Файл: Литература 2 половины 19 века. Нельзя не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Литература 2 половины 19 века.


«Нельзя не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
И.С.Тургенев

Литература 2 половины 19 века.


Литература превращается в авангард общественной мысли, заключает в себе функцию информативную, воспитательную и образовательную одновременно.
Она становится рупором общественной жизни, тем объединяющим звеном, на которое равняются, за которым идут, т.е. выполняет не только роль художественных произведений, воспитывающих ум и чувство, но практически выполняют роль сегодняшних СМИ – формирование сознании нации.

Литература 2 половины 19 века.


Именно в это время особую роль играет публицистика.
Публицистика – это род литературы, ориентированный на массового читателя, рассчитанный на эмоциональный отклик от читателя,.
Жанры публицистики: статья, очерк, интервью, критическая статья, репортаж, памфлет, фельетон.

Литература 2 половины 19 века.


Появляется целый ряд периодических печатных изданий, которые являются не просто литературно-художественными журналами, но являют собой трибуну, арену для словесных баталий в поисках истины.
Одно из таких изданий – это журнал «Современник».

Журнал «Современник»


« Современник» - литературно-художественный журнал, выходил с 1836 по 1846года в городе Санкт-Петербург
Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. С 1838 года перешел к П. А. Плетневу, который в 1846 году передал свои права Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.


На фотографии:Слева-направо:И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.В.Дружинин, А.Н.Островский. Стоят: Л.Н.Толстой и Д.В.Григорович

Журнал «Современник»


Панаев Иван Иванович, современный писатель, один из редакторов журнала "Современник", автор романов и повестей "Львы в провинции", "Онагр", "Тля", "Великосветский и провинциальный хлыщи", "Барыня" и других; также известный в нашей литературе под псевдонимом "Нового поэта". Родился в 1812 году в Санкт-Петербурге.


Журнал «Современник»


Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877) – поэт, общественный деятель, главный редактор журнала «Современник»с 1846 по 1860 год.
После того, как в 1866 году закрыли «Современник» возглавил журнал «Отечественные записки».

Журнал «Современник»


Творчество А.Н.Островского (1823-1886) непосредственно связано с журналом «Современник».
Его пьесой открывался каждый номер этого журнала.
«Вы наш гигант»,- говорил Островскому Некрасов, принимая очередную рукопись пьесы.

Журнал «Современник»


Н.Г. Чернышевский (1828-1889), публицист, философ, писатель, один из руководителей журнала «Современник». Теоретик «крестьянского социализма», ставшего основой идеологии народничества .

Журнал «Современник»


Иван Сергеевич Тургенев (1818- 1883) начинал свой творческий путь в журнале «Современник», опубликовав в нем первый рассказ из цикла «Записки охотника».

Журнал «Современник»


В 1852 году Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) отослал в редакцию "Современника" первую часть автобиографической трилогии "Детство». Это было начало его литературной славы.

Журнал «Современник»


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин долгие годы плодотворно сотрудничал с журналом. На его страницах увидели свет многие из его сатирических произведений.

Публицистика


Многообразие публицистики и её особая роль в жизни общества второй половины 19 века, конечно же, неоспоримы. И связано это, прежде всего, с тем общественным подъемом, который переживала Россия после отмены крепостного права, и с подъемом культуры и науки, развитием искусства, появлением уникального русского театра.

Общественная мысль


Во 2 половине 19 века в литературе и общественной мысли складываются несколько философских течений:
- западничество
-славянофильство и
- народничество.

Славянофильство.


Сформировалось как направление в русской литературе в 30-е годы. Отражало взгляды патриархальных кругов, встревоженных ростом новых буржуазных отношений и разложением старого уклада.


Спасение России, считали они, в сохранении и развитии православия и патриархальных основ. Требовали отмены крепостного права.
Представители: А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, бр. Аксаковы.

Западничество


Сложилось данное направление в 40-е годы 19 века. Общие требования сводились к призыву отмены крепостного права и выбора России к «западного», т.е. буржуазного пути развития, отказ от православия как доминирующей конфессии.
Представители : Белинский В.Г., Герцен А.И., И.С.Тургенев и др.


Белинский В.Г.


Герцен А.И.

Почвенничество.


Зародилось в 50-е годы. Идеологом и вдохновителем был Ф.М.Достоевский, к которому примкнули А.Григорьев и Н.Страхов.
Они считали, что все беды России в оторванности просвещенного общества от народа. Образованность должна слиться с народной почвой, приняв ее главную связь – христианское учение о морали, которое объединяет все слои общества.

Литература 2 половины 19 века.


Господствующим литературным методом данного периода является критический реализм.
Реализм - метод и направление в искусстве, основанный на правдивом и объективном изображении действительности.


Критический реализм – социальный реализм, пришедший на смену просветительскому. Авторы данного направления своей художественной задачей видели разоблачение пороков общества и анализ возможных вариантов их искоренения.
Произведения, созданные в контексте критического реализма характеризуются принципом социальной обусловленности характеров героев и событий, наличием собирательных (типических) образов, особой формой психологизма (над личностью всегда довлеет общество), историзмом, диалектикой характеров героев.