Файл: Обучение конструированию снежинок из бумаги в подготовительной группе.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 3.1 |
Филиал | Хасавюртовский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста |
Тема | Обучение конструированию снежинок из бумаги в подготовительной группе |
Фамилия студента | Денильханова |
Имя студента | Радима |
Отчество студента | Сурхоевна |
№ контракта | 01200207759088 |
Содержание
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Глава. Специфика обучения конструированию снежинок из бумаги дошкольников подготовительной группы
2. Глава. Программа краткосрочной образовательной практики «Волшебные снежинки» в подготовительной группе ДОУ
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Быстрый темп жизни современной цивилизации со всем его разнообразием и сложностью процесса требует от людей способностей к нестандартному разрешению проблем и творческого мышления. Воспитание всех необходимых для будущего качеств начинается с детского сада.
Вопрос особенностей детей подготовительной группы исследован ещё не полностью, одним из способов воспитания ребёнка, открывающим широкие возможности для всестороннего развития является художественная деятельность, связанная с конструированием из бумаги. Таким образом, вопрос положительного влияния конструирования из бумаги на детей подготовительной группы является актуальным.
Для развития детского конструирования существует множество материалов, одним из которых является бумага.
Бумага - благородный материал, легко поддающийся преобразованию. Поделки из бумаги одного и того же содержания можно создать разными способами. Например: путём сгибания прямоугольника или квадрата пополам, создавая полый куб или брусок по выкройке, чертежу. И любым из этих способов можно изобразить дома, машины, животных, людей, разные игрушки.
Г.Г. Григорьева отмечает, что конструирование из бумаги на протяжении дошкольного возраста развивается по следующим направлениям:
- Разнообразнее становится содержание поделок
- Сложнее становится способ создания поделки
- Поделки становятся более выразительными за счёт комбинирования разных способов создания деталей и разнообразия украшения, комбинирования разных сортов бумаги
- Осуществляется переход о создания отдельных поделок к созданию общих сюжетных композиций для инсценирования сказок, к играм с мелкими игрушками.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.
Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов.
Объектом данного исследования является процесс обучения конструированию из бумаги в подготовительной группе.
Предмет данной работы: программа краткосрочной образовательной практики «Волшебные снежинки» в подготовительной группе ДОУ.
Цель проведенного нами исследования - анализ процесса обучения конструированию из бумаги детей подготовительной группы.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:
1. Изучение литературных источников по конструированию из бумаги
2. Изучения значения и особенностей обучения конструктивной
деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
3.Проведение обучающего занятия по конструированию снежинки из бумаги
4. Анализ занятия по конструированию снежинки из бумаги
Структура работы: введение, заключение, две главы, глоссарий, список используемой литературы, приложение.
Основная часть
1 Глава. Специфика обучения конструированию снежинок из бумаги дошкольников подготовительной группы
1.1.Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в ДОУ
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Ручной труд в детском саду - это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.
В ФГОС дошкольного образования выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей. Труд включён в социально-коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста назван ряд видов деятельности, таких как самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, включая бумагу, природный и иной материал.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является, то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.
Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т. д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.
Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.
Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, кухонное полотенце для бабушки, корзинку-игольницу для мамы, снежинку на новогодний праздник.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Художественный ручной труд - это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).
Основная задача по ручному труду: научить детей с удовольствием мастерить;
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач.
Объяснительно-иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других - на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Методические приемы, применяемые в ручном труде:
• обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
• анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
• анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
• анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
• анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу: научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку.
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа.
Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.
Содержание художественного труда дошкольников составляют:
• работа с тканью, нитками;
• работа с природным материалом;
• работа с бумагой, картоном: аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, открыток; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров;
• работа с глиной, тестом, гипсом;
• работа с бросовым и искусственным материалом.
Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:
• выявление смысла как способа постижения;
• расширение границ образовательного и реального;
• вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых;
• обсуждение проблемы на всех этапах;
• презентация результата продуктивной деятельности.
Формы представления результатов продуктивной деятельности: организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т. д., открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.
Условия успешной организации ручного труда:
• насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно — развивающая среда;
• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
• создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
• непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми;
• провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.