Файл: Особенности формирования организационных структур проекта. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение. 2

Глава 1. Особенности формирования организационных структур проекта. 4

1.1 Основные понятия и принципы формирования организационных структур проекта. 4

1.2 Организационные структуры проекта: Преимущества и недостатки. 10

Глава 2. Общее описание проекта «ООО Поликлиника.ру» и особенности формирования его организационной структуры. 14

2.1 Основные характеристики реализации проекта «ООО Поликлиника.ру». 14

2.2 Анализ организационной структуры проекта «ООО Поликлиника.ру». 23

Заключение. 28

Список литературы. 30


Введение.


Актуальность темы. Организационная структура проекта – один из самых важных аспектов успешного развития проекта. Именно она отвечает за повышение эффективности работы, делая это за счет отладки бизнес-процессов, распределения полномочий и ответственности между различными уровнями управления, а также конкретизации обязанностей сотрудников. В связи с этим, каждая компания в своем проекте старается подобрать для себя самую удобную и результативную организационную структуру, которая значительно увеличит плодотворность ее работы. На практике применение основных типовых структур - это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Все требует упорядоченности и иерархичности. В условиях современной конкуренции предприятий в каждой сфере, грамотно построенная иерархия внутри компании напрямую влияет на ее конкурентоспособность и успех. В этих условиях развитие и совершенствование деятельности предприятия должно базироваться на глубоком знании его деятельности, что требует проведения всестороннего исследования процесса и системы управления.

Если для организации подобрать соответствующую организационную структуру проекта, то работа может пойти намного быстрее, благодаря четкому разграничению обязанностей каждого сотрудника, а также определение зоны ответственности каждого руководителя, что значительно облегчает работу для каждого, позволяя каждому сотруднику сосредоточиться на одной основной задаче, при этом не перегружая его дополнительной ответственностью.

Организационных структур существует 5 типов и без понимания их построения и основных характеристик выбрать подходящую будет трудно. К тому же надо понимать, какую цель преследует проект, от этого напрямую зависит то, какой тип будет выбран. Конкретно ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью выпускаемой продукции, производимых услуг.


Из-за такого большой значимости для проекта, организационную структуру выбрать довольно сложно и для того, чтобы выбрать самую эффективную организационную структуру, нужно провести глубокий и полный анализ и выявить преимущества и недостатки каждого ее вида. Именно этим обусловлена большая актуальность выбранной темы исследования для написания данной работы, поскольку данные из нее можно будет применять для понимания особенностей формирования организационных структур.

Подводя итог вышесказанного, цель исследования заключается в проведении анализа организационных структур в целом, а также в выявлении преимуществ и недостатков каждой из них.

Задачи исследования заключается в:

  1. Комплексном рассмотрении теоретического аспекта формирования каждого типа организационной структуры.

  2. Выявление преимуществ и недостатков типов организационных структур.

  3. Рассмотрение основных характеристик реализации проекта «ООО Поликлиника.ру».

  4. Изучение организационной структуры проекта «ООО Поликлиника.ру».

Объектом исследования являются организационные структуры в проектах.

Предметом изучения же будет являться организационная структура проекта «ООО Поликлиника.ру».

Глава 1. Особенности формирования организационных структур проекта.

1.1 Основные понятия и принципы формирования организационных структур проекта.


Проект — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.1

Каждыый проект имеет ключевые характеристики:

  1. Назначение проекта. Описываются новые продукты или услуги. Которые получит потребитель в результате реализации проекта.

  2. Стоимость проекта. Сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта.

  3. Объемы работ проекта. Количественные показатели работ проекта

  4. Сроки выполнения работ проекта. (даты начала, окончания, продолжительность).

  5. Ресурс проекта. Ресурсы требующиеся для осуществления проекта (оборудование, материалы, ᴨерсонал, программное обесᴨечение, производственные площади).

  6. Риск проекта. Определение рискованных событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект.

  7. Исполнители проекта. Сᴨециалисты и организации, привлеченные к выполнению работ проекта, их количественные характеристики, состав и квалификация.


Исполнители проекта – это команда проекта, которая формируется для его исполнения. Командная деятельность персонала организации занимает одно из приоритетных мест в теории управления проектами и управления организационными системами. Команда — это организационная структура, создаваемая на период осуществления всего проекта либо одной из фаз его жизненного цикла, объединенные общими интересами и совместной деятельностью (то есть, коллектив), которые обладают саморегуляцией, инициативностью и согласованностью, способные направить вектор движения в сторону нужного результата2. Наглядно и структурно она представлена на ОСУ проекта.

