Файл: Программа исследования 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 2006 году Перейра определил детскую агрессию как повторяющееся поведение физического насилия (нападение, удары, толчки, бросание предметов), вербальное (неоднократные оскорбления, угрозы) или невербальное (угрожающие жесты, разбивание предметов), направленное на родителей, взрослых или других людей в окружении.

Насилие обычно происходит постепенно, начинается с экономического насилия, затем переходит в эмоциональный или психологический тип и заканчивается физическим насилием. Процесс достигает точки, когда все три типа насилия могут происходить одновременно.

Кроме того, было дано конкретное определение для обозначения детей и подростков, которые ведут себя исключительно агрессивно по отношению к своим родителям.

Это называется филио-отцовским насилием и представляет собой такое, при котором ребенок действует намеренно и осознанно, с желанием причинить ущерб, порчу и / или страдания своим родителям, неоднократно, с течением времени, и с непосредственной целью получения власти, контроля и подчинения своим жертвам для достижения желаемого посредством психологического, экономического и / или физического насилия.

Большинство исследований по этому вопросу показывают, что подростки мужского пола наиболее агрессивны. Хотя другие исследования не обнаруживают существенных различий между полами.

В частности, в Испании исследование, проведенное Ибабе и Хорегисаром в 2011 году, показывает, что мальчики чаще подвергаются физическому насилию, а девочки, с другой стороны, чаще совершают психологическое насилие.

Несколько исследований пытались выяснить, какие основные причины или факторы риска развития детской агрессии.

Все исследования совпадают в выводах о том, что существуют различные факторы, которые в совокупности могут предсказать появление агрессии. Эти факторы могут быть классифицированы на: индивидуальные, семейные, школьные или группы сверстников и сообщества.

Различные исследования показывают, что агрессивные дети и подростки демонстрируют низкую способность к сопереживанию, высокую импульсивность, низкую терпимость к разочарованию и низкую самооценку.

Также было замечено, что у этих детей наблюдается депрессивная симптоматика, чувство одиночества, низкая удовлетворенность жизнью и трудности в выражении эмоций или эмоциональном взаимодействии. Другие признаки, которые, как правило, проявляются, заключаются в том, что они раздражительны, ведут себя антисоциально, испытывают трудности с контролем гнева и эгоистичным образом действий.


Другие авторы сосредоточились на связанных с ними психопатологических расстройствах и указывают, что наиболее распространенными являются: расстройства настроения и / или тревоги, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, перемежающееся взрывное расстройство и оппозиционное вызывающее расстройство.

Различные исследования показывают, что способ, которым родители воспитывают ребенка, является одной из основных переменных, которые необходимо учитывать при развитии агрессивности. Непоследовательная дисциплина, открытая критика, наличие частых конфликтов с родителями и низкая эмоциональная сплоченность в семье являются факторами риска.

Так называемые небрежные, авторитарные и чрезмерно опекающие или разрешающие стили воспитания способствуют возникновению агрессивной динамики в семье и особенно у детей.

В последние годы исследования, похоже, указывают на то, что чрезмерно разрешительный стиль является одним из лучших предикторов появления поведенческих проблем у детей.

Этот стиль воспитания характеризуется отсутствием норм и правил, родители не берут на себя роль воспитателей, не установлены четкие границы, что подразумевает, что родители не считаются авторитетной фигурой, которую следует уважать.

Другим важным фактором риска является наличие насилия между родителями. Дети, ставшие свидетелями этой формы взаимоотношений, могут предположить, что насилие является законным, полезным и эффективным способом контролировать других, навязывать свои собственные критерии и разрешать конфликты.

Большинство исследований показывают, что у этих детей и подростков низкая успеваемость в школе, трудности с обучением, прогулы в старших классах, трудности адаптации и неприятие школы.

Психолог Хавьер Урра подчеркивает важность социологических факторов как причин, которые порождают или поддерживают насилие, и указывает среди этих факторов: существование насильственных социальных ценностей в современных обществах, поиск легкого успеха и вседозволенность неприемлемого поведения.

Это, вместе с воздействием насилия в средствах массовой информации и эволюцией общества, основанного на вознаграждении, а не на дисциплине, заставляет семьи чувствовать себя все более подавленными ситуацией и иметь все меньше ресурсов для ее решения.

