Файл: Лабораторная работа 1 план по дисциплине Современные информационные технологии в профессиональной деятельности Тема занятия Текстовые редакторы, табличные процессоры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 ПЛАН
По дисциплине: Современные информационные технологии в профессиональной деятельности
Тема занятия: Текстовые редакторы, табличные процессоры
Цель занятия: Ознакомиться с текстовыми редакторами и их пользовательским интерфейсом
Количество часов: 2
Задание 1:
− Изучить все вкладки диалогового окна Страница: Колонки, Сноска, Управление, Страница, Фон, Верхний/Нижний колонтитул, Обрамление.
− Научиться создавать колонтитулы.
− Пронумеровать страницы документа.
− Создать многоуровневый нумерованный список (как описано в за- дании).
− Построить таблицу, приведенную в приложении 1.
− Познакомиться с возможностями вывода документа на печать; уста- новки единиц измерения; преобразования таблицы в текст.
Основные понятия и определения: колонки, сноска, страница, фон, верхний/нижний колонтитул, обрамление, нумерация страниц.
Теоретические сведения Параметры страницы
Для установки параметров страницы в Open Office.org Writer использу- ется команда Формат→Страница, которая вызывает диалоговое окно Стиль страницы (Рисунок 20).
Для установления полей страницы используется вкладка Страница, в окнах которого можно установить:
-
Сверху — верхнее поле страницы; -
Снизу — нижнее поле страницы; -
Слева — левое поле страницы; 4.Справа — правое поле страницы.
В рамке Образец показан внешний вид страницы с выбранными пара- метрами. Если страница должна иметь зеркальные поля, необходимо в Раз- метке страницы выбрать Зеркальные поля. В результате вместо полей Пра- вое и Левое появятся поля Внутри и Снаружи.
В поле Формат бумаги можно выбрать размер страницы документа. В поле Ширина и Высота можно ввести соответствующие значения ширины и высоты.
Установить поля страницы можно также с помощью координатных ли- неек в режиме Линейка. В этом режиме на экране присутствуют и вертикаль- ная, и горизонтальная координатные линейки. На координатных линейках поля страницы обозначены серым цветом. Необходимо установить указатель мыши на границу серого и белого участка (он будет иметь вид ↔) и пере- тянуть ее в нужное место.
В поле Ориентация выбирается ориентация страницы. Переключатель книжная означает вертикальную ориентацию, альбомная — горизонтальную.
Приводка — выравнивание текста в выбранном стиле страницы по вер- тикальной сетке страницы.
Стиль ссылки – следует выбрать стиль абзаца, который будет использо- ваться как ссылка для выравнивания текста в выбранном стиле страницы. Высота шрифта, указанная в стиле ссылки, определяет интервал для верти- кальной сетки страницы.
Рисунок 20 – Настройка параметров страниц в OpenOffice. org Writer
Настройка единиц измерения
-
Запустить программу. -
В меню Сервис→Параметры→OpenOffice.org
Writer→Общие→Настройки→Единицы измерения следует выбрать Точка.
-
Тогда, например, при установке межстрочного интервала, будут ис- пользоваться единицы измерения ПТ.
Рисунок 21 – Настройка единиц измерения
Замечание! Прежде чем выбрать команду Вставка→Поля→Номер страни- цы следует курсор установить в соответствующем (нижнем/верхнем) ко- лонтитуле.
Нумерация страниц
В OpenOffice.org Writer пронумеровать страницы можно в три шага:
-
Если номера страниц должны быть сверху страницы необходимо включить верхний колонтитул командой Формат→Страница→Верхний ко- лонтитул, если же внизу страницы, то нужно включить нижний колонтитул командой Формат→Страница→Нижний колонтитул. -
Установить курсор в соответствующий колонтитул. -
Вставить номер страницы командой Вставка→Поля→Номер стра- ницы. Если нажать кнопку Дополнительно, то можно выбрать Фон и Обрам- ление. -
Выровнять номер страницы по левому краю, по правому краю или по центру с помощью кнопок панели инструментов.
