Файл: Правовые основы государственного социального страхования в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Глава 1. Правовые основы государственного социального страхования в России

1.1. Понятие и сущность государственного социального страхования

1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности фондов государственного страхования

Глава 2. Виды государственного социального страхования и их значение в системе социального обеспечения

2.1.

Введение


Социальное страхование как система, регулируемая государством, возникла в условиях определенного уровня развития общества, экономики и финансовых отношений и это можно рассматривать как великое изобретение общества и экономистов, так как отражает объективные потребности и интересы его развития.

Традиции государственного регулирования социального страхования в России насчитывают несколько столетий, и текущее состояние системы социальной защиты населения обязывает продолжать и развивать усилия органов законодательной и исполнительной власти по совершенствованию материального обеспечения граждан, временно или постоянно утративших трудоспособность вследствие действия различных социально значимых факторов. Данный институт является результатом осознанного применения страховых отношений в целях государственного регулирования действия социальных рисков.

Государственное социальное страхование - система социальной защиты, основанная на страховых взносах, гарантирующая получение денежного дохода в старости, в случае болезни, инвалидности и в других установленных законом случаях, а также медицинское и другие виды обслуживания.

Государственное социальное страхование носит обязательный характер, что выражается в обязательности уплаты страховых взносов и в обязательности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности
, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что актуальность выбранной темы заключается в том, что государственное социальное страхование в его различных организационно-правовых формах затрагивает интересы практически всего населения России.

Объектом исследования является государственное социальное страхование и его значение в системе социального обеспечения.

Предмет исследования - действующие нормы права, определяющие правовой режим регулирования деятельности государственного социального страхования.

Целью исследования является анализ и изучение понятия государственного социального страхования и его значение в системе социального обеспечения в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать государственное социальное страхование и его организационно-правовые формы;

- ознакомиться с основными направлениями деятельности фондов государственного социального страхования;

Методологическую основу данного исследования составляет общенаучный метод познания - диалектический. Наряду с этим применялись и иные методы исследования: историко-юридический, формально-логический, статистический, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.

В настоящее время изучению рассматриваемой темы уделяется достаточно много внимания в научной литературе гражданского, трудового права и права государственного социального страхования граждан. Наибольший вклад в тему исследования государственного социального страхования и его организационно-правовых форм внесли А. П. Архипов, К. Н. Гусов, А. В. Верховцев, Н. Н. Никулина, Т. А. Фёдорова, И. Л. Хоминич, Г. Б. Чекнокова, С. Ю. Янора и другие.



Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Глава 1. Правовые основы государственного социального страхования в России

1.1. Понятие, задачи и сущность государственного социального страхования



Государственное социальное страхование – это намерение государства сохранить за собой монопольное право управлять и контролировать определенный вид страхования. Как правило, это намерение подкрепляется федеральными законами, определяющими условия, виды страхования, круг лиц, на которых оно распространяется, а также порядок формирования и расходования бюджета страхового фонда.

Государственное страхование осуществляется через уполномоченную административную структуру, на которую по закону возлагается ответственность за управление определенным видом страхования.

Понятие «государственное страхование» и понятие «обязательное страхование» нередко смешивают, приравнивают их друг к другу, и, поставив между ними знак равенства, можно говорить об одинаковой форме страхования. Отсюда вытекает, что государственное социальное страхование является обязательным и распространяется преимущественно на работников наемного труда и членов их семей.

Суть государственного социального страхования заключается в возложении ответственности за наступление социального страхового риска (страхового случая) между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному страхованию, и государством.

Основными целями государственного социального страхования являются:

- обеспечение государственных гарантий в системе государственного социального страхования и имущественных интересов граждан России при наступлении страховых случаев;

- профилактика снижения уровня социального риска для трудового населения, компенсация при наступлении страховых случаев.

В соответствии с поставленными целями основными задачами государственного социального страхования в России являются:

- проведение единой государственной политики в сфере государственного социального страхования;

- формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества;


- соблюдение принципов государственного социального страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан на всей территории Российской Федерации.

Основные функции государственного социального страхования следующие:

- защитная функция заключается в поддержке финансового уровня застрахованного, если обычный источник доходов становится для него недоступным;

- компенсирующая функция направлена на возмещение ущерба с помощью материального возмещения заработка, а также оплату услуг на лечение и реабилитацию;

- перераспределительная функция выполняется тогда, когда социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным;

- стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по вопросам об уровне социальной защиты, распределении финансовой нагрузки между субъектами, участии в управлении социальным страхованием.

Существуют различные подходы к определению принципов организации государственного социального страхования. По нашему мнению, можно сформулировать четыре основных принципа:

1. Принцип трехсторонности предполагает участие в государственнос социальном страховании трех сторон: работника, работодателя и государства, что необходимо с точки зрения социально справедливого распределения ответственности между ними при финансировании социального страхования.

2. Принцип солидарности подразумевает взаимоподдержку и взаимопомощь всех участников социального страхования. Возможность осуществления этой задачи предполагает аккумулирование необходимых финансовых ресурсов за счет взносов субъектов страхования. Естественно, этот принцип предполагает перераспределение средств между различными социально-экономическими и демографическими группами застрахованных, а также перераспределение ресурсов между территориями. Некоторые ученые относят принцип солидарности к принципам социальной помощи (социального обеспечения), определяя его действие как независимость получаемых пособий от уплаченных работником ранее налогов или взносов.

3. Принцип личной ответственности означает личное участие застрахованного в формировании финансовой базы страховых фондов и является, по мнению большинства экономистов, основополагающим в социальном страховании.


Предоставленная правовая свобода гражданам сопряжена с ответственностью каждого гражданина – принимать самостоятельные решения по поводу того, каким образом ему участвовать в экономической жизни общества. Кроме того, участие работников в уплате страховых взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок. Делая регулярные страховые взносы, они обретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты.

4. Принципа самоуправления. Необходимость данного принципа очевидна. Это означает выведение из непосредственного государственного управления внебюджетных страховых фондов и однозначное отделение бюджетов страховых фондов от государственного и регионального бюджетов.

Если же говорить о важнейших принципах организации государственного социального страхования, то в эти принципы входят:

- принцип равновесие и отсутствие дискриминации, что подразумевает его распространение на всех членов страхуемых категорий населения независимо от пола, национального и социального происхождения, гражданства и места проживания;

- принцип солидарности и взаимопомощь при организации финансового обеспечения страховой защиты;

- принцип обязательность участия в соответствии с законом, что позволяет обеспечивать социальную защиту всем застрахованным, независимо от воли других субъектов страхования;

- принцип общая ответственность государства, что проистекает из природы прав в области социальной защиты;

 демократическое управление, что подразумевает участие представителей работников и работодателей в управлении социальным страхованием.

Преимущества осуществления социального страхования в обязательной государственной форме:

1. Наличие государственных гарантий осуществления выплаты страхового возмещения, которые провозглашены в Конституции РФ и обеспечиваются достаточно обширными финансовыми ресурсами.

2. Экономия на расходах ведения страхового процесса в связи с широтой расклада страховой суммы между всеми участниками обязательного страхования, т. е. всем населением страны и соответствующем снижении размера страхового риска, а также экономия на административных расходах в связи с единой системой управления страховым процессом.

3. Наличие у государства права принудительного изменения условий страхования в целях сохранения стабильности страхового процесса в условиях экономического кризиса – отмена отдельных видов государственных пособий, снижение их размера.