Файл: Программа исследования 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно полученным данным у пяти человек повышенный уровень агрессивности и у 1 человека низкий уровень агрессивности.

Далее была проведена психокоррекционная программа.

2.2 Проведение психокоррекционной программы



Структура и содержание программы

Для реализации программы «Волшебное путешествие по стране психологии» разработано перспективное планирование на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические приёмы работы с детьми. Программа состоит из 17 занятий, которые реализуются по 2-а занятия в месяц в течение учебного года. Занятия проводятся в подгруппах по 8-12 человек в кабинете психолога. Продолжительность одного занятия 30 минут. Объем материала, предлагаемого к каждому занятию, в силу объективных причин (количество детей, их индивидуальные особенности) иногда превышает необходимый, и может быть использован по усмотрению.

Программа состоит из восьми блоков, которые направлены на развитие определенного навыка, качества, умения. На работу с одной компетенции отводится по 1-2 занятия.

Блок №1: «В Розовой стране волшебницы Стеллы» (занятия № 3,4). Основная задача: формирование положительного отношения к своему «Я» и к близким людям.

Блок №2: «Фиолетовая страна бабочек» (занятие № 5,6). Основная задача: формирование представления о различных чувствах, эмоциях и их выражение.

Блок №3: «В Голубой стране у Жевунов» (занятие № 7,8). Основная задача: преодоление застенчивости, замкнутости и тревожности. 

Блок №4: «У Смелого Льва в царстве зверей» (занятие № 9). Основная задача: формирования умения распознавать свое актуальное настроение.

Блок №5: «Жёлтая страна волшебницы Виллены» (занятие № 10,11). Основная задача: развитие коммуникативных способностей.

Блок №6: «В Изумрудном городе» (занятие № 12,13). Основная задача: развитие навыков группового взаимодействия.

Блок №7: «В гостях у племени прыгунов – Маранов» (занятие № 14). Основная задача: коррекция агрессивного поведения

Блок №8: «Город Подземных Рудокопов» (занятие № 15,16). Основная задача: формирование умения конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Этапы реализации программы

Данная коррекционно-развивающая программа реализуется в четыре этапа, различающихся по своим задачам и по продолжительности, которые зависят от этапа развития группы.


  1. Ориентировочный этап (занятие №1). Задачи: ориентировка ребенка в обстановке; установление эмоционально-положительного контакта; знакомство с членами группы и правилами группового взаимодействия.

  2. Этап актуализации и объектирования типичных причин психоэмоционального напряжения (занятие №2). Задачи: актуализация и реконструкция типичных эмоциональных переживаний; диагностика поведения и эмоционального реагирования.

  3. Конструктивно-формирующий этап (занятие №3 - 16). Задачи: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие социальной и коммуникативной компетентности; развитие способностей к осознанию себя и своих возможностей; расширение осознания чувств и переживаний как своих, так и других; увеличение уровня самопринятия; формирование способности к произвольной регуляции своего поведения.

  4. Обобщающе-закрепляющий этап (занятие №17). Задачи: обобщение сформированных на предыдущем этапе компетенций; перенос нового позитивного опыта на практику повседневной жизни ребенка.

Структура занятий

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из трех частей.

I часть. Приветствие. Включает постоянный ритуал начала занятий и игры-упражнения, направленное на привлечение внимание ребенка к совместному занятию; помогает настроить детей на активную работу и контакт друг с другом; создать положительную мотивацию. Время провидения 5 минут.

II часть. Основная часть. Включает игры, направленные на формирование, развитие и тренировку способностей, навыков и умений, способствующих снижению психоэмоционального напряжения. Время провидения 20 минут.

III частьРефлексия. Включает обсуждение занятия с детьми, диагностика актуального эмоционального состояния и ритуал прощания. Для диагностики применяется тест «Цветовых предпочтений» Вайнер М.Э., где: белым цветом обозначается возбуждённое состояние; красным – восторженное; оранжевым – радостное; розовым – спокойное, беззаботное; синим – тревожное; чёрным – неудовлетворительное; фиолетовым – безразличное.

Все игры, упражнения, диагностические методики и приемы, использованные в данной программе, не являются оригинальными. Они достаточно известны и используются в других пособиях, коррекционных программах и тренингах.

Ожидаемые результаты после реализации программы:

  • Нормализация эмоционального состояния ребенка;

  • Повышение уверенности в себе;

  • Развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям;

  • Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников;

  • Сформированность коммуникативных и организаторских способностей;

  • Развитие сосредоточенности и способности к концентрации;

  • Снятие тревожности, страха перед агрессией.  


Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране психологии» может быть использована в детских садах общеразвивающего вида.

2.3. Повторная диагностика тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста



Таблица 2. Результаты тестирования после применения программы

п/п

Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо»

Методика «Несуществующее животное»

Методика Рене Жиля

1

средний уровень тревожности

устойчивое эмоциональное состояние

низкий уровень агрессивности

2

средний уровень тревожности

устойчивое эмоциональное состояние

низкий уровень агрессивности

3

средний уровень тревожности

устойчивое эмоциональное состояние

низкий уровень агрессивности

4

средний уровень тревожности

устойчивое эмоциональное состояние

низкий уровень агрессивности

5

низкий уровень тревожности

устойчивое эмоциональное состояние

низкий уровень агрессивности

6

средний уровень тревожности

устойчивое эмоциональное состояние

повышенный уровень агрессивности



Рисунок 4. Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо»
Согласно полученным данным после проведенной программы у пяти респондентов средний уровень тревожности и у одного так и остался низкий уровень тревожности.


Рисунок 5. Методика «Несуществующее животное»
Согласно полученным данным у всех респондентов после психокоррекционной программы у всех детей сформировалось устойчивое эмоциональное состояние.


Рисунок 6. Методика Рене Жиля
Согласно полученным данным пять респондентов имеют низкий уровень агрессивности и только у одного респондента остался повышенный уровень агрессивности.

2.4 Разработка рекомендаций для родителей детей с псих эмоциональной возбудимостью



Рекомендации родителям:

1. Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:

• Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познавательного содержания;

• Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;

• Отвечайте на все вопросы детей;

• Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть представления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.

2. Для развития личностной формы общения:

• Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках, например, рассказы Толстого Л. Н., Осеевой В. или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков героев выступает особенно ярко;

• Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребенка. При этом покажите ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах;

• Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;

• Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;

• Постоянно обращайте внимание ребенка на себя, на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия.

• Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.

Выводы по второй главе



В ходе исследования была проведена диагностика уровня агрессивности и тревожности у детей в возрасте 3-6 лет. Была разработана психокоррекционная программа. Проведенное повторное исследования подтвердило эффективность психокоррекционной программы. Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.


Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Рекомендации родителям, важно понимать, что при помощи таких рекомендаций, можно помочь ребенку с его психокоррекцией эмоциональных состояний.

Заключение



Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода – это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арттерапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинга, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции. При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка.