Файл: Литература по теме 30 Лекция Ключевые метрики стартапа. Оценка эффективности. Вопросы по лекции 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 7. Ключевые метрики стартапа. Оценка эффективности.

Вопрос 1. Цикл обратной связи «построить-измерить-изучить». Ключевые метрики стартапа. “Хорошие” и “плохие” метрики.

Вопрос 2. Модель AARRR Дэйва МакКлюра.

Вопрос 3. Ключевые метрики стартапа, типы и особенности. Признаки неудовлетворительной работы стартапа.

Вопрос 4. Понятие юнит-экономики. Алгоритм нахождения проблем в бизнесе.

Вопросы для самопроверки

Литература по теме

Лекция 8. Источники финансирования технологических проектов. Презентация перед инвестором

Вопрос 1. Стадии развития компании и источник инвестиций. Финансирование на первоначальных этапах. Краудфандинг. Стратегия финансирования за счет грантов, средств ВУЗов. Венчурное финансирование.

Вопрос 2. Венчурные инвестиции на этапах жизненного цикла стартапа. Основные требования инвесторов и венчурных фондов.

Вопрос 3. Инвестиционная презентация и ее необходимость. Структура инвестиционной презентации: что важно видеть инвестору.

Вопросы для самопроверки

Литература по теме


Стратегия использования венчурных инвестиций

Как правило, инвестор вкладывает средства в лидера и команду, рост метрик, а вот в идею или технологию нет. Инвестор ищет стартап, который решает значимую проблему, при решении которой есть много клиентов (большой рынок), желающих заплатить много денег. Стартап – это проект, который показывает постоянный, экспоненциальный рост. Инвестор ищет уникальную бизнес-модель.

Таким образом, можно сделать вывод, что к инвестору стоит обращаться тогда, когда вы трезво оценили свой расклад, понимаете цели и ожидания инвестора, а также то, как он может на вас заработать. Если у вас есть только идея, то оценка стартапа после привлечения финансирования $100-200К при чеке инвестора до $50K. Это большие риски для инвестора. Если у вас уже запущен продукт и есть первые метрики, которые можно продемонстрировать, то оценка стартапа после привлечения финансирования будет составлять уже $200-500K.



Вопрос 2. Венчурные инвестиции на этапах жизненного цикла стартапа. Основные требования инвесторов и венчурных фондов.


  1. PRE-SEED

Команда: есть минимум 2 человека, один из которых инженер.

Продукт: есть MVP (минимальный ценный продукт).

Продажи: есть первые пользователи (50-100 продаж через B2C), или первые сделки ( 5 повторяемых продаж через B2B).

Стоимость стартапа после привлечения финансирования: 1-2 миллиона долларов.

  1. SEED

Команда: сформирована профессиональная команда стартапа

Продукт: есть работающая версия продукта и планы развития продукта на ближайший год.

Продажи: есть клиенты и протестирован спрос, но нет проверенных и масштабируемых каналов продаж

Стоимость стартапа после привлечения финансирования: 2-5 миллионов долларов.

Для ранних стадий (pre-seed, seed) в качестве инвестора привлекают:

  1. Бизнес-ангелов. Бизнес-ангелы - это частные инвесторы (физические или юридические лица), которые инвестируют собственные средства в компании на начальных стадиях развития, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога.

  2. Венчурные фонды ранних стадий. Венчурный капитал (от англ. venture capital) буквально означает высокорисковый капитал, т. е. такой капитал, который направляется на финансирование молодых быстрорастущих компаний в обмен на долю в их собственности с целью долгосрочного участия в управлении и осуществлении выхода на этапе максимальной рыночной стоимости, при этом такие инвестиции отличаются высокой степенью риска и высокой доходностью.

  3. ROUND A

Как правило, на этапе А состояние компании можно описать следующим образом:

Команда: сформирована, но нет уверенности, что она сможет эффективно масштабировать компанию

Продукт: есть продукт и длительный план его развития.

Продажи: есть, но нет подтверждения географического масштабирования.

Стоимость стартапа после привлечения финансирования: 10-20 миллионов долларов.

Понимая указанные составляющие можно понять, что для стадий масштабирования и развития компании (round A) можно привлечь:



  1. Венчурные фонды, работающие на данной стадии.

  2. Стратегических инвесторов (крупные компании, которые действуют на данном рынке и рассматривают стартап в качестве финансовой инвестиции или объекта для покупки в будущем целиком).

На более поздних стадиях компании, когда ее стоимость оценивается в 50-100 миллионов долларов или даже больше (поздние стадии развития компании - round B, C, …) привлекают крупные венчурные фонды или фонды прямых инвестиций (Private Equity - инвестиции в частные непубличные компании).

На любом этапе развития компании должно быть понимание, ЗАЧЕМ нужны инвестиции и КАК зарабатывает инвестор.

Вспомним, что на разных стадиях жизненного цикла стартапа инвестиции привлекаются из разных источников:

  • идея, первый прототип – бизнес-ангелы;

  • первые продажи, поиск бизнес-модели – акселераторы и фонды.

Если рассматривать сегменты интересов инвесторов и фондов, то можно выделить следующие:

  • SAAS;

  • B2B;

  • пользовательские сервисы;

  • M2M;

  • E-commerce;

  • Cloud и Big Data.

