Файл: Учебнометодическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения Под редакцией Г. А. Заборовского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ОТ АВТОРОВ

ПОВТОРЕНИЕ

Урок 1. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с мышью и клавиатурой

Урок 2. Виды информации

Урок 3. Информационные процессы.

Т е м а 2. АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА

Урок 4. Устройства компьютера

Урок 5. Назначение и элементы интерфейса операционной системы. Объекты операционной системы

Урок 6. Работа с окнами и меню операционной системы

Урок 7. Назначение файловой системы. Понятие о файловых менеджерах. Программа Проводник

Урок 8. Операции с объектами файловой системы

Урок 9. Практическая работа с объектами файловой системы

Урок 10. Понятие о локальной компьютерной сети

Т е м а 3. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Урок 11. Среда программирования

Урок 12. Основы языка программирования

Урок 13. Организация ввода и вывода данных

Урок 14. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения

Урок 15. Стандартные функции. Преобразование типов числовых данных

Урок 16. Решение задач на составление линейных алгоритмов

Урок 17. Решение задач на составление линейных алгоритмов

Урок 18. Практическая работа на составление линейных алгоритмов

Урок 19. Графические возможности языка программирования

Урок 20. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей

Урок 21. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей

Урок 22. Самостоятельная работа на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей языка программирования

Те м а 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Урок 23. Понятие компьютерной презентации. Программа PowerPoint

Урок 24. Создание презентации

Урок 25. Вставка изображений. Использование коллекций

Урок 26. Использование декоративного текста

Урок 27. Использование фигур

Урок 28. Элементы мультимедиа

Урок 29. Использование эффектов

Урок 30. Создание презентаций по темам учебных предметов

Урок 31. Контрольная работа по теме «Компьютерные презентации»

Урок 32. Глобальная компьютерная сеть Интернет

Урок 33. Работа с браузером

Урок 34. Просмотр веб-страниц.

Урок 5. Назначение и элементы интерфейса операционной системы. Объекты операционной системы


Цели урока:

• расширение и углубление представлений о компьютере как совокупности аппаратного и программного обеспечения;

• формирование знаний о назначении, интерфейсе и объектах операционной системы;

• развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Учащиеся должны знать назначение, основные элементы

интерфейса и объекты операционной системы.

Программное и методическое обеспечение урока: операционная система, учебное пособие «Информатика, 7», § 4; раздаточный материал (приложение к уроку 5); ЭСУ7—5, ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, фронтальная и индивидуальная формы работы). В начале урока обсудите с учащимися ответы на вопросы домашнего задания. Проверьте степень усвоения материала предыдущего урока с помощью теста (приложение к уроку 5) с последующим фронтальным обсуждением ответов.

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы). Перед объяснением нового материала с целью актуализации представлений учащихся о программном обеспечении компьютера предложите привести примеры известных им программ. Уточните определение программного обеспечения.

Расширение и углубление понятия операционной системы начните с постановки проблемного вопроса:

Без каких программ компьютер не может работать?

Предложите вспомнить назначение операционной системы, изученное в 6-м классе. В итоге обсуждения сформулируйте определение операционной системы и главные задачи, которые она решает. Приведите примеры.

Формирование понятия интерфейс
можно начать с вопроса:

Каким способом пользователь взаимодействует с компьютером?

Сформулируйте определение. Обсудите особенности графического интерфейса и назначение основных элементов (окна, меню, кнопки, значки). Особое внимание уделите рассмотрению панели задач, папок Рабочий стол и Корзина.

Завершите и обобщите рассмотрение введением понятия объект операционной системы. Подчеркните, что все компоненты Windows (окна, меню, программы, папки, файлы) называют одним термином объект. При рассмотрении объектов операционной системы актуализируйте представления, сформированные в 6-м классе. Объяснение сопровождайте демонстрацией изучаемых объектов с помощью проектора или на мониторах учащихся.

4. Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся сесть за компьютеры и выполнить упражнение 1 из § 4 с последующим фронтальным обсуждением.

При наличии времени дополнительно можно предложить выполнить упражнение 2 из § 4.

Учащимся, проявляющим интерес к углубленному изучению информатики, учитель может продемонстрировать загрузку нескольких операционных систем.

При этом могут быть использованы различные варианты, например: использование компьютера с возможностью выбора установленных на жесткий диск различных операционных систем; загрузка различных ОС с компакт-диска без инсталляции на винчестер; применение программного обеспечения системы виртуальных машин (СВМ). Примером СВМ является Vmware, которое можно найти в сети Интернет по запросу «Vmware скачать»; использование эмуляторов ОС. Поиск в Интернете может быть выполнен, например, по запросу «эмулятор Unix» и т. п. Преимущество эмуляторов в том, что они не требуют инсталляции. Примеры: эмулятор Степанищева; эмулятор Cygwin (Цигвин) (http://www.cygwin.com).