Рисунок 22 – Кнопки выравнивания в OpenOffice.org Writer
Как убрать номер страницы с первого листа документа
Теперь убрать номер с первой страницы:
-
Формат – Стили (или F11) -
В окошке «Стили и форматирование» четвёртая кнопка «Стили страницы» -
«Первая страница» двойной клик.
Рисунок 23 – Диалоговое окно Стили и форматирование
Колонтитул документа
Колонтитулом называется текст, который печатается внизу или вверху каждой страницы документа. В колонтитул можно вывести название доку- мента, название фирмы, имя и фамилию автора и пр.
В OpenOffice.org Writer можно отдельно вставлять верхний и нижний ко- лонтитулы.
Верхний колонтитул:
Для добавления верхнего колонтитула необходимо выполнить команду Формат→Страница→Верхний колонтитул (Рисунок 24).
Если нужно распространить верхний колонтитул на поля страницы, следует вставить в него рамку.
Верхний колонтитул – нужно задать свойства верхнего колонтитула. Вкл. верхний колонтитул – добавление верхнего колонтитула к текущему стилю страницы.
− Одинаковое содержимое слева/справа - добавление нижнего колонтитула к четным и нечетным страницам. Этот параметр доступен только для стиля страницы По умолчанию.
− Левое поле – нужно ввести расстояние между левым краем страницы и ле- вым краем верхнего колонтитула.
− Правое поле – нужно ввести расстояние между правым краем страницы и правым краем верхнего колонтитула.
− Интервал – следует задать интервал между верхним краем текста докумен- та и нижним краем верхнего колонтитула.
− Использовать динамические интервалы – переопределяет параметр Интер- валы и позволяет расширить текст верхнего колонтитула в область между верхним колонтитулом и текстом документа.
− Высота – нужно задать требуемую высоту для верхнего колонтитула.
− Автоподбор высоты – высота верхнего колонтитула подбирается автома- тически в соответствии с вводимым содержимым.
− Поле предварительного просмотра - отображает текущее выделение для предварительного просмотра.
− Дополнительно – определение границы, цвета фона или узора фона для верхнего колонтитула.
Нижний колонтитул:
Те же самые параметры можно задать и для нижнего колонтитула.
Рисунок 24 – Закладка Верхний колонтитул в OpenOffice.org Writer Использование списков
В текстовых документах перечисления различного типа оформляются в виде списков. Различают следующие типы списков: Маркированный, Нумеро- ванный, Многоуровневый. Список форматируется как до ввода элементов, так и для уже набранных в виде отдельных абзацев элементов. Существует несколько различных способов форматирования списков:
− с помощью команды Формат→Маркеры и нумерация (Рисунок 25);
− с помощью команды Контекстного меню→Список;
− с помощью кнопок панели Форматирование
: <Нумерованный список> и
<Маркированный список>. При щелчке по этим кнопкам автоматически по- является панель Маркеры и нумерация, позволяющая управлять списком.
Рисунок 25 – Панель Маркеры и нумерация
Команда Формат→Маркеры и нумерация, выводит диалоговое окно
«Маркеры и нумерация» для выбора вкладки, соответствующей типу списка, для дальнейшей настройки: Маркированный – Маркеры, Изображения, Ну- мерованный – Тип нумерации, Многоуровневый – Структура.
Многоуровневый список создается с использованием кнопок «Уве- личить отступ» и «Уменьшить отступ», расположенных на панели инстру- ментов Форматирование.
Удалить список можно несколькими способами:
-
Стандартный способ удаления списка:-
выделить элементы, для которых осуществляется удаление форматов списка; -
выполнить команду Формат→ Маркеры и нумерация, кнопка <Уда- лить>.
-
-
Удаление списка с помощью кнопок панели Форматирования:
− выделить элементы, для которых осуществляется удаление форматов списка;
− отжать кнопку <Список> определенного типа на панели Форматирова- ние.
Для прекращения формирования списка также можно, находясь на пу- стой строке списка, нажать клавишу
Рисунок 26 – Диалоговое окно Маркеры и нумерация
Таблицы
Документы Open Office.org Writer часто содержат данные, оформлен- ные в виде таблицы. Таблица состоит из столбцов и строк, на пересечении которых находятся ячейки. В ячейках таблиц размещается информация произвольного типа: текст, числа, графика, рисунки, формулы и пр.
