Файл: Литература по теме 30 Лекция Ключевые метрики стартапа. Оценка эффективности. Вопросы по лекции 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Расчет конверсия в первую покупку.
C1 = (Buyers / UA) * 100%
ARPPU = (Average Price – COGS) * ARC – 1st-COGS
ARPU = ARPPU * C1 где,
C1 (Conversion 1) — конверсия в первую покупку
Buyers - все покупатели/пользователи
UA (User Acquisition) — число пользователей в потоке
ARPPU (Average Revenue Per Paying User) — доход с одного платящего пользователя за некоторый промежуток времени (за период)
Average Price - средняя цена
ARPU (Average Revenue Per User) — сумма денег, которую приносит каждый пользователь в потоке (средний чек)
COGS (Costs Of Good Sold) — затраты на обеспечение продажи
1st-COGS — затраты на первую продажу
ARC — среднее число сделок на клиента
Разберем из чего состоят затраты на обеспечение продажи - COGS. COGS складывается из стоимость самого товара и всех затрат, связанных с единичной продажей. Например, доставка клиенту или эквайринг. В эту сумму не входят затраты на маркетинг. Другими словами COGS - это прямые расходы на себестоимость самого продукта. 1st-COGS - то же самое, что и COGS, но только в срезе первой покупки.
Например, в В2С при продаже Интернет-услуг– это стоимость Wi-fi роутера. Его стоимость необходимо включить в условия Договора при досрочном прекращении, чтобы не понести убыток. В В2В – это премия менеджеру за привод клиента.
Выводы.
Для того, чтобы метрики становились все лучше и лучше их необходимо тестировать и корректировать. Приведем некоторый алгоритм, который поможет в выявлении проблем в бизнесе:
-
Определить на каком этапе трекшн-карты (цикла развития стартапа) находится команда; -
Какие есть цели у команды? Например, доход 300 000 р. в месяц. -
Где узкие места в метриках? Соответствуют ли цифры тем обещаниям, которые были даны себе или инвесторам. Например, UA, CPA или ARPU, C1 или ARPPU. -
Поиск решения в инструментах, которые помогут вам изменить.
Не следует оценивать все метрики сразу. Нужно сфокусироваться на нескольких жизненно важных для стартапа. К таким метрикам можно отнести следующие (5 ключевых метрик для оценки стартапа):
-
число посетителей; -
сколько из них зарегистрировались; -
сколько поняли ценность продукта; -
возвращаются ли пользователи; -
сколько из них поделились вашим продуктом.
Не ленитесь делать сегментацию клиентов, чтобы определить наиболее прибыльные сегменты.
Ставьте правильные цели и считайте правильные метрики!
Вопросы для самопроверки
-
Что такое цикл «построения-измерения-обучения»? -
Что такое метрики стартапа? Назовите основные метрики. -
Приведите примеры “плохих” и “хороших” метрик. -
Что такое метод AARRR? Опишите его. -
Расскажите подробно о трех-четырех метриках. -
Что такое юнит-экономика? Опишите схему работы бизнеса. Как рассчитывается выручка и конверсия? -
Опишите алгоритм поиска проблем в бизнесе.
Литература по теме
Основная литература:
-
Эрик Рис. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Р. Эрик - М.: Альпина Паблишер; Москва; 2014 - 48 с. - Режим доступа - https://booksread-online.com/knigi-o-biznese/upravlenie-podbor-personala/page-58-119028-erik-ris-biznes-s-nulya-metod-lean-startup-dlya-bystrogo.html -
Денис Мартынцев. Взлом роста: Как ускорить развитие продукта и масштабировать бизнес. / Мартынцев Д. - М.: Альпина Паблишер, Москва; 2021 - 136 с. - Режим доступа - https://readli.net/chitat-online/?b=1113866&pg=1 -
Евдокимов Н. Как находить ключевые метрики бизнеса и правильно реагировать на проблемы: опыт Facebook, Airbnb и других компаний, 16.06.2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vc.ru/books/40170-kak-nahodit-klyuchevye-metriki-biznesa-i-pravilno-reagirovat-na-problemy-opyt-facebook-airbnb-i-drugih-kompaniy
Дополнительная литература:
-
vc.ru, 16 метрик стартапа: Финансовое состояние, качество продукта, уровень вовлечения пользователей, 01.09.2015 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vc.ru/flood/10276-16-startup-metrics -
Гулак Е., Вы вложились в стартап. На какие метрики смотреть?, 29.11.2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rb.ru/opinion/startap-metriki/ -
Антропова А., Продвижение по методу AARRR: 5 показателей, которые влияют на развитие бизнеса, дата обращения: 25.08.2021 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tilda.education/articles-aarrr-metrics -
Семенов А., Юнит-экономика: как оценить успешность бизнеса, 18.12.2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.uplab.ru/blog/unit-economics-how-to-evaluate-the-success-of-the-business/
Лекция 8. Источники финансирования технологических проектов. Презентация перед инвестором
Вопросы по лекции 8:
-
Стадии развития компании и источник инвестиций. Финансирование на первоначальных этапах. Краудфандинг. Стратегия финансирования за счет грантов, средств ВУЗов. Венчурное финансирование. -
Венчурные инвестиции на этапах жизненного цикла стартапа. Основные требования инвесторов и венчурных фондов. -
Инвестиционная презентация и ее необходимость. Структура инвестиционной презентации: что важно видеть инвестору.
