Файл: Учебнометодическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения Под редакцией Г. А. Заборовского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ОТ АВТОРОВ

ПОВТОРЕНИЕ

Урок 1. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с мышью и клавиатурой

Урок 2. Виды информации

Урок 3. Информационные процессы.

Т е м а 2. АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА

Урок 4. Устройства компьютера

Урок 5. Назначение и элементы интерфейса операционной системы. Объекты операционной системы

Урок 6. Работа с окнами и меню операционной системы

Урок 7. Назначение файловой системы. Понятие о файловых менеджерах. Программа Проводник

Урок 8. Операции с объектами файловой системы

Урок 9. Практическая работа с объектами файловой системы

Урок 10. Понятие о локальной компьютерной сети

Т е м а 3. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Урок 11. Среда программирования

Урок 12. Основы языка программирования

Урок 13. Организация ввода и вывода данных

Урок 14. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения

Урок 15. Стандартные функции. Преобразование типов числовых данных

Урок 16. Решение задач на составление линейных алгоритмов

Урок 17. Решение задач на составление линейных алгоритмов

Урок 18. Практическая работа на составление линейных алгоритмов

Урок 19. Графические возможности языка программирования

Урок 20. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей

Урок 21. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей

Урок 22. Самостоятельная работа на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей языка программирования

Те м а 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Урок 23. Понятие компьютерной презентации. Программа PowerPoint

Урок 24. Создание презентации

Урок 25. Вставка изображений. Использование коллекций

Урок 26. Использование декоративного текста

Урок 27. Использование фигур

Урок 28. Элементы мультимедиа

Урок 29. Использование эффектов

Урок 30. Создание презентаций по темам учебных предметов

Урок 31. Контрольная работа по теме «Компьютерные презентации»

Урок 32. Глобальная компьютерная сеть Интернет

Урок 33. Работа с браузером

Урок 34. Просмотр веб-страниц.

Урок 16. Решение задач на составление линейных алгоритмов


Цели урока:

• закрепление материала предыдущих уроков;

• формирование умений составлять простейшие линейные алгоритмы и программы;

• развитие логического и алгоритмического мышления;

Тип урока: закрепление изучаемого материала.

Учащиеся должны уметь составлять простейшие программы с использованием арифметических операций и выражений.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика, 7», § 13; раздаточный материал (приложение к уроку 16); ЭСУ Algo7: примеры 13_1—13_2.

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний и закрепление умений предыдущего урока (индивидуальная и фронтальная формы работы). Предложите учащимся проверить степень усвоения материала предыдущего урока с помощью теста (приложение к уроку 16) с последующей коррекцией знаний при фронтальном сравнении ответов учеников с эталоном.

В ходе фронтальной беседы проверьте наличие и правильность выполнения домашнего задания (упражнение 2 § 12) с целью выявления проблем, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении домашнего задания. Дайте рекомендации по их устранению.

2. Составление линейных программ (фронтальная форма работы). Разберите вместе с учащимися алгоритмы решения задач 1, 2 из § 13.

3. Самостоятельная работа. Предложите учащимся самостоятельно или под руководством учителя выполнить программу summa_deneg из § 13 для различных исходных данных. Далее предложите слабым учащимся изменить программу summa_deneg так, чтобы она решала следующую задачу.

Петя купил в магазине N порций мороженого по цене P рублей и K плиток шоколада по цене S рублей. Сколько всего денег потратил Петя?


Сильным учащимся предложите самостоятельную работу на составление программ для решения задач упражнений 5, 6 (§ 13).

Дополнительно любознательным ученикам можно предложить составить программу, которая вычисляет сумму цифр данного трехзначного числа и выводит на экран результат.

О т в е т:

Var à,c1,c2,c3:integer;

Begin

Write(‘введите трехзначное число’);

Readln (a);

c1:=a div 100; { выделение первой цифры }

c3:=a mod 10; { выделение последней цифры }

a:=a div 10;

c2:=a mod 10; {выделение 2 цифры}

Writeln(‘сумма цифр=’,c1+c2+c3);

End.

4. Подведение итогов урока. Подведите итоги самостоятельной работы. Проинформируйте учащихся о реальных результатах достижения целей изучаемой темы. Выставьте отметки.

5. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Изучить материал § 13, выполнить упражнение 1.

Урок 17. Решение задач на составление линейных алгоритмов


Цели урока:

• закрепление материала предыдущих уроков;

• развитие умений составлять линейные программы;

• развитие логического и алгоритмического мышления;

Тип урока: комбинированный.

Учащиеся должны уметь составлять и реализовывать линейные программы.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика, 7», § 13; раздаточный материал (приложение к уроку 17); ЭСУ Algo7: примеры 13_3—13_4.

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний и закрепление умений предыдущего урока (частично-поисковый метод обучения, фронтальная и групповая формы работы). В ходе фронтальной беседы проверьте наличие и правильность выполнения домашнего задания (упражнение 1 § 13); выявите проблемы, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении домашнего задания с целью коррекции знаний.

Разделите учащихся на 3 группы. Предложите учащимся каждой группы исправить ошибки в алгоритмах и представить результат (приложение к уроку 17).

Осуществите актуализацию знаний и мотивацию учащихся на практическое использование учебного материала с опорой на знания и умения, полученные на предыдущих уроках.