Выводы по первой главе





  1. Теоретический анализ литературы по проблеме психокоррекционной работы с дошкольниками показывает, что эта работа должна быть направлена на развитие у детей навыков самоконтроля, управления своими эмоциями и умениями решать конфликты. Психокоррекция эмоциональных состояний детей дошкольного возраста должна проводиться в индивидуальном порядке, учитывая возрастные особенности каждого ребенка. Роль психокоррекционной работы с дошкольниками заключается в том, чтобы помочь им научиться выражать свои эмоции адекватно и контролировать свое поведение. Для этого необходимо использовать разнообразные методы и приемы, такие как игры, ролевые игры, техники дыхательной гимнастики и другие.

  2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста также необходимо учитывать при проведении психокоррекционной работы. Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) еще не имеют развитых навыков самоконтроля и часто проявляют агрессивность. В свою очередь, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже более уверенно контролируют свои эмоции, но могут испытывать тревожность в новых ситуациях.

  3. Анализ особенностей агрессивности и тревожности у детей дошкольного возраста показывает, что эти эмоциональные состояния могут быть вызваны различными причинами, такими как конфликты в семье, негативный опыт взаимодействия с окружающими, переутомление и др. Поэтому, психокоррекционная работа с дошкольниками должна быть направлена на выявление причин этих состояний и на их устранение. В заключение, психокоррекция эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является важной задачей для воспитателей и психологов. При проведении этой работы необходимо учитывать возрастные особенности детей и использовать разнообразные методы и приемы. Результатом психокоррекционной работы должно стать формирование у детей эмоциональной стабильности и уверенности в себе.



Глава 2. Исследование влияния психокоррекционных занятий на агрессивность и тревожность детей дошкольного возраста



2.1 Программа исследования


Цель: исследовать особенности влияния психокоррекционной работы на эмоциональных состояний детей дошкольного возраста – тревожности и агрессивности.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности развития детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать развитие эмоций в дошкольном возрасте.

3. Роль психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования: Психокоррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста.

Гипотеза - психокоррекционные занятия с детьми дошкольного возраста способствуют снижению детской агрессивности и тревожности

Методы исследования:

теоретические – анализ научной и научно-методологической литературы посвященной проблематике исследования;

практические – психолого-педагогическое исследование:

1) Для выявления тревожности тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо»

2) Для выявления эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения методика «Несуществующее животное»;

3) Для выявления уровня агрессивности был использована методика Рене Жиля.

Гипотеза - психокоррекционные занятия с детьми дошкольного возраста способствуют снижению детской агрессивности и тревожности.

2.2. Диагностика уровня тревожности детей дошкольного возраста



Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо»

Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:


а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Методика «Несуществующее животное»

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Методика Рене Жиля

Цель теста - исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:

1. Диагностический этап, на котором проводился комплекс методик направленных на выявление уровня агрессивности и тревожности.

2. Формирующий этап, на котором была внедрена разработанная программа, направленная на коррекцию агрессивности и тревожности.


3. Констатирующий этап, на котором проводилась повторная диагностика уровня агрессивности и тревожности.

В исследовании приняли участие 6 детей в возрасте 3-6 лет.

Результаты методик представлены в таблице 1 и на диаграммах:
Таблица 1. Результаты тестирования до применения программы

п/п

Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо»

Методика «Несуществующее животное»

Методика Рене Жиля.

1

повышенный уровень тревожности

неустойчивое эмоциональное состояние

повышенный уровень агрессивности

2

повышенный уровень тревожности

неустойчивое эмоциональное состояние

повышенный уровень агрессивности

3

повышенный уровень тревожности

неустойчивое эмоциональное состояние

повышенный уровень агрессивности

4

повышенный уровень тревожности

неустойчивое эмоциональное состояние

повышенный уровень агрессивности

5

низкий уровень тревожности

устойчивое эмоциональное состояние

низкий уровень агрессивности

6

средний уровень тревожности

устойчивое эмоциональное состояние

повышенный уровень агрессивности



Рисунок 1. Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо»
Согласно полученным данным у 4 человек повышенный уровень тревожности, у 1 средний и у 1 низкий уровень тревожности.


Рисунок 2. Методика «Несуществующее животное»
Согласно результатам второй методики «Несуществующее животное» 4 человека имеют неустойчивое эмоциональное состояние и 2 человека устойчивое эмоциональное состояние.


Рисунок 3. Методика Рене Жиля.