Способы создания таблиц
-
Новую таблицу можно создать с помощью команды главного меню Таблица→Вставить→Таблица, которая вызывает диалоговое окно для указа- ния размерности таблицы – числа строк и столбцов. После указания размер- ности создаваемой таблицы можно осуществить ее автоформатирование – кнопка Автоформат.
Рисунок 27 – Диалоговое окно Вставка таблицы
-
С помощью кнопки Таблица панели инструментов определяется кон- фигурация новой таблицы: при нажатой левой кнопке мыши закрашивается требуемое число столбцов и строк таблицы. -
Обрабатывать таблицу можно с помощью Стандартной панели инструментов Таблицы.
Рисунок 28 – Описание кнопок панели инструментов Таблица
Изменение структуры таблицы
-
Выделение строк и столбцов.
Строк: протянуть мышь по ячейкам строки.
Столбцов: установить указатель мыши над нужным столбцом, добить- ся, чтоб он принял вид черной вертикальной стрелки, и щелкнуть левой кла- вишей мыши.
-
Изменение размеров столбцов и строк. Столбцов.
− Зацепить мышью за метку границы столбца на линейке, добившись, чтоб указатель мыши принял вид черной двунаправленной стрелки ↔ (в том случае, если курсор установлен в поле таблицы) и протянуть в нужную сторону.
− Настроить указатель мыши на границе столбца непосредственно в поле таблицы, добившись чтоб указатель мыши принял вид черной дву- направленной стрелки и протянуть его в нужном направлении.
− Использовать п. м. Таблица→Свойства таблицы→Столбе → Шири- на столбца.
Строк.
− Зацепить мышью за метку границы строки на вертикальной ли- нейке, добившись, чтоб указатель мыши принял вид черной двунаправленной стрелки (в том случае, если курсор установлен в поле таблицы) и протянуть в нужную сторону.
− Настроить указатель мыши на границе строки непосредственно в поле таблицы, добившись чтоб указатель мыши принял вид черной дву- направленной стрелки, и протянуть его в нужном направлении.
Использовать Контекстное меню → Строка → Высота.
Рисунок 29 – Контекстное меню
3. Вставка столбцов и строк.
Столбцов. Выделить столбец, рядом с которым нужно вставить новый:
-
Использовать кнопку на панели инструментов Вставить столбец (столбец будет добавлен слева). -
Таблица – Вставить→ Столбцы. -
Использовать Контекстное меню→Вставить→Столбцы.
Рисунок 30 – Диалоговое окно вставки столбцов
Строк. Выделить строку, над которой нужно вставить новую:
-
Использовать кнопку на панели инструментов Вставить строку. -
Таблица→Вставить строку. -
Использовать Контекстное меню→Вставить→Строки.
1.1.1. Удаление строк и столбцов.
− Выделить удаляемый элемент таблицы, использовать команду Та- блица → Удалить→ Столбцы (Строки).
− Использовать контекстное меню команду Строка (Столбец) →Удалить строку (столбец).
5. Заголовки. Используется в случае необходимости автоматического повторения «шапки» таблицы на каждом новом листе. Выделяем «шапку» та- блицы, используем команду: Таблица → Повторять заголовки столбцов.
Преобразование таблицы в текст
Текстовый процессор позволяет преобразовать данные таблицы в текст и наоборот – текст в таблицу. Для этого следует выделить таблицу, в меню Таблица→Преобразовать→Таблицу в текст
Затем в появившемся диалоговом окне следует выбрать способ разделе- ния текста
Рисунок 31 – Окно выбора разделителя текста, получаемого после преобразования таблицы
Ранее набранный текст может быть преобразован с помощью команды Таблица→Преобразовать в таблицу при условии, что текст подготовлен с использованием специальных символов-разделителей колонок (табулятор, абзац, пробел и т. д.)
Оформление таблицы
Для оформления таблицы (обрамление, заполнение и пр.) используется панель Таблицы и границы.