Огранизационная структура проекта – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл такой ОСУ состоит в том, чтобы собрать в одну группу или подразделение самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы.3

Основные принципы построения организационной структуры выделены в классическую модель системы управления Максом Вебером, известным немецким социологом, историком, философом и политическим экономистом. Он выделил пять основных принципов.

  1. Распределение обязанностей в соответствии со специализацией - Для достижения максимального результата сотрудники должны выполнять задачи, которые соответствуют их квалификации и компетенциям.

  2. Четкая иерархичность - Порядок возможен тогда, когда каждый менеджер руководит только своим структурным подразделением или штатом сотрудников, а у работников есть четкое представление, каким распоряжениям подчиняться.

  3. Наличие общих стандартов и правил - Сотрудники, занимающие аналогичные должности, должны соблюдать одинаковые для всех правила и выполнять работу в соответствии с общими стандартами.

  4. Обезличенность при выполнении должностных обязанностей - Личные качества и симпатии не должны влиять на принятие решений и качество выполнения задач.

  5. Защита от произвольных увольнений и возможность роста - Сотрудник, соответствующий критериям занимаемой должности, не может быть уволен без веских оснований. Повышение происходит в соответствии с уровнем квалификации, то есть шансы на карьерный рост выше у наиболее отличившегося сотрудника.



Самих же организационных структур в мировой и российской практиках существует всего 5 типов:

  1. Линейная (см. рис. 1) - самая простая оргструктура, согласно которой все распоряжения спускаются строго сверху вниз по четко обозначенной цепочке. Функции управления структурным элементом единолично выполняет непосредственный начальник. Без его участия вышестоящие руководители не вправе ставить задачи работникам, которые находятся у него в подчинении.



Рисунок 1. Линейная организационная структура.4

  1. Функциональная (см. рис. 2) - заключается в разделении предприятия на обособленные подразделения в соответствии с выполняемыми функциями.



Рисунок 2. Функциональная организационная структура.5


  1. Линейно-функциональная (см. рис. 3) - представляет собой органичное сочетание линейной и функциональной схем. Часть прав и обязанностей в такой структуре распределяются линейно, но на отдельных уровнях работают функциональные службы, главная задача которых – подготовка по запросу линейных управляющих сведений, необходимых для принятия взвешенных решений.




Рисунок 3. Линейно-функциональная орг. структура.6

  1. Дивизиональная (см. рис. 4) - Для дивизиональной ОСП характерно разделение на множество структурных единиц. Основой для департаментизации могут быть продукты, рыночные сегменты, географическое положение и другое. Например, продуктовая модель основана на выделении групп сотрудников вокруг различных продуктов или услуг. И чем их больше, тем больше подразделений.


Рисунок 4. Дивизиональная организационная структура.7

  1. Матричная - Самая сложная из практикуемых моделей, которая сочетает в себе преимущества функциональной и дивизиональной схем. Характерна для крупных организаций со своими исследованиями и разработками. Кроме стандартных функциональных структур в управлении деятельностью фирмы участвуют кураторы отдельных проектов (иногда привлеченные извне).

    Рисунок 5. Матричная организационная структура.8


К ключевым характеристикам современных оргструктур относят сложность, формализацию и централизацию.

Под сложностью понимают количество элементов в организации. Сложность координации деятельности компании увеличивается пропорционально степени специализации и разделения труда, количеству уровней в организационной структуре предприятия и разрозненности подразделений.

Наивысшая сложность структуры управления характерна для предприятий с широким перечнем узконаправленных видов деятельности и развитой филиальной сетью.

1.2 Организационные структуры проекта: Преимущества и недостатки.


В линейной организационной структуре можно отметить следующие преимущества и недостатки:

Таблица 1. Преимущества и недостатки линейной организационной структуры.9

Преимущества

Недостатки

Простота построения и реализации, за счет того, что распоряжения спускаются строго сверху вниз по четко обозначенной цепочке.

Концентрация власти в одних руках.

Согласованность действий исполнителей.

Сложность решения многоуровневых задач.

Четко выраженная ответственность. Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения

Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления.

Оперативность в принятии решений

Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений

Прозрачность системы карьерного роста.




В функциональнальной организационной структуре выделяются следующие преимущества и недостатки:

Таблица 2. Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры.10

Преимущества

Недостатки

Высокая степень профессиональной и деловой специализаций.

Малая осведомленность сотрудников о работе смежных подразделений.

Четкое распределение обязанностей и ответственности.

Концентрация управления функцией в одних руках.

Отсутствие необходимости в дублировании работы.

По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее

Высокая скорость принятия решений.

Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации.


Понятный порядок подчинения.

В центре внимания находятся люди, а не организация.