Файл: Учебнометодическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения Под редакцией Г. А. Заборовского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ОТ АВТОРОВ

ПОВТОРЕНИЕ

Урок 1. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с мышью и клавиатурой

Урок 2. Виды информации

Урок 3. Информационные процессы.

Т е м а 2. АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА

Урок 4. Устройства компьютера

Урок 5. Назначение и элементы интерфейса операционной системы. Объекты операционной системы

Урок 6. Работа с окнами и меню операционной системы

Урок 7. Назначение файловой системы. Понятие о файловых менеджерах. Программа Проводник

Урок 8. Операции с объектами файловой системы

Урок 9. Практическая работа с объектами файловой системы

Урок 10. Понятие о локальной компьютерной сети

Т е м а 3. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Урок 11. Среда программирования

Урок 12. Основы языка программирования

Урок 13. Организация ввода и вывода данных

Урок 14. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения

Урок 15. Стандартные функции. Преобразование типов числовых данных

Урок 16. Решение задач на составление линейных алгоритмов

Урок 17. Решение задач на составление линейных алгоритмов

Урок 18. Практическая работа на составление линейных алгоритмов

Урок 19. Графические возможности языка программирования

Урок 20. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей

Урок 21. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей

Урок 22. Самостоятельная работа на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей языка программирования

Те м а 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Урок 23. Понятие компьютерной презентации. Программа PowerPoint

Урок 24. Создание презентации

Урок 25. Вставка изображений. Использование коллекций

Урок 26. Использование декоративного текста

Урок 27. Использование фигур

Урок 28. Элементы мультимедиа

Урок 29. Использование эффектов

Урок 30. Создание презентаций по темам учебных предметов

Урок 31. Контрольная работа по теме «Компьютерные презентации»

Урок 32. Глобальная компьютерная сеть Интернет

Урок 33. Работа с браузером

Урок 34. Просмотр веб-страниц.


4. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Изучить материал § 1, ответить на вопросы 1—2, выполнить упражнение к § 1 [1].

Урок 3. Информационные процессы.


Цели урока:

• знакомство с информационными процессами передачи, хранения, обработки и поиска информации;

• формирование представлений о носителях информации; • развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип урока: комбинированный.

Учащиеся должны уметь приводить примеры информационных процессов и носителей информации.

Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика, 7», § 2; ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, фронтальная форма работы). Учащимся предлагается устно ответить на следующие вопросы:

Что такое информация?

С помощью каких органов чувств человек воспринимает и распознает информацию:

а) зрительную; в) вкусовую; б) звуковую; г) тактильную?

Приведите примеры текстовой, графической, звуковой и комбинированной информации.

С целью закрепления изученного материала учащимся предлагается разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1 . Орган человека, воспринимающий информацию о вкусе.

2. Вид информации, записываемой с помощью букв, цифр и знаков.

3. Вид информации, представленной в виде фотографий, рисунков.

По вертикали:

4. Вид информации, воспринимаемой органами слуха человека.

5. Орган человека, воспринимающий информацию о запахах.

6. Орган человека, воспринимающий форму, объем и цвет предметов.

О т в е т ы: 1 — язык, 2 — текстовая, 3 — графическая, 4 — звуковая, 5 — нос, 6 — глаз.

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).

Сформулируйте определение информационных процессов.

Предложите учащимся привести примеры процессов передачи информации. Обратите внимание на то, что процесс передачи информации всегда предполагает наличие источника и приемника информации. Учащимся также необходимо привести примеры источников и приемников информации.

Предложите привести примеры процессов хранения информации. Сформулируйте определение носителя информации.



Используя рисунок 1.1 учебного пособия [1] и/или ЭСО [3], обсудите примеры носителей информации. Можно предложить учащимся привести примеры процессов поиска и обработки информации.

3. Закрепление нового материала (частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы) включает следующие задания:

З а д а н и е 1. Определить, кто (или что) является источником, а кто (или что) — приемником информации в следующих ситуациях:

а) человек снимает показания электрического счетчика

б) лиса бежит по следу;

в) с компьютера на мобильный телефон отправляется сообщение.

З а д а н и е 2. Определить, к каким информационным процессам — хранению, передаче, поиску или обработке информации — относятся следующие действия:

а) игра на баяне;

б) прослушивание прогноза погоды по радио;

в) просмотр журнала с каталогом новой одежды;

г) решение задачи по математике;

д) редактирование текста в компьютере;

е) запись телефона в электронный справочник из бумажного блокнота.