Редактирование таблицы
Текст внутри ячейки таблицы редактируется обычным образом.
Выделение ячеек, строк, столбцов также как и для текста можно произ- водить либо с помощью клавиатуры (одновременно нажать клавишу
Также выделение можно производить с помощью команды Таблица, соответствующее выделение (строки, столбца или всей таблицы).
Печать документа
Перед печатью документа осуществляется проверка орфографии, про- смотр образа печатного документа с помощью команды Файл→Предварительный просмотр (или используя кнопку предварительного просмотра на панели Стандартная).
Затем задаются параметры страницы: поля, размер и ориентация бума- ги и некоторые другие. Для этого выполняется команда Файл, Параметры страницы.
Для печати документа можно использовать два способа: − Команду Файл→Печать;
− кнопку Печать на панели Стандартная.
Используя команду Файл→Печать можно задать параметры печати:
количество копий, номера выводимых на печать страниц, качество печати (с помощью кнопки Свойства).
Рисунок 32 – Окно печати документа
В поле окна Область печати можно задать количество печатаемых страниц:
-
−
Все – распечатка всего документа.
−
Страницы – следует указать нужные страницы через запятую, например:-
если нужно распечатать 3, 5 и 7 страницы следует внести эти номера через запятую; -
если нужно распечатать все страницы с 3 по 7, следует указать первую страницу диапазона и последнюю через тире 3–7;
-
− Выделение – распечатка выделенного диапазона.
Можно задать нужное количество копий печати и упорядочить их.
Кнопка Печать на панели Стандартная служит для печати всего до-
кумента с предварительно заданными параметрами.
В целях экономии тонера можно задать экономное качество печати: в окне печати выбрать кнопку Свойства→Окончательная обработка→Экономия тонера.
Задание
-
Создайте новый документ. -
Введите предложенные преподавателем элементы списка как отдель- ные абзацы. -
Скопируйте введенные данные ниже. -
Сформируйте список типа Маркированный, выполнив следующие действия:
− выделите элементы списка;
− выполните команду Формат→ Маркеры и нумерация;
− выберите вкладку Изображение;
− установите указанные преподавателем параметры и нажмите кноп- ку
-
Повторите действия п.4, используя Нумерованный список. -
Повторите действия п.4, используя Многоуровневый список. При создании многоуровневого списка опишите строку меню (см. приложение Б задание 7). -
Сохраните и закройте созданный документ. -
Создайте новый документ. -
Создайте таблицу, приведенную в приложении 1. -
Задайте обрамление таблицы:-
Внешние границы жирные синим цветом. -
Внутренние – пунктирной линией красного цвета. -
Заливку «шапки» таблицы задать светло-голубую.
-
Задание 2:
1. Связать гиперссылками два документа.
Основные понятия и определения: закладка, гиперссылка,
Гиперссылка – цветной подчеркнутый текст или графический объект, по щелчку которого выполняется переход к файлу, фрагменту файла или веб- странице в интрасети или Интернете.
Создание гиперссылки
Процесс создания гиперссылки состоит из двух этапов. Первый этап — установка закладки. Второй этап — определение ссылок на эту за- кладку. Создаем два файла. В первом необходимо расставить закладки, во втором – определить ссылки.
Этап 1. Установка закладок.
− Установить текстовый курсор в место, куда требуется поместить за- кладку.
− Записать, используя команду Вставка-Закладка, в поле Закладки имя устанавливаемой закладки. Имя закладки не должно содержать символов «пробел». При необходимости использовать в имени закладки несколько слов целесообразно записывать последние с заглавных символов без пробелов.
Рисунок 33 – Вставка закладки
− Нажать кнопку OK.
В результате в месте нахождения текстового курсора установится закладка.
Установившаяся закладка не просматривается на экране редактора, а ис- пользуется лишь при ссылке в документе на это место.