2. Составление алгоритмов (фронтальная форма работы). Разберите вместе с учащимися алгоритмы решения задач 3, 4 (§ 13).

3. Самостоятельная работа.

Предложите учащимся самостоятельно или под руководством учителя выполнить программу skor из § 13 для различных исходных данных. Далее предложите учащимся на основе алгоритма программы skor выполнить упражнение 7 (§ 13).

Если останется время, предложите учащимся следующее задание.

Даны расстояния между тремя населенными пунктами по железной дороге: поселок Заславль находится на расстоянии L км от города Молодечно, а поселок Вязынка — на расстоянии K км. При этом поселки Заславль и Вязынка расположены в одном направлении вдоль одной дороги от города Молодечно.

Составить программу для вычисления расстояния между поселками Заславль и Вязынка.

О т в е т:

Var L,K: integer;

Begin

Write(‘Введите расстояние до Заславля‘);

Readln(L);

Write(‘Введите расстояние до Вязынки‘);

Readln(K);

Writeln(‘Расстояние между Заславлем и Вязынкой равно:’, abs(L-K),’км’);

End.

Дополнительно любознательным ученикам можно предложить составить программу для решения следующей задачи.

Дорожка шириной в одну плитку и длиной L м выложена квадратными плитками с длиной стороны T см. Сколько целых плиток понадобится? Какой длины кусок плитки надо отрезать, чтобы замостить ту часть дорожки, на которую уже не поместится целая плитка?

Составьте программу для решения задачи.

О т в е т:

Var L, T: integer;

Begin

Write(‘введите длину дорожки: ‘);Readln(L);

Write(‘Введите сторону плитки: ‘); Readln(T);

Writeln(‘Количество целых плиток: ‘, L*100 div T,

’Надо отрезать‘, L*100 mod T,’ ñì. ‘);

End.

4. Подведение итогов урока. Оцените работу групп учащихся и успешность достижения цели на уроке. Дайте рекомендации по устранению пробелов в знаниях и умениях.

5. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Повторить материалы § 11—13.


Урок 18. Практическая работа на составление линейных алгоритмов


Цели урока:

• проверка уровня усвоения материала предыдущих уроков, уровня сформированности требуемых умений;

• развитие логического и алгоритмического мышления;

Тип урока: проверка и оценка знаний и умений.

Учащиеся должны уметь составлять линейные программы.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; раздаточный материал (приложение к уроку 18).

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала. Осуществите актуализацию знаний и мотивацию учащихся на практическое использование учебного материала с опорой на знания и умения, полученные на предыдущих уроках.

Проверку усвоения учебного материала осуществите с помощью теоретических (в форме теста) и практических уровневых индивидуальных заданий для самостоятельной работы (приложение к уроку 18).

2. Подведение итогов урока. Проанализируйте и оцените работы учащихся, проинформируйте учащихся о реальных результатах учения.

3. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Повторить материалы § 10—13.

Урок 19. Графические возможности языка программирования


Цели урока:

• закрепление материала предыдущих уроков;

• формирование представления о графических возможностях языка программирования, о командах рисования разноцветных точек и линий;

• развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления;

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Учащиеся должны уметь реализовывать линейные программы с использованием графических примитивов.

Программное и методическое обеспечение урока:
система программирования Pascal ABC, учебное пособие «Информатика, 7», § 14 (14.1—14.3); ЭСУ Algo7: примеры 14_1—14_4.

Методические рекомендации к уроку

1. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала (фронтальная форма работы).

Проведите анализ результатов самостоятельной работы предыдущего урока, акцентируйте внимание учащихся на типичных ошибках практической работы с целью проведения коррекции знаний.

Осуществите актуализацию знаний и мотивацию учащихся на практическое использование нового учебного материала с опорой на жизненный опыт учащихся. В частности, обратите внимание учащихся на то, что рисовать можно не только с помощью графических редакторов, но и с помощью языка программирования Паскаль.

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым методом, фронтальная форма работы). Сообщите учащимся, что в графическом режиме изображение на экране строится из точек — пикселей. Положение точки определяется двумя координатами: х и у. Обратите внимание учащихся на то, что координаты пикселя принимают только целочисленные значения,

поскольку в качестве координат используются порядковые номера пикселей по горизонтали и вертикали. Координаты пикселя ограничены нулем (левый верхний угол графического окна) и размерами графического окна. Приведите примеры координат пикселя с помощью рисунка 3.4 учебного пособия (§ 14).

Далее скажите о необходимости подключения библиотечного модуля GraphAbc в разделе описаний с помощью зарезервированного слова Uses (подключить), так как команды рисования геометрических фигур хранятся в данном модуле.

Обратите внимание учащихся на то, что рисование осуществляется в специальном графическом окне. Возможность рисовать одновременно в нескольких окнах в Pascal ABC отсутствует.

В ходе фронтальной беседы разберите вместе с учащимися п р и м е р ы 1—3 из § 14; обсудите, как задаются размеры графического окна, цвет линий и точек, с помощью каких команд рисуются линии и раскрашенные замкнутые фигуры.

3. Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная или парная работа). Предложите учащимся занять свои места за компьютером, загрузить систему программирования Pascal ABC, программы п р и м е р о в 3, 4 из § 14 и выполнить их, меняя цвет пера и координаты точек.