Файл: Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика конспект лекций.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 834

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова

Педагогика: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»

ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире

ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны

ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность

ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология

ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача

ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс

ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс

ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования

ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы

ЛЕКЦИЯ № 28. Учебники

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения

ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения

ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение

ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение

ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение

ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей

ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей

ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе

ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов

ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога

ЛЕКЦИЯ № 56. Консультация

ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики

ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика

ЛЕКЦИЯ № 67. Методы контроля

ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля

ЛЕКЦИЯ № 69. Виды контроля

ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль

ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль

ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе

ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке

ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе

ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание

ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания

ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение

ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя

ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка



После упорядочения структуры школьного образования в СССР (1934 г.) начальная школа стала частью единой общеобразовательной школы, ее первой ступенью. Окончание начальной школы открывало учащимся возможность для продолжения общего образования. Эта роль начальной школы сохранилась в дальнейшем при всех преобразованиях советской системы образования.

Первые советские учебный план и программа начальной школы опубликованы в 1920 г. Кроме русского языка и арифметики в них предусматривалось преподавание (со 2-го класса) природоведения и обществоведения. Также вводились физическое воспитание, пение и рисование. В 1923–1927 гг. в школах применялась комплексная система обучения. В начале 1930-х гг. были восстановлены самостоятельные учебные предметы и классно-урочная система обучения, вводились история, география и естествознание как самостоятельные учебные предметы.

Работа по дальнейшему совершенствованию начального образования включала три этапа.

На первом этапе (до 1963 г.) были отработаны основные принципы развивающего обучения. В разных вариантах они формулировались Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и другие и стали использоваться в массовой начальной школе в конце 1980-х гг.

На втором этапе (1963–1966 гг.) были разработаны основные критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе.

Третий этап (1966–1969 гг.) проводился в различных регионах РСФСР с учетом специфики социальных, экономических и других условий.

Сегодня в основу построения учебных планов начального образования положены три области знаний:

1) родной язык;

2) математика;

3) человек, природа и общество.

Это позволяет сделать содержание обучения вариативным, но отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта. Для начальной школы создаются учебные пособия по новым интегрированным курсам: «окружающий мир», «математика и конструирование», «грамота» и др. Разрабатывается методика формирования элементарных умений использования компьютеров в обучении (и не только в математике), развития информационной грамотности учащихся и др.

В системе российского начального образования довольно долгое время сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). Основным важным направлением, определяющим перспективу развития начального образования, является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с планируемым переходом обучения в средней образовательной школе на 12-летнее обучение ведется разработка новых подходов к начальному обучению.



ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы



Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

1) базисный;

2) типовой;

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:


1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

4) специфику школы.

Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:

1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программы выделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

ЛЕКЦИЯ № 28. Учебники



Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает основным целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.

Учебник является для учащихся важным источником знаний, одним из главных средств обучения. Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в обществе.


Как средство обучения учебник обладает определенной материальной формой (выраженной в сложной структуре), которая жестко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Эта особенность предъявляет высокие требования к конструкторам учебников (авторам, художникам, редакторам), требует от них знания теории учебника и закономерностей его создания.

Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям :

1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;

2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;

3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.

Теория учебника развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структуры учебника: с точки зрения содержательных компонентов (И. Я. Лернер), учебник как комплексная информационная модель учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве учебника позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе обучения.

Существуют методические требования к учебнику:

1) соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию и форме преподнесения учебного материала;

2) четкое структурное деление и графическое выделение выводов;

3) наличие иллюстраций, способствующих усвоению и запоминанию изучаемого материала;

4) наличие заданий, развивающих творческие способности учащихся, прививающие навыки самостоятельности в изучении нового материала;

5) наличие четкого и продуманного методического оформления (содержание, предметно-именной указатель, сноски, ссылки, список вспомогательной литературы и т. п.).

Разработка в 1970-1980-х гг. основ теории школьного учебника привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый учебник не может обеспечить учащимся современный уровень образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекта (УМК) как открытой системы учебных пособий. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В начале 1980-х гг. УМК были созданы по каждому классу и учебному предмету.