Файл: Анализ и пути совершенствования финансовой политики в рф на современном этапе.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- пролонгация до 2024 года решения по централизации в федеральном бюджете доходов от 1% ставки налога на прибыль организаций и норматива зачислений по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции в целях перераспределения указанных доходов через предоставление дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации.
3. Операционная эффективность использования бюджетных средств.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
В целях повышения операционной эффективности бюджетных расходов предполагается дальнейшее совершенствование процедур планирования и технологий исполнения бюджета, включая:
- расширение практики внедрения обоснований расходов для получателей бюджетных средств и создание на федеральном уровне единой системы обоснования расходов, включающей в себя обоснования плановых сметных показателей и сформированные на их основе обоснования бюджетных ассигнований;
- введение в процедуру планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства механизма обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита;
- формирование и ведение реестра конечных получателей субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
4. Таможенно-тарифное регулирование.
На текущем этапе функционирования ЕАЭС вопросы установления вывозных пошлин отнесены к компетенции национальных правительств. При этом в предстоящие годы планируется принять механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики. Важным направлением таможенно-тарифной политики с учетом формирования Союза станет работа по расширению сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов. Одновременно в целях устойчивого развития экономик и повышения энергетической безопасности государств - членов Союза продолжится работа по формированию общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа.
В этих условиях основными подходами таможенно-тарифной политики в отношении импорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:
- унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах - членах ЕАЭС;
- выработка единых условий применения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках функционирования ЕАЭС, в том числе тарифных льгот при ввозе товаров в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному сектору экономики государства - участника ЕАЭС;
- установление унифицированного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной Интернет-торговли;
- дальнейшее исполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по приведению действующих ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС в соответствие с принятыми обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.
Приоритетами таможенно-тарифной политики в отношении экспорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:
- упрощение таможенного администрирования экспортных поставок за счет организации взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности в электронном виде, сокращение времени проведения таможенных операций;
- продолжение работы по принятию механизмов проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств - членов ЕАЭС, включая унификацию подходов по установлению экспортных пошлин и введение единого механизма уплаты, зачисления и перечисления сумм вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров в третьи страны с таможенной территории ЕАЭС;
- снижение зависимости Российской Федерации от экспорта сырья на внешний рынок;
- реализация механизма подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти планируемых к добыче и вывозу из Российской Федерации, а также фактически произведенных объемов продукции (минерального сырья) в связи с исполнением соглашений о разделе продукции.
Таким образом, целью основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2019 - 2021 года относятся:
1) реализация проектного подхода в бюджетном финансировании;
2) объединение масштабных стратегически значимых расходов в составе национальных проектов;
3) трансформация структуры расходов в пользу направлений, обеспечивающих рост инвестиций в экономику и человеческий капитал;
4) формирование Фонда развития.
- 1 2 3 4 5 6 7
2.2 Анализ финансовой политики России за 2019-2021 год
В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. 2021 год стал переходным периодом, когда бюджетная политика сохранила контрциклическую направленность в масштабах, соразмерных ожидаемой траектории восстановления деловой активности. В этих целях размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен до 1,2% ВВП.
Бюджетная политика.
Особенностью параметров федерального бюджета 2019-2021 гг. является его формирование с профицитом в течение всего трехлетнего цикла. Совокупный объем профицита за 3 года составит почти 4 трлн рублей. Профицит федерального бюджета обусловлен механизмом бюджетного правила, сдерживающего рост бюджетных расходов в пределах базового объема нефтегазовых доходов и величины расходов на обслуживание государственного долга. Таким образом, бюджетное правило выполняет функцию сдержек и противовесов при реализации стимулирующей бюджетной политики.
Принят и вступил в силу Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2022 годов» от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ. Основные параметры бюджета представлены в табл. 1. Представленная в табл. 1 информация свидетельствует о продолжении политики роста утверждаемого объема расходов федерального бюджета под влиянием реализуемой политики увеличения доходов – как нефтегазовых, так и ненефтегазовых.
Таблица 1
Основные прогнозируемые параметры федерального бюджета на 2019-2021 год
Показатели бюджета по годам | 2019 | 2020 | 2021 | Отклонение 2020/2019 | Отклонение 2021/2020 |
Доходы (трлн руб.) | 20174 | 20379 | 21246 | 205 | 867 |
Расходы (трлн руб.) | 18293 | 19503 | 20634 | 1210 | 1131 |
Профицит ((млрд руб.) | 19676 | 876051 | 612504 | 856375 | -263547 |
Профицит бюджета (в % к ВВП) | 1,7 | 0,8 | 0,5 | -0,9 | -0,3 |
Финансирование нацпроектов (трлн руб.) | 1,6 | 1,8 | 2,0 | 0,2 | 0,2 |
ВВП (трлн) руб.) | 108414 | 112868 | 120364 | 4454 | 7496 |
Прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов (трлн руб.) | 3,177 | 2,332 | 3,968 | -0,845 | 1,636 |
Объем фонда национального благосостояния (трлн руб.) | 3,8 | 7,5 | 11,476 | 3,7 | 3,976 |
Верхний предел государственного внутреннего долга (трлн руб.) на конец года | 11,613 | 13,5 | 15,176 | 1,887 | 1,676 |
Верхний предел государственного внешнего долга на конец года: в млрд долларов США Тот же показатель в млрд евро | 54,1 49,2 | 64,6 56,4 | 67,6 57,6 | 10,5 | 3 |
Из табл. 1 видно, что, поскольку на все три предстоящих года запланирован профицитный бюджет, на период до 2021 г. сохраняется отсечение ресурсов от финансирования экономического роста.
Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2019 год составило:
– по доходам – 20 188 796,8 млн рублей (101,1% к объему доходов федерального бюджета, установленному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год ;
– по расходам – 18 214 517,5 млн рублей, или 98,5% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год, и 94,2% к объему бюджетных ассигнований, установленному сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2019 год с учетом внесенных в нее изменений. Профицит федерального бюджета за 2019 год составил 1 974 279,3 млн рублей, или 1,8% ВВП [16].
По итогам 2020 года по сравнению с 2019 годом:
– снижение доходов федерального бюджета составило 0,9 процентного пункта к ВВП, что связано с уменьшением поступлений нефтегазовых доходов на 2,3 процентного пункта к ВВП, обусловленным снижением средней цены на нефть с 63,2 доллара США за баррель в декабре 2018 года – ноябре 2019 года до 42,8 доллара США за баррель в декабре 2019 года – ноябре 2020 года.
– рост расходов федерального бюджета составил 4,7 процентного пункта к ВВП. В реальном выражении объем расходов федерального бюджета увеличился и составил 119,4% к расходам 2019 года (информация об исполнении расходов федерального бюджета представлена в разделе 5 «Расходы федерального бюджета» настоящего издания);
– дефицит федерального бюджета составил 3,8 процентного пункта к ВВП (за 2019 год профицит федерального бюджета – 1,8 процентного пункта к ВВП), ненефтегазовый дефицит составил 8,8 процентного пункта к ВВП (за 2019 год – 5,4 процентного пункта к ВВП)[17].
Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2021 год составило:
- по доходам – 25 286 377,6 млн рублей (134,8% к объему доходов федерального бюджета, установленному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на 2021 год);
- по расходам – 24 762 100,4 млн рублей, или 115,1% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на 2021 год, и 97,5% к уточненной росписи. Профицит федерального бюджета за 2021 год составил 524 277,2 млн рублей, или 0,4% ВВП.