4. Подведение итогов урока. Предложите учащимся кратко сформулировать изученные на уроке понятия:

а) программное обеспечение (совокупность всех установленных на компьютере программ);

б) операционная система (комплекс программ, позволяющих управлять всеми устройствами и программами);

в) интерфейс

(способ взаимодействия пользователя с компьютером);

г) операционная система MS Windows (взаимодействует с пользователем при помощи графического интерфейса);

д) объекты операционной системы (окна, меню, программы, файлы, папки…).

При необходимости уточните и обобщите ответы.

6. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Изучить материал § 4, ответить на вопросы 1, 2.


Урок 6. Работа с окнами и меню операционной системы


Цели урока:

• расширение и углубление знаний об элементах графического интерфейса операционной системы;

• формирование умений работы с окнами и меню системы;

• развитие логического мышления, памяти, внимания.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний и закрепление умений предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, фронтальная и индивидуальная формы работы). Обсудите с учащимися домашнее задание. Проверьте усвоение материала предыдущего урока с помощью теста (приложение к уроку 7) с последующим обсуждением ответов.

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).

Объяснение нового материала начните с актуализации полученных в 6-м классе сведений о файлах, их именах и типах.

В процессе беседы уточните, как задаются имена файлов, как по расширению имени узнать тип файла. Сформулируйте определение понятия файловая система. Назовите основные объекты файловой системы: файлы, папки, диски. Запись пути к файлу рассмотрите на примерах 1 и 2 учебного пособия [1].

Подчеркните, что полное имя файла уникально, т.е. по одному адресу (в одной папке) не могут находиться два объекта с одинаковыми именами.

После рассмотрения основных объектов файловой системы (файл, папка, путь к файлу) назовите операции, которые можно выполнять с ними (поиск, создание, копирование, перемещение, переименование, удаление). Сформулируйте определение понятия файловый менеджер.

Рассмотрите назначение и интерфейс файлового менеджера Проводник, который является стандартным приложением операционной системы MS Windows. Рассмотрите возможности поиска файлов и папок.

Учащимся, проявляющим интерес к изучению информатики, дополнительно можно привести примеры других файловых менеджеров, например продемонстрировать возможности файлового менеджера Total Commander.

3. Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, фронтальная и индивидуальная формы работы).


Предложите учащимся выполнить поочередно упражнения 2 и 3 к § 6 при помощи окон MS Windows, а затем файлового менеджера Проводник.

После выполнения п р и м е р а 1 из § 7(7.1) учебного пособия [1] учащиеся осуществляют поиск файлов в указанной учителем папке (п р и м е р 2).

При наличии времени дополнительно можно предложить выполнить упражнение 3 к § 7.

4. Подведение итогов урока. Предложите учащимся кратко сформулировать изученные на уроке понятия:

а) файловая система (часть операционной системы, предназначенная для работы с файлами);

б) основные объекты файловой системы (файлы, папки, диски, ярлыки);

в) файловый менеджер (программа для управления объектами файловой системы).

г) файловый менеджер Проводник (входит в операционную систему Windows).

При необходимости уточните и обобщите ответы.

5. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Изучить материал § 6, § 7 (7.1), выполнить упражнение 5 к § 6, ответить на вопрос 4 к § 6 и вопрос 1 к § 7.

Урок 7. Назначение файловой системы. Понятие о файловых менеджерах. Программа Проводник


Цели урока:

• формирование представлений о файловой системе;

• формирование умений работы с файловым менеджером Проводник;

• развитие логического мышления, памяти, внимания.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Учащиеся должны знать назначение файловой системы.

Учащиеся должны уметь запускать файловый менеджер

Проводник, обозревать файловую структуру, выполнять поиск файлов и папок.

Программное и методическое обеспечение урока: операционная система, учебное пособие «Информатика, 7», § 6, § 7 (7.1); раздаточный материал (приложение к уроку 7); ЭСУ7—7, ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний и закрепление умений предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, фронтальная и индивидуальная формы работы). Обсудите с учащимися домашнее задание. Проверьте усвоение материала предыдущего урока с помощью теста (приложение к уроку 7) с последующим обсуждением ответов.

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы). Объяснение нового материала начните с актуализации полученных в 6-м классе сведений о файлах, их именах и типах. В процессе беседы уточните, как задаются имена файлов, как по расширению имени узнать тип файла. Сформулируйте определение понятия файловая система. Назовите основные объекты файловой системы: файлы, папки, диски. Запись пути к файлу рассмотрите на примерах 1 и 2 учебного пособия [1]. Подчеркните, что полное имя файла уникально, т.е. по одному адресу (в одной папке) не могут находиться два объекта с одинаковыми именами.