Файл: Учебнометодическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения Под редакцией Г. А. Заборовского.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с мышью и клавиатурой
Урок 3. Информационные процессы.
Т е м а 2. АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА
Урок 5. Назначение и элементы интерфейса операционной системы. Объекты операционной системы
Урок 6. Работа с окнами и меню операционной системы
Урок 7. Назначение файловой системы. Понятие о файловых менеджерах. Программа Проводник
Урок 8. Операции с объектами файловой системы
Урок 9. Практическая работа с объектами файловой системы
Урок 10. Понятие о локальной компьютерной сети
Т е м а 3. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Урок 11. Среда программирования
Урок 12. Основы языка программирования
Урок 13. Организация ввода и вывода данных
Урок 14. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения
Урок 15. Стандартные функции. Преобразование типов числовых данных
Урок 16. Решение задач на составление линейных алгоритмов
Урок 17. Решение задач на составление линейных алгоритмов
Урок 18. Практическая работа на составление линейных алгоритмов
Урок 19. Графические возможности языка программирования
Урок 20. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей
Урок 21. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей
Те м а 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Урок 23. Понятие компьютерной презентации. Программа PowerPoint
Урок 25. Вставка изображений. Использование коллекций
Урок 26. Использование декоративного текста
Урок 29. Использование эффектов
Урок 30. Создание презентаций по темам учебных предметов
Урок 31. Контрольная работа по теме «Компьютерные презентации»
Т е м а 3. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Урок 11. Среда программирования
Цели урока:
• формирование представлений о языке программирования;
• закрепление умений загружать и сохранять программы;
• расширение представлений о структуре программы;
• развитие познавательного интереса, умений выделять главное.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Учащиеся должны знать структуру программы.
Учащиеся должны уметь запускать среду программирования Pascal ABC, загружать, выполнять и сохранять программы в среде Pascal ABC.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC, учебное пособие «Информатика, 7», § 9; раздаточный материал (приложение к уроку 11); ЭСУ Algo7: пример 9_1.
Методические рекомендации к уроку
1. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала. В ходе фронтальной беседы повторите с учащимися понятие алгоритм, которое знакомо им с 6-го класса. Вспомните способы описания алгоритмов: словесный, в виде блок-схемы и с помощью программы. Предложите учащимся привести готовые примеры способов записи алгоритмов. Подчеркните, что программа — это алгоритм, записанный на языке программирования.
Расскажите учащимся, что язык программирования представляет собой набор слов, специальных знаков и команд, понятных компьютеру. Приступая к разработке программ, необходимо познакомиться с этими словами, а также с синтаксическими правилами, по которым они складываются в предложения программы.
Далее сообщите о том, что существуют различные языки программирования и одним из них, современным и пригодным для профессиональной работы, является язык Паскаль (Pascal), который учащиеся будут изучать на последующих уроках. Познакомьте учащихся с историей этого языка, в частности сообщите, что он был создан Н. Виртом в начале 1970-х годов специально для обучения программированию и был назван в честь
французского математика и физика Блеза Паскаля, создавшего механическое вычислительное устройство.
2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
Напомните учащимся, что предложения, из которых строится программа, набираются на клавиатуре. После этого компьютер переводит их в машинный код (машинный язык), который состоит из нулей и единиц. Для выполнения такого перевода компьютеру нужен так называемый языковой процессор (компилятор), который встроен в систему программирования, например Pascal ABC, с которой начинается знакомство. Эта система позволяет программировать на языке Pascal.
Вспомните с учащимися структуру программы, с которой они знакомились в 6-м классе. Обратите внимание на правила представления текста программы (приложение к уроку 11), а также на алгоритм работы с программой в среде программирования Pascal ABC, с которым они знакомились в 6-м классе. Для этого предложите запустить файл Pascal ABC.exe, в Окне редактора набрать текст программы п р и м е р а 1 (§ 9, п. 9.2), сохранить набранную программу, а затем ее выполнить. Акцентируйте внимание учащихся на том, что результат выполнения программы — текст Я всемогущий компьютер! Жду ваших команд. Сообщите, что при обнаружении синтаксических ошибок в программе (приложение к учебному пособию, таблица 4) курсор в окне редактора устанавливается в области ошибки, а в окне вывода выдается сообщение об ошибке (§ 9, рис. 3.3). Ошибку необходимо найти в тексте программы и исправить. После чего снова попытаться выполнить программу. Далее расскажите учащимся о логических и синтаксических ошибках и способах их устранения, о том, что следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ, что даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.