Этап 2. Определение ссылок:
-
Установить текстовый курсор в место, откуда требуется перейти по гиперссылке на установленную ранее закладку. -
Открыть диалоговое окно Добавление гиперссылки, используя ко- манду Вставка→Гиперссылка. -
Появится окно следующего вида:
Рисунок 34 – Диалоговое окно создания гиперссылки
-
В области Путь следует указать полный путь к документу, в котором установлена закладка -
Нажать на кнопку , в появившемся окне Ссылка на элемент в доку- менте выбрать Закладки→Применить.
Указать в диалоговом окне в пункте Дополнительные настройки имя закладки, на которую необходимо перемещаться при активизации гиперс- сылки.
-
Нажать кнопку Применить.
Все документы, которые будут связаны гиперссылками, реко- мендуется сохранять в одной папке.
Рисунок 35 – Диалоговое окно Ссылка на элемент в документе
Задание
1. Создать «электронный учебник», состоящий из двух документов.
Первый документ должен представлять собой содержание, где каждая гла-
ва является гиперссылкой на соответствующую закладку во втором доку- менте, который содержит сам текст электронного учебника. В конце каж- дой главы (кроме первой и последней) ЭУ необходимо создать следующие гиперссылки: Содержание, Назад, Вперед. Которые соответственно будут возвращаться к документу с содержанием, к предыдущей главе, к последу - ющей главе текущего документа. Для первой главы достаточно создать две ссылки: Содержание, Вперед. Для последней главы – Содержание и Назад.
Задание 3:
-
Создайте медаль «Самому красноречивому студенту», используя па- нели «Текстовые эффекты» и «Рисование» по образцу задания № 4 (Прило- жение Б). -
Создайте рисунок по образцу задания 3 приложения 2. -
Создайте поздравительную открытку по образцу задания 5 приложе- ния Б.
Основные понятия и определения: декоративный текст, объемная фигу- ра, группировка/разгруппировка графических объектов, взаимное расположе- ние графических объектов, обрамление и заливка фигур
Цель выполнения предложенных заданий не просто нарисовать домик и создать открытку, а научиться создавать объемные фигуры, совмещать их расположение, задавать графическим объектам обрамление и заливку; созда- вать надписи для графики, использовать автофигуры, совмещать текст и гра- фику и пр.
Создание объекта текстового эффекта
− На панели инструментов Рисование щелкните значок Галерея текстовых эффектов.
− В диалоговом окне Галерея текстовых эффектов выберите стиль тексто- вого эффекта и нажмите кнопку «ОК».
Объект текстового эффекта будет вставлен в документ.
−Дважды щелкните объект, чтобы перейти в режим редактирования текста. − Замените стандартный текст эффекта своим.
− Чтобы выйти из режима редактирования текста, нажмите клавишу ESC.
Рисунок 36 – Окно выбора эффектов текста
Изменение объекта текстового эффекта
-
Щелкните объект.
Откроется панель инструментов Текстовые эффекты. Если панель инструментов Текстовые эффекты не видна, выберите пункт меню Вид – Панели инструментов – Текстовые эффекты.
-
Щелкните значок на панели инструментов Текстовые эффекты.
Доступны следующие значки (назначение кнопок дается последователь- но слева на право):
-
«Галерея текстовых эффектов» — добавляет объект текстового эффек- та (Рис. 36). -
«Форма текстового эффекта» — изменяет форму (Рис. 37). -
«Текстовый эффект с одинаковой высотой букв» — изменяет высоту букв -
«Выравнивание текстовых эффектов» — выравнивает текст -
«Межсимвольный интервал для текстового эффекта» — изменяет меж- символьные интервалы и кернинг.
Рисунок 37 – Назначения кнопок эффектов текста
Изменять созданный текст можно при помощи панели 3D.
Изменение других атрибутов текстовых эффектов
-
Щелкните объект текстового эффекта, чтобы выделить его. -
Выберите свойства на панели инструментов Свойства рисованного объек- та. Можно изменить ширину строк, цвет линий, цвет и стиль заливки и др.
Контрольные вопросы
-
Как вывести на экран панель инструментов «Рисование», для чего она применяется? -
Как нарисовать автофигуру и изменить ее размер, границу, заливку, тень, объем и повернуть ее и переместить? -
Что такое Текстовые эффекты? Как их использовать? -
Как вставить рисунок? Как выбрать обтекание текстом? -
Как изменить порядок наложения графических объектов друг на друга?
