. шк., 1994. – 368 с. 99
150. Ясперс, К. Разум и экзистенция / К. Ясперс. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. – 336 с. 99
Приложение 1 100
Образец оформления библиографического списка 100
Приложение 2 101
Принятые сокращения ученых степеней и званий 101
Приложение 3 102
Образец оформления 102
титульного листа контрольной работы 102
Введение
Дисциплина «Философия» относится к базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла (код УЦ ООП – Б.1). Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Дисциплина «Философия» является предшествующей для специальных философских дисциплин (например, «философия науки», «философия техники»), если таковые предусмотрены учебным планом.
Целями и задачами дисциплины являются:
1) формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;
2) овладение базовыми принципами и приемами философского познания;
3) введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе:
1) способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;
2) способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
3) способности следовать этическим и правовым нормам;
4) толерантности;
5) способности к социальной адаптации;
6) способности критически переосмысливать свой социальный опыт.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;
уметь формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
владеть навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
Студенты всех специальностей ИИФО ДВГУПС изучают дисциплину «Философия» в течение одного семестра. За это время они должны прослушать установочные лекции, подготовиться к семинарским занятиям (если они предусмотрены учебным планом), написать и защитить контрольную работу и сдать экзамен.
Все эти формы учебной деятельности отражены в нашем пособии. Аннотации, размещенные сразу после названия темы, призваны сформировать у студента предварительное представление об изучаемом материале. Вопросы семинарских занятий выделяют ключевые аспекты темы, а методические рекомендации станут хорошим подспорьем в постижении философских проблем.
Условием допуска студента к экзамену является написание контрольной работы и ее защита. Темы контрольных работ содержатся в соответствующем разделе учебного пособия. Выбор одной из них студент совершает самостоятельно, ориентируясь на последнюю цифру в номере своей зачетной книжки. Так, например, если последняя цифра в номере зачетки – 8, то студент может выбрать одну из шести тем под номерами: 8, 18, 28, 38, 48, 58. После выбора темы он должен ознакомиться с методическими указаниями по написанию контрольной работы и рекомендованной литературой.
Итоговой формой контроля знаний студентов по философии является экзамен. Он проводится либо в виде тестирования, либо в виде устного ответа на вопросы экзаменационного билета. С тестами студент может ознакомиться в Центре тестирования ДВГУПС, а экзаменационные вопросы содержаться в разделе «Контрольные вопросы». Их содержание может меняться, но незначительно.
Последним разделом пособия является список основной и дополнительной литературы, который содержит наименования учебников, учебных пособий, философских словарей и энциклопедий, интернет-ресурсов и монографий.
Редактор-составитель, проф. Ю.М. Сердюков
1. тематическое СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Мироощущение и мировосприятие. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное и их функции. Мировоззрение и убеждения.
Сущность, объект и предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Философия и искусство. Философия и политика.
Когнитивные функции философии (экспликация, рационализация, систематизация знания). Социальные функции философии: мировоззренческая, методологическая, культурно-историческая, критическая, эвристическая и др. Основной вопрос философии. Основные отрасли философского знания: онтология, гносеология, логика, аксиология, праксиология, социальная философия, философская антропология, этика и эстетика.
План семинарского занятия
1. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Проблема предмета и метода философии.
3. Структура философского знания.
4. Функции философии.
Методические рекомендации
Основная цель данной темы – уяснить сущность философии как отрасли духовной культуры, закономерности ее исторического становления, понять особенности ее структуры и входящих в нее проблем, получить представление о функциях философии.
Первая задача, которую предстоит решать студентам, – это уяснение сущности философии. Прежде всего надо научиться различать философию и не-философию. Для этого необходимо вдуматься в структуру духовной культуры, центральным ядром которой является философия. Студентам полезно поразмышлять над тем, как связана философия с такими компонентами духовной культуры, как наука, искусство, религия, мораль, право, литература, идеология, язык. Все эти области духовной культуры имеют мировоззренческий характер, будучи духовным взглядом человека на мир. Но философия обозревает не отдельные аспекты мира, а мир в целом, в его универсальной сущности. Необходимо прочитать литературу на тему о месте, занимаемом философией в структуре духовной культуры. Это место можно назвать центральным, а значение философии по отношению ко всей духовной культуре можно назвать основополагающим. Такая литература относится к самым разным эпохам в истории общества, так как всегда было очевидно, что именно философия взяла на себя интегрирующую роль по отношению ко всем видам духовной культуры.
Студенты должны спросить себя, в силу чего философия способна играть такую роль. Надо обратить внимание на то, что у философии есть особая форма языка, позволяющая ей объединять всю духовную культуру. Такой язык называется
категориальным, то есть общепонятийным, выражающим основные отношения человека с миром. Категории философии охватывают собой предельно общее содержание всех явлений, с которыми имеет дело человеческое сознание. На примере категории «материя» можно показать, что философия имеет в виду не какие-либо отдельные материальные явления, а любое материальное образование. Задача философии – выразить общий, универсальный признак материальности вообще, для чего она прибегает к процедурам абстрагирования, отвлечения от всего конкретного. Для чего это делается? Для того, чтобы отделить материальное от всего нематериального, то есть от идеального, духовного, умопостигаемого. Язык философии таков, что философские понятия несут в себе максимальное содержание, далее которого сознание человека уже не поднимается. Мы поднимаемся на философский уровень мышления именно тогда, когда достигаем максимума понимания. Студентам необходимо всегда упражняться в достижении подобной категориальной полноты, чтобы выработать прочные навыки философского мышления. Метод здесь один – каждый раз достигать предельной полноты выражения с помощью понятий.
Каждая область духовной культуры имеет свой особый мировоззренческий угол зрения. Философия призвана стать центром мыслительной работы всей духовной культуры. Читая литературу, студенты должны увидеть, что философы сведущи во многих областях знания. Философская мысль становится своеобразным общим пространством, где встречаются ученые, художники, религиозные проповедники, моралисты, правоведы, педагоги. Эти встречи имеют символический характер, когда встречаются люди разных эпох. Совсем не случайно существуют философия науки, философия искусства, философия религии, философия морали, философия права, философия языка и другие отрасли философии. В этих отраслях философии сконцентрирован реальный духовный опыт науки, искусства, религии, морали и т. п. Студентам надо внимательно разобраться, какова специфика этих отраслей философского мышления. Информация об этом изложена в учебниках, не говоря уже о трудах классиков философской мысли. Внимательное прочтение этой литературы покажет студентам, что философия сильна своей тесной связью с духовным опытом, что она вбирает в себя этот опыт, перерабатывает и превращает в строгую систему категорий, с помощью которых гораздо легче постигать сложность жизни, общественных отношений, положение человека в мире.