3. Подведение итогов урока. Предложите учащимся кратко сформулировать изученные на уроке понятия: информационные процессы, носители информации. При необходимости

уточните и обобщите ответы.

4. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Изучить материал § 2, выполнить упражнения 2, 3 к § 2.

Т е м а 2. АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА

Урок 4. Устройства компьютера


Цели урока:

• расширение и углубление знаний об аппаратном обеспечении компьютера;

• воспитание бережного отношения к компьютерной технике.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Учащиеся должны знать назначение процессора, памяти, устройств ввода/вывода.

Техническое, программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика, 7», § 3; имеющиеся в кабинете информатики устройства компьютера, ЭСУ7—4, ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала (фронтальная форма работы).

Перед объяснением нового материала с целью актуализации представлений учащихся об аппаратном обеспечении компьютера предложите им перечислить основные функциональные блоки ПК. Особое внимание уделите оборудованию, установленному в школьном кабинете информатики.


2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с проблемным, фронтальная форма работы). После перечисления учащимися известных им блоков компьютера и имеющихся в кабинете информатики устройств, перейдите к формированию понятия аппаратное обеспечение.

Продемонстрируйте открытый системный блок (и/или его изображение). Обратите внимание на размещенные внутри его устройства (компоненты). Предложите назвать возможные выполняемые им функции (защита внутренних компонентов от повреждения, изоляция пользователя от проводников электрического тока или вращающихся деталей и др.).

Учащимся предлагается найти ответ на проблемные вопросы:

Какие функции, на ваш взгляд, могут выполнять внутренние устройства системного блока компьютера?

Как связаны возможности персонального компьютера с характеристиками его внутренних устройств?

Для поиска ответов следует перейти к обзору устройств (материнской платы, процессора, оперативной памяти, постоянного запоминающего устройства, накопителей на жестких магнитных дисках, шин, адаптеров) и рассмотрению их основных параметров. Обратите внимание на то, что основные возможности компьютера определяются параметрами его процессора, памяти, материнской платы и другого аппаратного обеспечения.

При возможности следует сочетать демонстрацию изображений (презентации с помощью проектора или рисунков 2.1— 2.5 учебного пособия [1]) и реальных устройств: материнской платы, процессора, памяти, жесткого диска и другого оборудования.

При демонстрации открытого системного блока необходимо подчеркнуть, что снимать защитный кожух системного блока можно только при условии выполнения правил электробезопасности и наличия соответствующей квалификации. Даже при соблюдении указанных правил вероятность повредить дорогостоящее оборудование довольно высока.

После обзора внутренних устройств перейдите к рассмотрению внешних (или периферийных). Обратите внимание учащихся на следующие особенности:

I. Внешние устройства позволяют значительно расширить возможности компьютера по обработке информации.

II. Для каждого вида обрабатываемой на компьютере информации требуется определенный набор оборудования: например, для ввода изображений — сканер; для ввода и обработки звука — микрофон и акустические системы, для ввода видеоинформации — видеокамера.


Рассказ об устройствах компьютера следует сопровождать демонстрацией статичных и динамичных иллюстраций и презентаций. Наиболее эффективны интерактивные анимации и модели, например flash: ЭСУ7—4 [2].

3. Закрепление изучаемого материала (репродуктивный метод обучения, фронтальная форма работы). Предложите учащимся ответить на вопросы 1—3 к § 3 [1]. Обсудите возможности и основные характеристики имеющегося в кабинете информатики оборудования.

Дополнительно любознательным учащимся можно предложить рассмотреть характеристики и возможности современных устройств, используя справочную систему

ЭСО [3].

4. Подведение итогов урока. Предложите учащимся кратко сформулировать изученные на уроке понятия:

а) аппаратное обеспечение (совокупность всех устройств компьютера);

б) внутренние устройства системного блока (материнская плата с размещенным на ней процессором, оперативная память, ПЗУ, жесткий диск). Их характеристики определяют

основные возможности компьютера;

в) внешние устройства компьютера (монитор, принтер, сканер, веб-камера) расширяют возможности компьютера по обработке информации.

При необходимости уточните и обобщите ответы.

4. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Изучить материал § 3 [1], обдумать ответы на вопросы 4, 5 к § 3.