Файл: Анализ и пути совершенствования финансовой политики в рф на современном этапе.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На тему: «Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе»
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы реализации финансовой политики государства и методы ее реализации 4
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 4
1.2 Содержание финансовой политики 7
1.3 Основные методы реализации финансовой политики 10
Глава 2. Финансовая политика как совокупность мер, принимаемых государством для достижения целей экономической безопасности 16
2.1 Основные направления финансовой политики за 2019-2021 год 16
2.2 Анализ финансовой политики России за 2019-2021 год 21
Глава 3. Перспективы финансовой политики на 2022-2024 год 28
3.1 Основные направления финансовой политики на 2022-2024 год 28
Заключение 31
Список использованной литературы 34
-
Введение
Экономическая безопасность в развитом современном государстве выступает основой для развития экономически стабильной и эффективной системы государства. Таким образом, экономически успешное и эффективное государство – это такое государство, которое стремится отстаивать, прежде всего, свои национальные присущие интересы и обеспечивает стабильную экономическую безопасность в настоящем периоде и при наличии конкретных независимых обстоятельствах в текущих условиях неограниченной свободной международной конкуренции.
Особое место в составе рыночных отношений и в устройстве их регулирования со стороны государства играет выбранная экономическая политика, весомой составляющей которой является финансовая. Актуальность данной работы обуславливается тем, что наличие значительных дисбалансов в экономике России (например, неконкурентоспособность значительной доли выпускаемой продукции) объясняет потребность пересмотра способов реализации реформ. Таким образом, наличие грамотной финансовой политики является весьма существенным элементом управления государства.
Цель работы: дать анализ финансовой политики в РФ на современном этапе и определить пути ее совершенствования.
Дляосуществления данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы реализации финансовой политики государства и методы ее реализации;
- рассмотреть основные направления финансовой политики за 2021 год;
- проанализировать эффективность финансовой политики России за 2018-2021 год.
- определить направления совершенствования проведения финансовой политики в РФ на современном этапе.
Объект работы – экономическая политика государства.
Предмет работы – финансовая политика государства.
Методы исследования: методы системного анализа, экономического анализа, прогнозирования.
Теоретическую основу исследования составили следующие научные труды авторов: Грушанин, А. А. «Формирование финансовой политики современного государства на примере Российской Федерации»; Джевицкая, Е.С. «Проблемы формирования и использования государственного бюджета Российской Федерации»; Капленок, Е. А. «Совершенствование финансовой политики Российской Федерации на современном этапе»; Калита П. В., Шуть И. А. «Финансовая политика России на современном этапе»; Митина, И. А. «Финансовая политика в качестве основы достижения финансовой безопасности государства и региона»; Неводова, И. А. «Проблемы разработки и реализации финансовой политики РФ».
Логика исследования соответствует поставленным задачам:
Глава 1. Теоретические основы реализации финансовой политики государства и методы ее реализации.
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики.
1.2 Содержание финансовой политики.
1.3 Основные методы реализации финансовой политики.
Глава 2. Финансовая политика как совокупность мер, принимаемых государством для достижения целей экономической безопасности.
2.1 Основные направления финансовой политики за 2019-2021 год.
2.2 Анализ финансовой политики России за 2019-2021 год.
Глава 3. Перспективы финансовой политики на 2022-2024 год.
3.1 Основные направления финансовой политики на 2022-2024 год
-
Глава 1. Теоретические основы реализации финансовой политики государства и методы ее реализации
- 1 2 3 4 5 6 7
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики
Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной. А.Н. Филева считает: «Под финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства по использованию финансов в экономике и социальному развитию общества»[14, с.2].
Финансовая политика государства – это, по мнению Букина И.С. и Маневич В.Е., совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. В настоящее время в России существует регулирующий тип финансовой политики, основанный на идеях Кейнса.
Финансовая политика государства — это совокупность государственных мероприятий, направленных на эффективную мобилизацию финансовых ресурсов, их перераспределение и использование в целях выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабилизации [3, с. 25].
Сущность финансовой политики государства проявляется в сочетании соответствующих средств, с помощью которых решаются поставленные задачи, и достигаются конкретные цели развития национальной экономики.
Воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества осуществляется через финансовую политику, которая является составной частью экономической политики государства. Существует так называемый «магический квадрат» — четыре основные цели, к которым стремится любое государство при разработке своей экономической политики:
1) объемы производства (рост экономики, рост ВВП);
2) уровень занятости (безработица);
3) стабильность цен (инфляция);
4) сбалансированный платежный баланс.
Цели и содержание финансовой политики государства определяются ее следующими основными задачами, такими как:
-
обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; -
рациональное использование и распределение финансовых ресурсов; -
организация стимулирования и регулирования финансовыми методами социальных и экономических процессов в стране; -
разработка и развитие финансового механизма в соответствии с изменяющимися экономическими и социальными приоритетами [11, с.57].
Субъектами финансовой политики являются все экономические субъекты — государство в лице органов власти и органов местного самоуправления, организации и домохозяйства, — которые определяют ключевую концепцию финансовой политики и основные цели, и задачи. На макроуровне субъектами финансовой политики являются аппараты исполнительной и законодательной (представительной) власти, устанавливающие главные направления финансовых отношений. На микроуровне число субъектов, создающих финансовую политику находится в прямой зависимости от масштаба и вида деятельности организации [3,с. 78].
В России к субъектам финансовой политики относят:
– Федеральное собрание, занимающееся и утверждающее федеральный бюджет, принимающее законы в области налогово-бюджетных отношений;
– Правительство Российской Федерации, занимающееся разработками и исполнением федерального бюджета, после чего всю отчетность предоставляющее на контроль Государственной Думе;
– Министерство финансов Российской Федерации, разрабатывающее законы, осуществляющее регулирование всех сфер финансовой деятельности внутри государства, обеспечивающее контроль над соблюдением законодательства;
– Счетная палата, осуществляющая проверки деятельности различных хозяйственных структур, а также предоставляющая информацию Федеральному собранию;
– Президент Российской Федерации, принимающий участие в утверждении федерального бюджета[8, с.109]. Президент лично обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием.
Реализация финансовой политики включает три этапа:
- на первом этапе анализируются действие объективных экономических законов, потребности общества, развитие экономики государства, влияние внешних и внутренних политических факторов. На основании полученных результатов определяются общие тенденции развития финансовых отношений. Другими словами, на этом этапе осуществляется подготовка и подводится экономическое обоснование под разрабатываемую финансовую политику страны
;
- на втором этапе разрабатываются конкретные мероприятия по повышению эффективности деятельности финансового механизма, по наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов государства. Выявляются резервы и определяются основные направления использования финансовых ресурсов на перспективу и в текущий период. Таким образом, именно на этом этапе происходит разработка конкретной финансовой политики, определяется стратегия и тактика развития финансовых отношений;
- на третьем этапе идет реализация запланированных мероприятий, осуществляются практические действия, направленные на достижение поставленных целей и задач.
Таким образом, финансовая политика является условно независимой областью деятельности государства. Она имеет свои определенные структурные элементы, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования. Основными целями финансовой политики являются: обеспечение устойчивого экономического роста, полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.
- 1 2 3 4 5 6 7