Задание 3: создать оглавление к текстовому документу.
Основные понятия, определения, рассматриваемые на данном занятии:
-
Стиль. -
Форматирование. -
Оглавление.
Теоретико-методическая часть
Документ может иметь заголовки нескольких уровней: заголовок пер- вого уровня, заголовок второго уровня и т. д. Для создания оглавления доку- мента необходимо выполнить следующие шаги.
Допустим, в документе имеются следующие элементы:
Для создания оглавления необходимо каждому элементу указать к какому уровню оглавления он принадлежит. Для этого следует выделить нужный участок текста, открыть меню «Стиль» на панели инструментов и вы- брать необходимый уровень заголовка из списка:
Рисунок 38 – Выбор стиля
Основной заголовок обозначается как «Заголовок 1», все последующие имеют убывающую важность. Соответственно Глава 1 имеет этот тип стиля, пункты 1.1–1.3 имеют тип «Заголовок 2», а подпункты 1.2.1–1.2.2 — «Заголо- вок 3». Каждый тип имеет свой стиль форматирования. Для изменения стиля откройте пункт меню Формат→Стили
Рисунок 39 – Выбор стиля Рисунок 40 – Изменения стиля
В появившемся меню выберите элемент, для которого вы хотите изме- нить форматирование, нажмите на него правой кнопкой и выберите «Изме- нить»:
Далее следует настроить стиль и форматирование заголовков:
Рисунок 41 – Настройка стиля
После выполнения всего вышеперечисленного выберите пункт меню Вставка→Оглавление и указатели→Оглавление и указатели:
Рисунок 42 – Выбор оглавления
В появившемся меню можно выбрать название оглавления и все его па- раметры. Для установления гиперссылок в оглавлении выберите вкладку «Элементы» и в строке структура вставьте начало (ГН) и конец (ГК) гиперс- сылки в ту часть оглавления, где она необходима и нажмите на кнопку «Все уровни» для применения ко всему оглавлению:
Рисунок 43 – Окно назначения параметров оглавления
Кроме стандартных стилей заголовков можно использовать стиль со- зданный самостоятельно.
Рассмотрим Структуру оглавления подробней:
− Установите те курсор на оглавление.
− Вновь вызовите окно настроек оглавления Вставка – Оглавление и указа- тели – Оглавление и указатели, выберите вкладку Элементы.
Рисунок 44 – Назначение элементов оглавления
− Посмотрите на строку Структура. Она представляет собой набор элемен- тов-кнопок и белых полей:
Рисунок 45 – Структура оглавления
-
Кнопка Э# представляет «номер главы», что означает номер заголов- ка не только для глав, но и для других уровней заголовков. -
Кнопка Э — это текст элемента. -
Кнопка Т представляет позицию (шаг) табуляции. -
Кнопка № представляет номер страницы. -
Белые поля — это пробелы.
Для того чтобы можно было быстро перейти к нужному разделу нужно создать гиперссылку.
Для добавления гиперссылки:
− В строке Структура, поместите курсор в белое поле слева от кнопки Э#
− Нажмите кнопку Гиперссылка. Кнопка ГН, представляющая начало ги- перссылки, появится в строке Структура.
Рисунок 46 – Назначение гиперссылок
− Поместите курсор в белое поле справа от кнопки Э.
− Снова нажмите кнопку Гиперссылка. Кнопка ГК, представ- ляющая конец гиперссылки, появится в строке Структура.
− Нажмите кнопку Все уровни, чтобы гиперссылки появились во всех имеющихся уровнях оглавления.
Рисунок 47 – Назначение гиперссылок
По умолчанию Writer создает оглавление с гиперссылками со стилем символа Интернет-ссылка. Т. е. оглавление получается с подчёркиванием. Если требуется оглавление без подчёркивания, но с гиперссылками – можно сменить стиль символа на Ссылка указателя (пролистать поле Стиль символов).
Рисунок 48 – Стиль символов