Проследите за выполнением задания каждым учеником. При необходимости окажите помощь ученикам либо организуйте взаимопомощь учеников друг другу.
3. Закрепление нового материала (индивидуальная форма работы). Предложите учащимся самостоятельно выполнить упражнения 1, 2 из § 9.
4. Подведение итогов урока. Подведите итоги индивидуальной формы работы. Выявите проблемы, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении практического задания. Дайте рекомендации по их устранению.
5. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Изучить материал § 9, ответить на вопросы 1—4.
Урок 12. Основы языка программирования
Цели урока:
• закрепление материала предыдущего урока;
• формирование представлений о переменной и правилах ее записи, о числовых типах данных;
• развитие умений выделять главное.
Тип урока: комбинированный.
Учащиеся должны знать понятие переменной и ее типа
Учащиеся должны уметь описывать переменные.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика, 7», § 10; раздаточный материал (приложения 1—3 к уроку 12).
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка знаний и закрепление умений предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы). Предложите учащимся проверить степень усвоения материала предыдущего урока с помощью теста (приложение 1 к уроку 12, входной контроль) с последующей взаимопроверкой при фронтальном обсуждении правильных ответов с целью коррекции знаний.
2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения). Напомните учащимся, что человек в своей деятельности имеет дело с различного рода информацией. Информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов, называют данными.
Введите понятия величина, переменная, константа.
Обратите внимание учащихся, что в программировании переменные играют важную роль, так как они предназначены для хранения данных. Далее расскажите о том, что конкретное значение переменной хранится в ячейках оперативной памяти. Каждая ячейка имеет свой адрес — порядковый номер. Обсудите с учащимися, что с адресами ячеек в таком виде работать неудобно, поэтому переменная в программе представлена именем. Сообщите, что имя каждой переменной уникально и не может меняться в процессе выполнения программы.
Далее познакомьте учащихся с правилами записи имени переменной (приложение 2 к уроку 12). Обратите внимание учащихся на то, что имя переменной не должно совпадать с именем программы и всегда должно начинаться с латинской буквы либо знака подчеркивания, после чего могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания, записанные без пробелов.
Сообщите, что переменная служит для обращения к данным определенного типа. Поэтому тип переменной определяется типом данных, набором операций, которые можно выполнять над этими данными и множеством допустимых значений.
Познакомьте учащихся с типами данных Integer и Real.
Обратите внимание учащихся на то, что различные типы данных требуют для своего хранения в оперативной памяти компьютера различное количества ячеек. Далее покажите, как описывается переменная в программе: описать переменную — это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Приведите примеры (приложение 2 к уроку 12).
Обратите внимание учащихся на то, что если переменная в программе не определена, то компьютер выдаст соответствующее сообщение (приложение к учебному пособию, таблица 4), при этом программа не выполнится.
3. Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы). Предложите учащимся в форме фронтальной беседы ответить на вопросы упражнений 1—4 из § 10.
Далее проведите индивидуальную коррекцию усвоения новых знаний с помощью теста (приложение 3 к уроку 12, выходной контроль), который соответствует целям урока.
Предложите учащимся сверить результаты теста друг с другом и с эталоном. Отметку за тест выставляйте только по желанию учащегося.
4. Подведение итогов урока. Подведите итоги индивидуальной работы, дайте оценку успешности достижения цели на уроке и рекомендации по повышению уровня знаний по рассматриваемой теме. Скорректируйте неверные представления.
Если останется время, предложите учащимся обобщить изученное на уроке, выделяя главное.
• Данные в программировании принято называть величинами.
• Величины, которые могут изменять в процессе работы программы, называют переменными, а те, которые не изменяются, — константами.
• Каждая переменная