Файл: Литература по теме 30 Лекция Ключевые метрики стартапа. Оценка эффективности. Вопросы по лекции 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегия использования венчурных инвестиций
Как правило, инвестор вкладывает средства в лидера и команду, рост метрик, а вот в идею или технологию нет. Инвестор ищет стартап, который решает значимую проблему, при решении которой есть много клиентов (большой рынок), желающих заплатить много денег. Стартап – это проект, который показывает постоянный, экспоненциальный рост. Инвестор ищет уникальную бизнес-модель.
Таким образом, можно сделать вывод, что к инвестору стоит обращаться тогда, когда вы трезво оценили свой расклад, понимаете цели и ожидания инвестора, а также то, как он может на вас заработать. Если у вас есть только идея, то оценка стартапа после привлечения финансирования $100-200К при чеке инвестора до $50K. Это большие риски для инвестора. Если у вас уже запущен продукт и есть первые метрики, которые можно продемонстрировать, то оценка стартапа после привлечения финансирования будет составлять уже $200-500K.
Вопрос 2. Венчурные инвестиции на этапах жизненного цикла стартапа. Основные требования инвесторов и венчурных фондов.
-
PRE-SEED
Команда: есть минимум 2 человека, один из которых инженер.
Продукт: есть MVP (минимальный ценный продукт).
Продажи: есть первые пользователи (50-100 продаж через B2C), или первые сделки ( 5 повторяемых продаж через B2B).
Стоимость стартапа после привлечения финансирования: 1-2 миллиона долларов.
-
SEED
Команда: сформирована профессиональная команда стартапа
Продукт: есть работающая версия продукта и планы развития продукта на ближайший год.
Продажи: есть клиенты и протестирован спрос, но нет проверенных и масштабируемых каналов продаж
Стоимость стартапа после привлечения финансирования: 2-5 миллионов долларов.
Для ранних стадий (pre-seed, seed) в качестве инвестора привлекают:
-
Бизнес-ангелов. Бизнес-ангелы - это частные инвесторы (физические или юридические лица), которые инвестируют собственные средства в компании на начальных стадиях развития, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога. -
Венчурные фонды ранних стадий. Венчурный капитал (от англ. venture capital) буквально означает высокорисковый капитал, т. е. такой капитал, который направляется на финансирование молодых быстрорастущих компаний в обмен на долю в их собственности с целью долгосрочного участия в управлении и осуществлении выхода на этапе максимальной рыночной стоимости, при этом такие инвестиции отличаются высокой степенью риска и высокой доходностью. -
ROUND A
Как правило, на этапе А состояние компании можно описать следующим образом:
Команда: сформирована, но нет уверенности, что она сможет эффективно масштабировать компанию
Продукт: есть продукт и длительный план его развития.
Продажи: есть, но нет подтверждения географического масштабирования.
Стоимость стартапа после привлечения финансирования: 10-20 миллионов долларов.
Понимая указанные составляющие можно понять, что для стадий масштабирования и развития компании (round A) можно привлечь:
-
Венчурные фонды, работающие на данной стадии. -
Стратегических инвесторов (крупные компании, которые действуют на данном рынке и рассматривают стартап в качестве финансовой инвестиции или объекта для покупки в будущем целиком).
На более поздних стадиях компании, когда ее стоимость оценивается в 50-100 миллионов долларов или даже больше (поздние стадии развития компании - round B, C, …) привлекают крупные венчурные фонды или фонды прямых инвестиций (Private Equity - инвестиции в частные непубличные компании).
На любом этапе развития компании должно быть понимание, ЗАЧЕМ нужны инвестиции и КАК зарабатывает инвестор.
Вспомним, что на разных стадиях жизненного цикла стартапа инвестиции привлекаются из разных источников:
-
идея, первый прототип – бизнес-ангелы; -
первые продажи, поиск бизнес-модели – акселераторы и фонды.
Если рассматривать сегменты интересов инвесторов и фондов, то можно выделить следующие:
-
SAAS; -
B2B; -
пользовательские сервисы; -
M2M; -
E-commerce; -
Cloud и Big Data.
Кроме того, фонды предъявляют определенные требования, влияющие на решение о финансировании к:
-
продукту:
-
наличие продукта; -
возможность продажи продукта; -
наличие плана развития продукта.
-
целевому рынку:
-
подтверждение наличия спроса на продукт; -
подтверждение наличия целевого рынка.
-
команде:
-
сформированная постоянная команда, работающая над продуктом; -
наличие технических специалистов высокого уровня в команде.
-
стратегии:
-
есть понимание, для чего необходимы инвестиции; -
есть реалистичная стратегия развития и масштабирования компании.
