Файл: Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика конспект лекций.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 861
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова
ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками
ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире
ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России
ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны
ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность
ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие
ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система
ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология
ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача
ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс
ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования
ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования
ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс
ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт
ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования
ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения
ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения
ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение
ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение
ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение
ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей
ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей
ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений
ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система
ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе
ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов
ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога
ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения
ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики
ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения
ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов
ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции
ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика
ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль
ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль
ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе
ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе
ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке
ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе
ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания
ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение
ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
1) исключить единообразие его проведения;
2) сделать интересным урок для учащихся;
3) повысить познавательную деятельность и активность учеников на уроке;
4) проявить педагогу свои творческие способности и совершенствовать педагогическое мастерство.
Главным аспектом выбора структуры урока является мастерство учителя. От него зависит, будет ли следующий урок точной копией предыдущего либо он будет нетрадиционным, интересным.
ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога
Термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, которая проводится классным руководителем и учителями-предметниками с учениками своей школы после уроков. Существует также понятие «внешкольная работа», под которой понимается воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями.
Внеучебная воспитательная работа активно способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса. На данный момент существует несколько наиболее общих принципов внеклассной работы. Один из них – добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы любой вид занятий, в который включается ученик, имел общественную направленность. Дело, которым занимается учащийся, должно быть нужно и полезно либо обществу, либо его сверстникам, либо родителям и т. д. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность учеников, особенно в условиях школы, где учителя, стараясь помочь ученикам, практически всю работу берут на себя. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов, источников их получения для внеклассных мероприятий. Желательно, чтобы во внеклассных мероприятиях были элементы романтики и игры, чтобы им сопутствовала красочность и эмоциональность. Один из важных моментов – это четкая организация внеклассных мероприятий. Необходимо отметить, что важным принципом такой работы является принцип охвата всех учащихся, чтобы участниками внеклассных мероприятий были не только лидеры и активисты класса, но и остальные ученики. Важно, чтобы каждый ребенок сумел проявить себя вне класса.
Существует несколько основных типов внеклассной работы:
1) проведение лекций на самые разнообразные темы. Это могут быть вопросы науки, техники, литературы, искусства, лекции на «интимные» темы; тематические вечера, имеющие прежде всего познавательную направленность и посвященные какой-либо одной специальной теме. Например, вечер, посвященный любовной лирике М. И. Цветаевой, или вечер, посвященный творчеству Рембрандта;
2) диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы , чаще на социальные или темы морали. На такие вечера можно приглашать и учеников других школ;
3) проведение конкурсов, смотров, олимпиад, турниров, фестивалей и т. д. Например, предметные олимпиады – очень важное средство развития интереса к знаниям (дух соревнования является для этого определенным стимулом). Подготовка к мероприятиям такого рода – это всегда творческий процесс, в котором обязательно должны активно участвовать учащиеся;
4) организация выставок. Это могут быть выставки ручного творчества или тематические стенды-выставки («Новые возможности Интернета», «Учеба за рубежом»), или выставки-отчеты о походах и экскурсиях и т. д.;
5) экскурсия – один из видов внеклассной воспитательной работы. Это могут быть экскурсии такого рода как поход в музей, на какое-либо предприятие, в театр, в библиотеку и т. д. Экскурсии имеют не только воспитательное, но и образовательное значение. Часто они проводятся учителями-предметниками в связи с изучением очередных тем и разделов курса.
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции.
Слово «лекция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «чтение». Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам. Впрочем, в Англии до настоящего времени считается обязательным, чтобы профессор университета приходил на занятия с текстом лекции и пользовался им при изложении материала студентам. В других же странах эта традиция утратила свое значение, и понятие «лекция» означает не столько чтение заранее подготовленного текста, сколько специфический метод объяснения изучаемого материала. В этом смысле под лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
Поскольку лекция – это один из методов устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами.
Лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения.
Лекция не перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с вопросом. Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения. Точный и верный ответ на этот вопрос все же существует.
Единственное отличие лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.
Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний. Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия:
1) во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме;
2) во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.
Один из этих приемов – создание проблемной ситуации . Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.
ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога
Семинары, тренинги и диспуты – это формы работы педагога со старшеклассниками. Все они предполагают активное участие учащихся, их работу не только в классе, но и домашнюю подготовку.
Тренинг отличается тем, что в его основе лежит психологический аспект – умение работать в группе. Существует много видов практического тренинга, объединенных общим качеством – во всех них участники осуществляют деятельность, отличную от ежедневной учебной деятельности. Назовем основные цели проведения тренингов:
1) выявление проблемных узлов. Наиболее часто встречающиеся – это проблемы, связанные с человеческим фактором и структурой организации класса. Оценивая учащихся во «внерабочей» ситуации, легче выявить, какие черты личности проявляются сильнее, как это влияет на взаимодействие и на эффективность выполнения задач;
2) развитие системы коммуникации среди участников команды. Большинство заданий тренинга довольно сложны, но в конечном счете выполнимы. У каждой команды выявляется свой подход к их выполнению: кто-то решает слету, кто-то вырабатывает план, но становится понятным одно – если они не будут эффективно взаимодействовать друг с другом, их постигнет неудача, поэтому необходимо овладеть навыками компетентного общения;
3) развитие навыков индивидуальной и групповой рефлексии. В ходе тренинга после каждого упражнения учитель предлагает участникам обсудить, что только что произошло: что им удалось сделать хорошо, что – хуже, что бы они сделали по-другому. Рефлексия – это метод осознания того, что они пережили и узнали нового, она дает возможность учиться на своем прошлом опыте и переносить знания в новые области деятельности. Постепенно ученики учатся синтезировать свои навыки;
4) создание позитивного социального окружения. Для этого во время тренинга затрагиваются такие области как эмоции, аспекты личности и взаимоотношения. Помимо этого, участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Все это приводит к тому, что члены команды начинают понимать друг друга лучше, что ведет к эффективному взаимодействию.