Файл: Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика конспект лекций.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 824
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова
ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками
ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире
ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России
ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны
ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность
ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие
ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система
ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология
ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача
ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс
ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования
ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования
ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс
ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт
ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования
ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения
ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения
ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение
ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение
ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение
ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей
ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей
ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений
ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система
ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе
ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов
ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога
ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения
ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики
ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения
ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов
ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции
ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика
ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль
ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль
ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе
ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе
ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке
ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе
ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания
ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение
ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на полную реализацию человека как личности.
Самовоспитание связано с ясно осознанными целями, идеалами, определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности.
Компоненты самовоспитания:
1) самоанализ личностного развития – размышление над отдельными качествами своей личности, способствует обдуманным действиям и поступкам, помогает установить причинно-следственные связи;
2) самоотчет – повышает ответственность за свои поступки, способствует обмену опытом работы по самовоспитанию;
3) самоконтроль – помогает выявить качества характера и оценить свои возможности;
4) самооценка – помогает правильно и объективно оценить себя, дать характеристику и оценку отдельным качествам личности.
Виды самовоспитания:
1) интеллектуальное;
2) эстетическое;
3) физическое;
4) психологическое.
Интеллектуальное самовоспитание. Цель интеллектуального самовоспитания учителя – научиться изложить свои знания так, чтобы увлечь, заставить почувствовать жизнь в своем предмете. Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с учениками.
Решающими факторами для интеллектуального воспитания являются:
1) хорошо развитая устная речь;
2) письменная речь;
3) глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования.
Этическое самовоспитание. Цель эстетического воспитания – уделять больше внимания навыкам общения. Комплекс навыков, необходимый для этого, трудно определяем и зависит от типа характера, воспитания, мышления.
Решающие факторы этического самовоспитания:
1) умение установить и поддержать контакт с собеседником;
2) умение привлечь и удерживать внимание собеседника;
3) воспитание уважения к другим людям, к их чувствам и эмоциям.
Физическое самовоспитание. Цель физического самовоспитания – увеличение физической нагрузки, улучшение физического состояния организма. Физическая нагрузка в деятельности учителя очень мала, он часто подвержен стрессам, болезням и недомоганиям.
Решающие факторы физического воспитания:
1) присутствие особого психологического компонента, позволяющего снять стресс, сбросить усталость;
2) поднятие общего тонуса;
3) умение обращаться с собственным телом;
4) поддержание нормальной спортивной формы.
Рекомендуемые физические нагрузки:
1) бег;
2) плавание;
3) туризм;
4) оздоровительные спортивные системы.
Психологическое самовоспитание. Цель психологического воспитания – подготовить учителя к специфике своей профессиональной деятельности.
Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только при наличии устойчивой, уравновешенной нервной системы.
Решающие факторы психологического самовоспитания:
1) умение длительно концентрироваться;
2) умение снимать психологическое напряжение;
3) стремление понимать состояние учеников;
4) правильное общение с родителями и коллегами.
ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание
Коллективизм определяется как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму .
Понятие коллектива может быть сведено к следующим признакам:
1) объединение людей на основе каких-либо общих задач;
2) известное постоянство контакта;
3) известная организация.
Такие признаки коллектива определяются философией.
Сам термин «коллектив» переводится с латинского языка как «сборный».
Русский толковый словарь дает пояснение этому термину следующим образом: «это группа людей, объединенных общими делами».
Одним из принципов педагогики является принцип воспитания личности в коллективе.
Для сплоченного, сформировавшегося коллектива характерно:
1) единство и цель;
2) общая ответственность;
3) здоровое общественное мнение;
4) положительные традиции;
5) атмосфера доверия;
6) высокая требовательность;
7) умение критиковать;
8) умение правильно воспринимать критику.
Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является общность цели, которая реализуется (достигается) в процессе совместной деятельности. Цель, которая стоит перед коллективом, должна быть социально значимой и ценной для общества, т. е. не противостоять ему. Для достижения этой цели деятельность коллектива должна быть соответствующим образом организована. В процессе этой деятельности между членами коллектива складываются определенные отношения, связанные с выполнением деятельности.
Самым точным критерием полноценного коллектива являются свободная позиция каждого его участника, взаимное уважение интересов и потребностей.
Такие отношения складываются в том случае, когда общение, участие в достижении общих целей в коллективе порождает не только требовательность, но и уважение, и заботу друг о друге.
Принципы коллектива:
1) наличие общеколлективных целей;
2) постоянное движение навстречу новым перспективам;
3) связь с другими коллективами, с жизнью общества;
4) прямое влияние на все основные стороны жизни учащихся;
5) единство управления и самоуправления;
6) ведущая роль старших;
7) использование игры;
8) создание и накопление традиций;
9) бодрый тон;
10) эстетическая выразительность.
Коллектив – это сплав разных личностей, но эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеются нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива.
В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы . Основные формы первичных коллективов в школе:
1) класс;
2) внеклассные кружки;
3) спортивные коллективы;
4) коллективы художественной самодеятельности и т. п.
Особенность первичных коллективов – личный контакт в нем всех его членов, постоянное деловое и товарищеское общение между ними.
Классный коллектив – важнейшая форма первичного коллектива. Он может расти, развиваться при активной и тесной связи с другими коллективами, во-первых, и с общешкольным коллективом, во-вторых. Если коллектив замыкается в рамках класса, его интересы не выходят за рамки своего класса, то этот коллектив не может рассматриваться как полноценный.
Иногда классные коллективы противопоставляют себя другим классам и общешкольному коллективу. Складывается «групповой эгоизм».