Вопрос 1. Стадии развития компании и источник инвестиций. Финансирование на первоначальных этапах. Краудфандинг. Стратегия финансирования за счет грантов, средств ВУЗов. Венчурное финансирование.
Введение
В данной лекции будет рассмотрены следующие темы:
-
Источники инвестиций в технологический бизнес. -
Этапы и виды финансирования. -
Узнаем, кто такой инвестор, как он зарабатывает и где его искать. -
Поймем, из чего складывается стоимость стартапа, на что смотрят инвесторы. -
Разберем основы грамотного питча перед инвестором, структуру презентации.
На каждой стадии развития стартапа можно использовать разные источники для привлечения финансирования. Схематично это отражено на рисунке:
-
На стадии “Идеи” часто используют сбережения учредителей, деньги семьи, гранты, деньги, выигранные в конкурсе, кредиты -
На стадиях развития и последующего роста к указанным источникам добавляются бизнес-ангелы, венчурные фонды. -
На этапах расширения добавляется рынок акций (IPO).
Финансирование на первых этапах одновременно просто и сложно. Его можно охарактеризовать как бутстрэппинг - это развитие собственного небольшого бизнеса с нуля без привлечения инвестиций либо при минимальном участии внешнего капитала.
К доступным способам первоначального финансирования можно отнести:
-
собственные сбережения; -
заем у друзей и родственников; -
лизинговое приобретение необходимой аппаратуры; -
офис или мастерская на дому; -
работа без аренды помещения; -
приобретение не новых, бывших в употреблении агрегатов, инструментов, оборудования; -
кооперация при покупке материалов с другими такими же стартаперами.
Зачастую использование такого экономичного варианта привлечения ресурсов позволяет получить большую оптовую скидку. Кроме того, можно привлечь к проекту друзей и родственников, согласных работать на перспективу; оформить аренду помещения в складчину с другими фирмами; привлечь гранты; применять бартерный обмен неиспользованных товаров на нужные услуги; сотрудничать с наемными работниками вместо предоставления им постоянной работы и т. д.
Часто практикуют стратегию финансирования за счет 3F: Family, Friends, Fools, которая имеет ряд особенностей:
-
небольшой объем доступных финансовых средств; -
возможность относительно легкого получения средств у знакомых (родственники и друзья), способных оценить способности предпринимателя; -
наиболее подходящая стратегия для перевода компании на коммерческую деятельность и создания условий для ее последующего финансирования внешними инвесторами; -
предприниматель может ни с кем не делиться долей в компании на этой стадии.
Краудфандинг - это привлечение финансовых ресурсов от практически неограниченного числа людей для реализации продукта или услуги, проведения различных мероприятий, социальных, креативных или бизнес-проектов и др. через специальные площадки. Люди платят деньги за возможность получить продукт в последующем бесплатно или упоминаться при его продаже/рекламе (Kickstarter зарубежом, Boomstarter и Planeta.ru - в России). Краудфандинг позволяет собрать заявки и деньги на технологический продукт до его готовности. Многие стартапы используют краудфандинг как инструмент маркетинга, так как он помогает понять аудиторию продукта в будущем и ее интересы. В основном краудфандинг подходит для производственных стартапов, компаний, производящих ИТ или мобильные технологии.
Основные риски краудфандинга:
-
не собрать деньги на кампанию, потратив много ресурсов; -
не доставить продукт потребителю; -
неверно рассчитать объем необходимых средств.
Карта рынка краудфандинга в России
Стратегия финансирования за счет грантов, средств ВУЗов
Гранты и средства вузов, научных парков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий представляют собой третий по привлекательности (объему финансирования и стоимости капитала) источник после личных сбережений и бутстрэппинга на ранних этапах развития компании.
Преимущества стратегии:
-
Нефинансовая поддержка: предоставление бесплатно или на правах льготной аренды зданий, сооружений, коммуникационных сетей. -
Использование связей администрации, необходимых для поиска источников финансирования инновационной деятельности, партнеров и потенциальных потребителей инновационного продукта/услуги. -
Предоставление бесплатно или на льготных условиях сервисных услуг, необходимых для эффективной работы бизнеса, таких как ведение бухучета, юридическая консультация и т. п. -
Помощь в решении вопросов интеллектуальной собственности, связанных с использованием разработок и ноу-хау, созданных учеными-предпринимателями совместно с кафедрой или лабораторией при работе в университете.