Файл: Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика конспект лекций.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 855
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова
ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками
ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире
ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России
ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны
ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность
ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие
ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система
ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология
ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача
ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс
ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования
ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования
ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс
ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт
ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования
ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения
ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения
ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение
ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение
ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение
ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей
ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей
ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений
ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система
ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе
ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов
ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога
ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения
ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики
ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения
ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов
ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции
ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика
ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль
ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль
ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе
ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе
ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке
ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе
ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания
ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение
ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
1) урок начинается с комплекса вводных упражнений, позволяющих психологически подготовить учеников к уроку;
2) затем идут строевые упражнения, ходьба, бег. Они обеспечивают общую разминку основных групп мышц;
3) подготовительные упражнения, направленные на разработку той части мышц, которая будет вовлечена в разучивание нового комплекса упражнений;
4) разучивание и отработка специального комплекса упражнений, которые входят в частичную задачу урока;
5) заканчивается урок группой спокойных упражнений, предназначенных для приведения организма в равновесие.
Физическое воспитание имеет большое значение для всего процесса обучения. Исследования психологов показали, что причиной неуспеваемости 85 % учащихся является нездоровье или физические недостатки. От общего здоровья и физических сил во многом зависят память, усидчивость и внимательность. Следовательно, укрепление физического здоровья способствует повышению интенсивности умственного труда.
Физическое воспитание облегчает человеку выполнение трудовых операций, так как приучает его к большей точности и направленности движений, соразмерности их силы с целью и т. п.
Физическое воспитание связано с эстетическим. Вдохновение художников нередко вызвано красотой здорового тела, грациозностью и ловкостью движений. Это необходимо знать ученикам.
Физическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы человек сам активно заботился о своем здоровье. Задача учителя состоит в том, чтобы привить любовь к спорту, к занятиям физической культурой, к ежедневной гимнастике и доказать необходимость этого на протяжении всей дальнейшей жизни.
Важны занятия физической культурой не только в определенные часы и дни недели, отведенные школьной программой. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности учащихся. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время лагерных сборов и т. п. Однако не стоит делать посещение секций обязательным, это наоборот «отпугнет» учащихся.
ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание
Общественное воспитание – это воспитание способности человека жить в обществе.
Общественное воспитание существовало уже в античности. Для Спарты было характерно высокая степень уничижения человеческих слабостей и человеческих жизней, что, конечно, на первый взгляд кажется ужасным, но это всего лишь необходимая потребность общества, в котором жили древние спартанцы, калеки им были не нужны, им были нужны физически здоровые сограждане. Хотя, по современным меркам, система все же чрезвычайно жестока. Спарта – это выдающийся феномен общественного воспитания, причем феномен как в плохом (в меньшей мере), так и в хорошем (в большей мере) смысле слова.
В Афинах же обучение хотя и носило общественный характер в целом, но было аристократическим, поэтому оно достигало лишь определенных целей. Однако общественное воспитание было, а то, что было четкое разделение на «аристократов» и рабов – это историческая примета. В Афинах развивалась система образования с отторжением от труда, он был недостоин свободного Афинянина.
Однако, это было ошибочно, уже на тот момент практика показывает, что материал усваивается лучше при непосредственном соприкосновении с объектом изучения или на примерах для непосредственной практики. Это уже нам привыкшим мыслить абстрактно, имеющих весьма приличный багаж знаний (по меркам того времени) легко воспринимать предмет обучения на слух, хотя скажем, маленькие дети даже в наше время сразу не в состоянии мысленно воспринимать информацию, то есть без примеров. В последствии некого времени это презрение к труду переняли древние римляне, хотя не сразу.
Вначале у римлян понятие «гражданин» было связано не только с его прямым значением, но и с понятием «хороший земледелец» и «хороший семьянин», то есть была любовь к труду, которая впоследствии была сведена к нулю. И эту лень утоляла поистине многомиллионная армия рабов.
Античная эпоха сыграла существенную роль в развитии народного образования и общественного воспитания
, но не более чем оформила народное образование и стала логическим заключением эпохи древности, которая хоть и делится на части, но не в истории образования.
Сегодня роль общественного воспитания определяется прежде всего тем, что человек должен быть не только образован, но и адаптирован к окружающему миру и людям.
Подготовка любого специалиста должна стать основательной, он должен быть не однобоко специализирован согласно западной идеологии, а всесторонне развитой и чрезвычайно высоко эрудированной личностью. Именно личностью, личностью в составе общества , а не отдельно от него. При этом с высокой степенью интеграции в общество, для принесения наибольшей выгоды обществу. Ведь человек не принадлежит себе, он принадлежит обществу, его воспитавшему, и пользу в первую очередь он должен нести не себе, а этому самому обществу. И, что важно, при этом не забывая о себе. Именно этому необходимо научить ребенка в школе. Задача учителя: не настаивать на своей точке зрения на общество, а предложить вариативную программу понимания системы общества. В этом и есть основа смысла воспитания сограждан в обществе.
ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание – это воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности.
Основные задачи эстетического воспитания:
1) развитие эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в окружающей природе, в искусстве. Такое развитие проявляется у учащихся в пробуждении эстетических чувств, в способности реагировать на прекрасное. Сталкиваясь с прекрасным, человек может им любоваться и восхищаться, негодовать и горевать, испытывать чувство любви и ненависти, чувство приязни и отвращения, чувство радости и т. п. Задача учителя – сформировать у учащихся способность быть чуткими к природе и искусству. Для того, чтобы понимать надо знать, для появления у учащихся способности воспринимать, прекрасное необходимо эстетическое образование . Это относится прежде всего к таким видам искусства, как живопись, скульптура, музыка, литература;
2) воспитание эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное. Эстетический вкус сложно сформировать, у каждого человека существует свой эстетический идеал. В эстетике прекрасным называют то, что способно вызвать благоприятные чувства и эмоции, доставить эстетическое наслаждение. Эстетический вкус каждого отдельного человека может не совпадать с эстетическим вкусом и идеалом другого. Как вести себя учителю, когда ученик доказывает, что музыка в стиле «тяжелый рок» доставляет учащемуся эстетическое наслаждение? Можно ли безоговорочно отвергнуть такую точку зрения? Нет. В этом и состоит роль учителя : не столько сформировать определенные, устоявшиеся, традиционные представления о прекрасном, сколько научить соотносить эстетические вкусы разных людей в разные исторические периоды и эстетические вкусы современности со своими личными;
3) воспитание эстетического отношения к действительности, что включает активные действия человека по охране и защите прекрасного. Эта задача является не только проблемой эстетического воспитания, но и нравственного. Учащиеся должны знать основные положения эстетического поведения. Учитель должен не только наглядно представить предметы искусства, но и предложить учащимся самим попробовать создать подобные «шедевры». Это поможет учащимся научиться ценить искусство и тех, кто помогает его развитию.
Эстетическое воспитание в обучении осуществляется как в процессе преподавания ряда общеобразовательных дисциплин (литература, география, история, история, биология), так и с помощью эстетических дисциплин (музыка, изобразительное искусство).
Уроки музыки даются с 1 по 7 классы включительно. Основная задача этих уроков – приобщение учеников к музыке, развитие музыкального вкуса, формирование активного творческого отношения к ней. Важно, чтобы ученики занимались на уроках не только пением, но и получали интересную и полезную информацию о наиболее известных композиторах-классиках, а также современных композиторах.
Курс изобразительного искусства введен с 1 по 6 класс. Здесь ученики не только получают знания «о прекрасном», но и сами активно участвуют в создании своих маленьких картин.