Кроме того, фонды предъявляют определенные требования, влияющие на решение о финансировании к:

  1. продукту:

  • наличие продукта;

  • возможность продажи продукта;

  • наличие плана развития продукта.

  1. целевому рынку:

  • подтверждение наличия спроса на продукт;

  • подтверждение наличия целевого рынка.

  1. команде:

  • сформированная постоянная команда, работающая над продуктом;

  • наличие технических специалистов высокого уровня в команде.

  1. стратегии:

  • есть понимание, для чего необходимы инвестиции;

  • есть реалистичная стратегия развития и масштабирования компании.

Довольно часто венчурные фонды отказывают в предоставлении инвестиций. Разберем случаи, в которых это происходит.


  1. Нет продукта (или MVP).

  2. Стартап не попадает в фокус фонда (например, инвестирует только в биомедицину).

  • Неправильная стадия (все фонды ориентированы на разные стадии развития компаний. Например, только на компании со стоимостью более 100 миллионов долларов).

  • Не целевой сегмент (все фонды ориентированы на разные узкие сегменты. Например, только на локальный рынок).

  1. Несовпадение видения будущего со стороны фонда и со стороны стартапа.

  2. Не договорились про стоимость компании, ее оценку и множество других причин.

Где и как найти подходящий венчурный фонд:

  1. Мероприятия про венчурные инвестиции (например, Сколково).

  2. Демо-дни акселераторов и венчурных платформ.

  3. Демо-дни хакатонов.

  4. Соцсети: LinkedIn и Facebook.

  5. Каталоги: CrunchBase, RusBase, etc.

  6. Через инвестиционных посредников.

  7. Клубы инвесторов (для поиска частных инвесторов).

  8. Тагетированная реклама в соцсетях - рекламный выход (для поиска частных инвесторов).

Обычно при принятии решения о вложении денежных средств инвесторы обращают внимание на:

  1. Размер рынка (независимая оценка рынка).

  2. Команда проекта:

  • список участников команды;

  • резюме, опыт и регалии;

  • экспертизу, включая проведение личных интервью с командой.

  1. Продукт (SWOT-анализ).

  2. Финансовая модель проекта, оценка стоимости компании сейчас и в будущем, права инвестора по корпоративному договору, на трешкн (скорость изменения ключевых метрик).

Большая часть диалога с инвестором строится на оценки стоимости компании (сколько она стоит до привлечения инвестиций). Оценка компании привязана к годовой выручке. Для eCommerce и игр, где присутствует невысокая маржинальность, - это объем от 1 до 5 годовых выручек. Для SaaS компаний (софт как услуга), где обычно высокая маржинальность, - это объем от 5 до 10 годовых выручек

Не надо строить компанию под продажу. Надо строить продаваемую компанию!

Вопрос 3. Инвестиционная презентация и ее необходимость. Структура инвестиционной презентации: что важно видеть инвестору.


Далее разберем, как презентовать себя потенциальному инвестору и что его интересует. Для встречи с инвестором подготавливают инвестиционную презентацию.

Задача инвестора – зарабатывать деньги. Инвестор не знаком ни с вами, ни с вашим проектом. Поэтому важно в презентации отразить информацию, отвечающую на следующие основные вопросы:


  1. Что вы за люди?

  2. Как вы размышляете?

  3. Как вы относитесь к своему проекту?

  4. Сможете ли вы сделать то, о чем говорите?

  5. Как вы продаете?

  6. Как вы заработаете ему деньги?

  7. Вашу внимательность к деталям и аккуратность.

  8. Что Вы делаете и как на этом можно заработать?

Структура типичной инвестиционной презентации

  1. Краткий питч сути вашего проекта (1 слайд).

  2. О вашем клиенте и его болях/потребностях.

  3. О вашем продукте и как он решает проблемы клиента.

  4. Как технологически устроен ваш продукт.

  5. Как устроен процесс продаж, привлечения клиентов.

  6. Метрики юнит-экономики продукта ( CAC, ARPU, LTV etc.).

  7. Размер рынка и ваших притязаний на долю рынка.

  8. Какой размер инвестиций требуется и как они будут потрачены.

  9. Как заработает инвестор в ваш проект (дивиденды, продажа бизнеса, ликвидационные преимущества).

  10. О рисках инвестора.

  11. О вашей команде.

На рисунке приведены рекомендации ведущих мировых акселераторов по подготовке презентации для инвесторов. Видно, что на некоторых этапах добавляется информация об учредителях, контрольные точки, трекшн, конкурентные преимущества и другое.



Подготовка питча для инвесторов (общие замечания по содержанию):

  1. Для инвестора главным является ответ на три вопроса:

  • сколько денег требуется?

  • какова доходность инвестиций?

  • каковы риски вложения средств?

  1. На слайдах поместить всю информацию по проекту невозможно, поэтому они должны быть с максимальной визуальной и с минимальной текстовой информацией.

  2. Следует избегать специальной терминологии, изложение должно быть понятно любому человеку без специального образования.

При подготовке презентации важно учесть следующие аспекты:

  1. для презентации продукта и технологии инвестору важно видеть:

  • наличие killer-фич решения (уникальность);

  • фокус на ключевой функциональности;

  • высокую сложность копирования продукта;

  • наличие у команды работоспособного прототипа;

  • итоги тестов у реальных потребителей и их отзывы (хорошие метрики);

  • простоту понимания/объяснения технологии и продукта клиентам и партнерам.