Довольно часто венчурные фонды отказывают в предоставлении инвестиций. Разберем случаи, в которых это происходит.
-
Нет продукта (или MVP). -
Стартап не попадает в фокус фонда (например, инвестирует только в биомедицину).
-
Неправильная стадия (все фонды ориентированы на разные стадии развития компаний. Например, только на компании со стоимостью более 100 миллионов долларов). -
Не целевой сегмент (все фонды ориентированы на разные узкие сегменты. Например, только на локальный рынок).
-
Несовпадение видения будущего со стороны фонда и со стороны стартапа. -
Не договорились про стоимость компании, ее оценку и множество других причин.
Где и как найти подходящий венчурный фонд:
-
Мероприятия про венчурные инвестиции (например, Сколково). -
Демо-дни акселераторов и венчурных платформ. -
Демо-дни хакатонов. -
Соцсети: LinkedIn и Facebook. -
Каталоги: CrunchBase, RusBase, etc. -
Через инвестиционных посредников. -
Клубы инвесторов (для поиска частных инвесторов). -
Тагетированная реклама в соцсетях - рекламный выход (для поиска частных инвесторов).
Обычно при принятии решения о вложении денежных средств инвесторы обращают внимание на:
-
Размер рынка (независимая оценка рынка). -
Команда проекта:
-
список участников команды; -
резюме, опыт и регалии; -
экспертизу, включая проведение личных интервью с командой.
-
Продукт (SWOT-анализ). -
Финансовая модель проекта, оценка стоимости компании сейчас и в будущем, права инвестора по корпоративному договору, на трешкн (скорость изменения ключевых метрик).
Большая часть диалога с инвестором строится на оценки стоимости компании (сколько она стоит до привлечения инвестиций). Оценка компании привязана к годовой выручке. Для eCommerce и игр, где присутствует невысокая маржинальность, - это объем от 1 до 5 годовых выручек. Для SaaS компаний (софт как услуга), где обычно высокая маржинальность, - это объем от 5 до 10 годовых выручек
Не надо строить компанию под продажу. Надо строить продаваемую компанию!
Вопрос 3. Инвестиционная презентация и ее необходимость. Структура инвестиционной презентации: что важно видеть инвестору.
Далее разберем, как презентовать себя потенциальному инвестору и что его интересует. Для встречи с инвестором подготавливают инвестиционную презентацию.
Задача инвестора – зарабатывать деньги. Инвестор не знаком ни с вами, ни с вашим проектом. Поэтому важно в презентации отразить информацию, отвечающую на следующие основные вопросы:
-
Что вы за люди? -
Как вы размышляете? -
Как вы относитесь к своему проекту? -
Сможете ли вы сделать то, о чем говорите? -
Как вы продаете? -
Как вы заработаете ему деньги? -
Вашу внимательность к деталям и аккуратность. -
Что Вы делаете и как на этом можно заработать?
Структура типичной инвестиционной презентации
-
Краткий питч сути вашего проекта (1 слайд). -
О вашем клиенте и его болях/потребностях. -
О вашем продукте и как он решает проблемы клиента. -
Как технологически устроен ваш продукт. -
Как устроен процесс продаж, привлечения клиентов. -
Метрики юнит-экономики продукта ( CAC, ARPU, LTV etc.). -
Размер рынка и ваших притязаний на долю рынка. -
Какой размер инвестиций требуется и как они будут потрачены. -
Как заработает инвестор в ваш проект (дивиденды, продажа бизнеса, ликвидационные преимущества). -
О рисках инвестора. -
О вашей команде.
На рисунке приведены рекомендации ведущих мировых акселераторов по подготовке презентации для инвесторов. Видно, что на некоторых этапах добавляется информация об учредителях, контрольные точки, трекшн, конкурентные преимущества и другое.
Подготовка питча для инвесторов (общие замечания по содержанию):
-
Для инвестора главным является ответ на три вопроса:
-
сколько денег требуется? -
какова доходность инвестиций? -
каковы риски вложения средств?
-
На слайдах поместить всю информацию по проекту невозможно, поэтому они должны быть с максимальной визуальной и с минимальной текстовой информацией. -
Следует избегать специальной терминологии, изложение должно быть понятно любому человеку без специального образования.
При подготовке презентации важно учесть следующие аспекты:
-
для презентации продукта и технологии инвестору важно видеть:
-
наличие killer-фич решения (уникальность); -
фокус на ключевой функциональности; -
высокую сложность копирования продукта; -
наличие у команды работоспособного прототипа; -
итоги тестов у реальных потребителей и их отзывы (хорошие метрики); -
простоту понимания/объяснения технологии и продукта клиентам и партнерам.